Наталия Бердникова
Формирование вариативных форм в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы на государственном уровне дошкольному образованию уделяется значительное внимание. Об этом свидетельствуют принимаемые законы и другие нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней, поручения Президента РФ и Правительства по вопросам дошкольного образования.
Дошкольное образование является предметом депутатских слушаний и профессионально-общественных дискуссий. Это не случайно, так как потребность в услугах дошкольного образования не удовлетворена, очередность при всех предпринимаемых шагах не снижается. Другими словами, система не успевает за ростом рождаемости и возможностями родителей отдать ребенка в дошкольное учреждение.
Темочки:
Комплекс мер предусматривает реализацию мероприятий по развитию дошкольного образования на всех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном – по двум основным направлениям: обеспечение доступности дошкольного образования, его качества. Самое значительное влияние на развитие малыша дошкольного возраста оказывают его родители. При недостаточной или плохой осведомленности родители не могут обеспечить малышу условия, развивающие личность. Важным моментом является разъяснение родителям всей ценности и значимости раннего детства.
Дошкольная образовательная организация не предоставляет возможности работы со всеми без исключения детьми, и формирование вариативных форм дошкольного образования становится актуальным и востребованным на сегодня для организации детей, не посещающих детский сад.
Вариативные формы дошкольного образования отличаются многими показателями. Например, временем пребывания ребенка в садике, объемом и направлением услуг образования, изменением организации предметов окружающей среды и образовательным процессом.
Другими словами, в воспитании детей могут использоваться любые вариативные формы дошкольного образования, которые смогут обеспечить ребенка всеми необходимыми знаниями. ФГОС ДО дает возможность свободно решать вопрос реализации вариативных форм ДО (раздел 3., п. 3.1., п/п 4).
Что такое вариативные формы дошкольного образования? Вариативные формы дошкольного образования — это структурные подразделения государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования.
Вариативные формы дошкольного образования создаются с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.
Вариативные формы дошкольного образования предусматривают разный режим пребывания детей как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
Хотелось бы рассмотреть конкретнее несколько вариативных форм, которые реализовываются в нашем детском саду в соответствии ФГОС дошкольного образования
1. Группы кратковременного пребывания (ГКП) — вариативная форма дошкольного образования, являющаяся структурным подразделением образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования, которая создается для детей раннего и дошкольного возраста с целью обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения, оказание консультативно-методической поддержки их родителям (или законным представителям) в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации и формировании предпосылок учебной деятельности. В настоящее время к ГКП относятся:
- «Адаптационная группа» — для детей от 1года до 3 лет, которая имеет целью обеспечение ранней социализации детей и адаптации их к поступлению в ДОУ;
- группа «Будущий первоклассник» — для детей 5-7 лет, цель которой состоит в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению;
2. Группа для детей с отклонениями в развитии — для детей от 2 лет до 7 лет, направленная на оказание систематической психолого - педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, их воспитании, консультативно – методическую поддержку родителей.
3. Консультативный пункт (КП) — для детей в возрасте от 1 года до 7 лет, воспитывающихся в условиях семьи, создается с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого – педагогической помощи, поддержки всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.
4. Семейная группа создается с целью обеспечения всестороннего развития детей от 1 года до 7 лет, реализации на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка, расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии, поддержки многодетных семей и предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства. На должность воспитателя семейной группы назначается родитель многодетной семьи, в которой эта группа создается, при наличии у него педагогического образования. В случае если в многодетной семье имеется один или двое детей дошкольного возраста, организация семейной группы допускается при условии приема детей дошкольного возраста из других многодетных семей.
Надеюсь, что новые подходы в модернизации дошкольного образования, найденные в нашем детском саду, станут для кого-то ориентиром в собственной деятельности, для кого-то – поводом для сравнения с эффектами модернизации, которые имеют место в их детских садах. Главное, что мы совместными усилиями решаем проблему доступности дошкольного образования для детей, соблюдая все требования «Закона об образовании» и «Конвенции о правах ребёнка».