Елена Лотырева
Формирование читательской компетенции младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
▼ Скачать + Заказать документы
Привить ребенку вкус к чтению– лучший подарок, который мы можем ему сделать.
Сесиль Лупан
В современном мире с появлением компьютера отношение к книге изменилось. Теперь, для того чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея компьютера. Мы педагоги обучаем младших школьников работе с различными источниками информации, но нельзя недооценивать роль книги в жизни человека. Русский методист Тихомиров Д. И. утверждал, что буквально с первых школьных шагов обучения надо «приучать ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать мысль и чувство образовательным содержанием».
Публикация «Формирование читательской компетенции младших школьников в условиях реализации ФГОС ноо» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Современное качество образования в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
• самостоятельного чтения книг;
• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
• самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
• работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).
Этим объясняется АКТУАЛЬНОСТЬ проблемы формирования у учащихся начальной школы способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.
Читательская компетентность– это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
Формирование читательской компетентности у детей младших классов является на мой взгляд одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Формирование первоначальных основ читательской компетентности учащихся, которая определяется навыками беглого, осмысленного, выразительного чтения;
2. Формирование умений работать с текстами через использование различных методов и приемов;
3. Повышение уровня творческого и логического мышления, учебной мотивации школьников.
4. Развитие читательской активности обучающихся и воспитание позитивного отношения к себе как к читателю.
Основу читательской компетентности составляют ценностно-смысловая, коммуникативная и познавательная компетентности.
Ценностно-смысловая компетенция определяется наличием читательского кругозора, т. е. знаний о литературе в виде представлений о произведениях, авторах, темах и жанрах детского чтения и полноценного восприятия произведений
Коммуникативная компетенция определяется наличием продуктивных способов чтения и качественного навыка: правильностью, беглостью, осознанностью, выразительностью.
Познавательная компетенция определяется читательской самостоятельностью в работе с книгой и сформированностью читательских умений работать с художественными и научно-познавательными текстами.
Работа по формированию читательской компетенции реализуется в следующих направлениям:
№ Направление Включает в себя Используемые приемы
1. Формирование навыка чтения • умение читать вслух и про себя
• владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое) • чтение слоговых таблиц
• речевые разминки
• игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания
• чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса
• чтение в парах
• работа со скороговорками и т. д.
2. Начитанность • знание изученных произведений,
• представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание;
• знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебниках и хрестоматиях для каждого класса.
• ведение Портфелей читателя, тетрадей по чтению,
• изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, рекламы книг
• литературные викторин и праздники
• инсценировка произведений.
3. Умение работать с книгой • определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т. д.);
• знание элементов книги • работа со справочной литературой, словарями;
• посещение школьной и районной библиотеки
4. Собственно читательская деятельность • восприятие, интерпретация (истолкование)
• оценка художественного произведения как искусства слова
работа с текстом
Виды работ:
• Чтение, деление на части. Составление планов картинного и цитатного.
• Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
• Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
• Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
• Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
• Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).
• Чтение по ролям.
• Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
• Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
• «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)
• Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).
• Нахождение и чтение образных слов и описаний.
• Чтение, пометка непонятных слов.
• Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
• Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
• Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» и т. д.
Достичь поставленных целей мне помогает работа по учебнику «Литературное чтение» под редакцией О. В. Кубасовой образовательной системы «Гармония».
Главной задачей курса по литературному чтению является литературное развитие младших школьников, формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу, совершенствование у детей навыка чтения.
Курс направлен на решение важных общепедагогических задач: всестороннее развитие личности учащегося и формирование у него читательских компетенций. В УМК «Гармония» просматривается нерасчлененность обучения чтению с работой с текстом произведения и детской книгой. Единый курс позволяет одновременно учить детей восприятию литературного произведения, совершенствовать навыки чтения и обогащает речь учащихся средствами литературы, формировать основы самостоятельной работы с книгой, использовать умение работать с книгой на уроке. Главное место отведено отечественной литературе, но в круг чтения входят и зарубежные произведения. Такой подход позволяет дать представление младшему школьнику о единстве и многообразии литературы.
В качестве механизма, посредством которого происходит приобщение к чтению выступает:
Технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
Этапы Виды работ
Первый этап: работа с текстом до чтения • антиципация (предугадывание предстоящего чтения)
• определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста
Второй этап: работа во время чтения текста
• выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием и эмоциональной окраской прочитанного;
• выделение ключевых слов;
• ведение диалога с автором через текст;
• комментирование чтение.
Третий этап: работа с текстом после чтения:
• коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия;
• знакомство с писателем;
• работа с иллюстрациями;
• творческие задания, опирающиеся на сферу читательской деятельности (эмоции, воображение, художественные формы).
Формы работы
Парная работа применяется при чтении стихотворений, диалогов, проверке заданий в печатных тетрадях.
