Валентина Арбатская
Формирование читательской компетентности детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Формирование читательской компетентности детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности.
Функциональная грамотность включает в себя несколько направлений:
• Читательская грамотность
• Математическая грамотность
• Естественно- научная грамотность
Публикация «Формирование читательской компетентности детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают базовой основой чтения, письма, математики, основами естественно-научных представлений, социально-коммуникативной компетентностью и это является той благодатной почвой, которая впоследствии поможет детям приобретать и добывать знания самостоятельно, уметь общаться со взрослыми, педагогами и сверстниками, применять полученные знания в жизни.
Задача педагога помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, заинтересовать детей, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить.
В настоящее время, с развитием различных технологий, человек должен учиться в течение всей своей жизни. Условием успешного самообразования является сформированность компетенций. Об этом очень подробно изложено в концепции модернизации российского образования, которая подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе». Важное место в перечне компетентностей занимает читательская компетентность. В современном мире встает проблема литературного образования детей, приобщение их к чтению. Еще В. Сухомлинский говорил, что: «чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Этапы формирования основ читательской компетентности у детей дошкольного возраста
Организационно-
подготовительный Организация соответствующей предметно-
развивающей и речевой среды
Мотивационно-
диагностический Продуманный анализ содержания произведения
Деятельностный Развитие у детей самостоятельности в словесно-
творческих проявлениях
Рефлексивный
Организация совместной игровой деятельности с детьми по мотивам произведения художественной
литературы
Воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве - это кропотливый, долгий процесс. Читатель способен мыслить в рамках проблем, схватывать целое, выявлять противоречия, адекватно оценивать сложившуюся ситуацию, быстро находить правильное решение. Он имеет больший объем памяти и творческое воображение, свободнее пишет, приятен в общении, самостоятелен в суждениях и в поведении. Таким образом, чтение формирует духовно зрелого, культурного и социально ценного человека. Читательская культура – это общение ребенка с книгой, культура восприятия (понимание, эмоциональность) прочитанного, наличие соответствующих возрасту литературных знаний.
Прежде отметим, что потребность в способности читателя, слушателя, превращать содержание текста в личный опыт возникает в дошкольном возрасте, а точнее в младшем дошкольном возрасте, когда ребенок, научившийся различать и понимать обращенную к нему речь взрослого с опорой на конкретную ситуацию, начинает осваивать приемы понимания связной контекстной речи. Поэтому читательский интерес необходимо развивать уже в дошкольном возрасте, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь.
Цель моей работы в этом направлении: формирование читательской компетентности детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Этот вид деятельности близок ребенку, так как связан с игрой, это активное развитие речи, здесь можно реализовать свою выдумку, впечатления из окружающего мира можно вложить в образы и действия героев, здесь наиболее ярко проявляется принцип обучения – «учить, играя». Театрализованная деятельность стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, ребенок усваивает богатство родного языка, старается говорить четко, понятно для окружающих. Формируется диалогическая речь, дети лучше усваивают содержание произведения, усваивают элементы речевого общения (жесты, мимика, интонация и т. д., что благоприятно способствует формированию социального поведения, формирует предпосылки к читательской компетентности.
В направлении этой деятельности я наметила для себя задачи:
-анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта,
-разработка программы,
-создание предметно-развивающей среды для применения развивающих и инновационных технологий для формирования компетентностей ребенка,
-приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.
А так же задачи для детей :
- воспитание общительного, творческого, эмоционального ребенка, владеющего словом, понимающего партнера;
- воспитание и развитие памяти, мышления, внимания, воображения, чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства в каждом ребенке;
- совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской речи, общению и речевой выразительности;
- совершенствование творческой самостоятельности, игровых навыков детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций;
- активизация познавательного интереса и мыслительного процесса у детей.
Знакомство с театральной деятельностью происходит в атмосфере приподнятого настроения, волшебства, праздника. Начинается оно с младшего дошкольного возраста. В этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм, сначала педагог знакомит детей с книгой, читает сказки, стихи с просмотром иллюстраций, а затем обыгрывает сказки с помощью кукольных спектаклей.
Для формирования читательской грамотности использую следующие средства обучения
Дидактическая игра – это целенаправленная учебная деятельность, когда каждый играющий или группа в целом объединены решением одной задачи и ориентированы на достижение общей цели. Педагогу остается лишь использовать естественную потребность ребенка к игре, чтобы постепенно вовлечь его в процесс моделирования жизненных ситуаций. Воспитатель должен обеспечить атмосферу доброжелательности, быть наблюдателем и направляющим, обязан поддерживать ребёнка, даже если он ошибается. Дети не только знакомятся с объектом, они определяют задачу, направление поисков, оценивают свой результат и результат команды или группы.
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.
Например, дети любят играть в игру «Отсюда-туда»
Цель: формирование практические навыков прослеживать алгоритм действий героев сказки.
На лепестки с цифрами по очереди выкладываются карточки с изображением последовательности сказочных действий. Дети воспроизводят хронологию событий и рассказывают содержание сказки.
Игра «Составь сказку» основана на использование мнемотехники.
Цель: формировать навыки составление сказки по мнемо-схемам.
На столе располагаются картинки-схемы. У детей должен получиться небольшой связный рассказ.
При использовании настольных игр в свободной деятельности у ребенка появляется возможность варьировать ход игры, содержание, цели, внося свои творческие элементы. Таким образом, использование дидактических игр, настольных театров прямо или косвенно ведет к формированию основ читательской компетентности будущего школьника.
Ещё одним средством формирования читательской компетентности являются разнообразные виды театра.