Групповую форму на уроках чтения удачно можно использовать в инсценировании произведений. Группам раздаются отрывки из изучаемых произведений. Учащиеся самостоятельно готовят костюмы, выступление.
Методы и приемы
Создание проблемной ситуации,
настраивает детей на активное участие и решение проблемных вопросов.
Беседы-дискуссии учат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Было замечено, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.
Достижению положительных результатов работы способствует и личный пример учителя, который выразительно читает художественный текст. Учительское владение словом настолько захватывает детей, что они стремятся найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали, потому, что им «очень понравилось, как оно написано».
Большое внимание на уроках уделяется словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь используются разнообразные приё мы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписываются перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняют сами дети, если же они затрудняются, то находят объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно.
В ходе работы было замечено, что уроки литературного чтения и музыки являются благодатной почвой для формирования и развития в ребенке необходимых творческих умений и навыков, с помощью которых дети смогут познавать мир. Удалось заметить, что дети на уроках литературного чтения, где звучала музыка, проявляли высокую активность, которая выражалась в творчестве детей.
Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.
По результатам анкетирования учащихся и родителей на тему «Семейное чтение», проведенного в своем классе, 73% учащихся прочитанное обсуждают с родителями. 94% родителей читают детям вслух каждый день или 1 раз в неделю. Практически в каждой семье имеется домашняя библиотека с разным количеством книг. 94% родителей-респондентов оказывают помощь ребенку в подборе литературы для выполнения школьных заданий.
Таким образом, своевременный и тесный контакт учащихся с родителями позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению.
Читательская компетентность при чтении художественных произведений формируется не только на уроках литературного чтения, но и в большей степени через индивидуальную самостоятельную работу младших школьников в Портфеле читателя.
Что такое Читательский портфель?
Это личный документ, который выдается каждому ученику :
- помогает ребенку расти и совершенствоваться как Читателю;
- позволяет продемонстрировать его читательскую компетентность;
- отражает круг его «актуального» и «ближайшего» чтения;
Проблемные вопросы, которые ставятся автором издания, помогут обсудить прочитанную книгу с родителями и друзьями.
Приобщение учащихся к чтению началось во 2 полугодии 1 класса и действует в настоящее время в проекте «Хорошее время читать»
Основу проекта составляет мотивирующая модель «поощрения».
Реализация проекта позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме (жетон для участия в лотерее). Заработанные жетоны становятся позитивным подкрепляющим стимулом, способствующим положительной модификации поведения ребенка в отношении чтения. Элемент соревнования (больше жетонов – больше шансов) позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени.
Детям предлагается «Портфель читателя» (список 10 книг и перечень различных заданий на выбор). В обмен на выполненное задание по прочитанной книге читателям выдаются жетоны. По завершению определенного этапа проводится выставка «Портфелей» и награждение лучших читателей. Производится «розыгрыш» призов в беспроигрышной лотерее. К формированию призового фонда привлечены члены родительского комитета класса. Итогом проекта является игра-викторина «Крестики-нолики».
Система внеклассных занятий и внеурочной деятельности включает также:
Библиотечные часы
Конкурсы сочинений и рецептов блюд
Конкурсы чтецов стихотворений
Создание проектов различной направленности
Дискуссии по прочитанным книгам
Литературные викторины
Таким образом, проведенная работа по формированию читательской компетентности, дала свои результаты.
Мои ученики научились самостоятельно выбирать книги для чтения, извлекать из текстов интересную и полезную информацию, высказывать оценочные суждения, работать с разными источниками, повысился темп чтения, развилась оперативная память и творческое мышление.
Результативность
1. Повысился уровень качества знаний учащихся по предмету
2. Расширился круг интересов в самостоятельном выборе книг
3. В досуговой деятельности возросло значение книги
4. Увеличилось число школьников, посещающих библиотеки
"Нет наслаждения книгой, — говорил С. Соловейчик, — нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение".
Литература:
1. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М. С. Васильевой, М. И. Омороковой, Н. Н. Светловской. – М. : Просвещение, 1997.
2. Активизация познавательной деятельности младшего школьника в процессе обучения/ Из опыта работы педагогов Ульяновской области/ Ульяновск ИПК ПРО, 2006.
3. Калашникова Т. В. Как воспитать у детей интерес к чтению. // Начальная школа. – 2005. - №7.
4. Светловская Н. Н. Обучение детей чтению. Практическая методика. – М. : Просвещение, 2006.
5. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Т. Г. Галактионова, Е. И. Казакова, М. И. Гринева и др. - – М. : Просвещение,2011.(Работаем по новым стандартам)
https://www.umk-garmoniya.ru/literat/program.php
• WWW.FESTIVAL.1SEPTEMBER.RU
• WWW.REFERATS.COM
• WWW. NACHALKA.
• NSPORTAL.RU