В моей группе дети очень полюбили:
- стендовый театр (фланелеграф) : с помощью взрослого они находят нужных героев сказок, рассказывают сказки «Теремок», «Рукавичка», «Лисичка со скалочкой». Сопереживают героям, они любят смотреть картинки в книге, но получают большое удовольствие, когда любимые герои двигаются.
- Нравится детям и пальчиковый театр – он очень хорошо способствует развитию речи, внимания, памяти, развивает точность, ловкость, формирует пространственные представления, координацию движений. Одевая на пальчики героев, ребенок рассказывает сказку, обязательное требование - рассказывать по тексту, который заранее читал педагог. Стимулирование пальцев ведет к развитию мелкой моторики, что в свою очередь ведет к развитию речи, умственному развитию ребенка. Об этом свидетельствуют и опыт и знания многих поколений, и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев влияют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие моторики рук и пальцев помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
Переход в театрализованной постановке от взрослого к самостоятельной деятельности детей происходит примерно к 4-5 годам.
Наши дети активно используют вязаный театр, театр мягкой игрушки, конусный театр. Кукла-варежка, кукла-перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши видят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет, кормить кашей и так далее. Они могут рассказать ей сказку, показать любимую книжку, посмотреть картинки, иллюстрации. Тем самым не навязчиво приобщаясь к знакомству с художественной литературой.
Важнейшими средствами, ведущими к пониманию не только предметного содержания произведения, но и его подтекста, идеи, авторской позиции, могут стать различные виды драматизации.
Драматизация — один из самых распространённых видов детского творчества, что может объясняться несколькими основными моментами. Прежде всего, драматизация, основанная на действии, совершаемом
самим ребёнком, наиболее близко связывает художественное творчество с его личными переживаниями, со стремлением воплотить в живые образы и действия свои впечатления от литературного творчества и окружающего мира.
Тесная связь драматической формы и игры является второй причиной близости театрального творчества ребёнку. Драматизация непосредственно связана с игрой является корнем всякого детского творчества, а поэтому содержит в себе элементы самых различных его видов.
Драматизация в целом и входящие в неё разнообразные приёмы соответствуют специфике художественных произведений и позволяют создать условия для формирования всех основных уровней понимания текста, что, несомненно, способствует формированию функциональной грамотности дошкольников. Как показывают и специальные исследования, и опыт педагогов, детей привлекает не только конечный результат работы над инсценированием художественного произведения, но и сам процесс драматизации, при этом высшей наградой становится скорее удовольствие, испытываемое ребёнком, чем одобрение со стороны воспитателя. В ходе драматизации образ, созданный на основе анализа элементов литературного произведения и воплощается и реализуется в действительность, хотя бы и условную, с помощью интонационно окрашенного слова, различных средств выразительно устной речи (тона, темпа, тембра, силы голоса, жестов, мимики, позы, движения).
Еще одним средством формирования читательской грамотности у детей дошкольного возраста является реплика-инсценировка с игрушкой или иллюстрацией, изображающей героя. Дети рассматривают игрушку или предметную картинку и пытаются от имени героя (пугливого зайца, хитрой лисы, задиристого и хвастливого петуха, неуклюжего медведя и др.) поздороваться, попрощаться, произнести какую-либо реплику. Например, при подготовке к драматизации сказки «Теремок», дети по очереди берут в руки ту или иную игрушку или картинку и от имени разных героев спрашивают: «Кто, кто в теремочке живёт?»
Старшим дошкольникам нравятся театрализованные представления, с которыми они выступают перед родителями и детьми детского сада.
Успех развития читательского интереса происходит с помощью театрализованной деятельности, а также зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Семья, семейное чтение играют первостепенную роль в становлении дошкольника как читателя. Семья отличается постоянством воспитательного воздействия, так как читающие родители могут быть образцом для подражания. Но в настоящее время семья не уделяет должного внимания процессу читательского развития ребенка.
Мы стараемся не только привлекать родителей к изготовлению, костюмов и различных атрибутов для театрализованных представлений, но и развивать у них самих читательскую грамотность, вовлекать родителей в развитии читательского интереса у детей. Для этого во время утреннего круга часто спрашиваю у детей : «Какую книгу ты читал (слушал) на этой неделе? Есть ли у тебя любимые книги? Какие книги тебе не нравятся? Почему?». Даю задание прочесть дома то или иное произведение, а затем в группе его обсуждаем. Дети слушают ответы друг друга, им хочется рассказать о себе, что позволяет вовлечь в беседу всё большее количество детей. Это привело к тому, что дети просят родителей читать им дома.
Детям нравится рисовать иллюстрации к художественным произведениям. В этот процесс вовлекаются и родители.
«Уголок для родителей» регулярно пополнятся материалами в виде рекомендаций, советов, консультаций по данному направлению работы с детьми.
Подытоживая выше сказанное можно сделать следующий вывод, что для формирования читательского интереса используются следующие виды деятельности :
-рассматривание иллюстраций известных художников к сказкам, беседа;
-показ книги (перед началом чтения, чтение сказок, стихотворений;
-артикуляционная гимнастика;
-упражнения в орфоэпическом произношении (скороговорки, чистоговорки);
-упражнения на воображение, имитация движений;
- хороводные игры;
-подвижные игры с героями (использование масок-героев);
-обыгрывание эпизодов, стихов, сказок;
-показ театрализованных представлений.
Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью, мы делаем их жизнь интересной, содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями. Дети, в свою очередь, стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, проявлять живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению, активизировалась речевая деятельность, стал проявляется интерес к чтению.
При помощи театрализованной деятельности можно решать практически все задачи развития успешной личности ребенка. Поэтому можно и нужно использовать широкие возможности театральной деятельности, которые будут способствовать повышению интереса к самостоятельному чтению книг в будущей школьной деятельности, научат детей извлекать из текстов полезную и интересную информацию.