Татьяна Федорова
Формирование целостного представления об окружающем мире у детей дошкольного возраста посредством виртуальных экскурсий
Т. Г. Федорова,
воспитатель МБДОУ ДС № 2 «Колокольчик»
(г. Старый Оскол)
Формирование целостной картины мира является необходимой предпосылкой становления личности и означает, что человек способен полно и глубоко понимать окружающий мир, отводя себе в нём вполне определенное место. Первостепенное значение для развития личности ребенка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост [1].
Публикация «Формирование целостного представления об окружающем мире у детей дошкольного возраста посредством виртуальных экскурсий» размещена в разделах
Именно экскурсии позволяют ребенку погрузиться в естественную среду окружающего мира, как природного, так и рукотворного, наблюдать объекты в их естественной среде и сделать выводы об их взаимодействии друг с другом.
Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир во всем его многообразии, развитии, наблюдают взаимную связь явлений. Экскурсия - это не простое времяпрепровождение, это интеллектуальная деятельность в свободное и непосредственно организованное образовательное время, требующая определенной затраты физических и духовных сил. Благодаря своей наглядности, доходчивости, эмоциональности экскурсия является чрезвычайно эффективной формой передачи знаний детям, способствует прочному усвоению приводимых фактов, оказывает сильное воздействие на формирование духовного облика ребенка. Ещё в 18 веке французский философ Жан- Жак Руссо высказал мысль о том, что экскурсии развивают у детей творческую наблюдательность, пытливость и самостоятельность в исследовании окружающего мира.
Однако не все объекты природного и рукотворного мира можно показать на традиционных экскурсиях, поэтому современные педагоги прибегают к виртуальным экскурсиям, как организационной форме образовательной деятельности, отличающейся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.
Виртуальные экскурсии должны обязательно чередоваться с традиционными экскурсиями и наблюдениями, чтобы дошкольники не теряли связь с естественным природным окружением. На традиционных экскурсиях дети познают Правила поведения в природе, развивают наблюдательность, приучаются последовательно обследовать изучаемый объект, соблюдая все законы предосторожности.
Когда изучаемые объекты находятся очень далеко от детского сада, как животные жарких стран, на помощь приходит виртуальная экскурсия, которую подготовили педагоги совместно с родителями. Так в старшей группе дошкольники получили возможность переместиться в другую климатическую область и понаблюдать за повадками животных в их естественных условиях. Чтобы воспитать у дошкольников доброжелательное отношение к ним взрослые подбирали характерные и забавные сюжеты из жизни зверей, а также показывающие заботу о своих детенышах. Через виртуальные экскурсии дошкольники знакомились также и с растительным миром жарких стран.
Значимость виртуальных экскурсий неоценима при знакомстве с такими местами, куда обычный человек попасть не сможет: это космическое пространство («Загадочный космос», океаническая глубина («В царстве Нептуна») и другие труднодоступные области нашей планеты.
В старшей группе дети с удовольствием познавали родную Белгородчину, ее «места силы» : Круглое здание в Грайворонском районе, святой источник в Яковлевовском районе, Трехсотлетний дуб в Белгородском районе, Холковский пещерный монастырь и другие уникальные места родного края. Такие экскурсии расширяли кругозор не только дошкольников, но и их родителей, пробуждая желание поближе познакомиться с удивительными объектами природного и рукотворного мира всей семьей во время поездки.
Виртуальные экскурсии ценны еще и тем, что дошкольник может переместиться не только в пространстве, но и во времени. Как жили маленькие дети в древней Руси, в какие игрушки и игры играми наши предки, узнать о тяжелом детстве сверстников военных лет дети узнавали из экскурсий, размещенных на сайте Областного Центра детского и юношеского туризма и экскурсий в разделе «Виртуальные экскурсии» (https://www.belcdtur.ru/), на сайте Инфоурока (https://infourok.ru/) и других.
В интернете размещено достаточное количество познавательных и образовательных сайтов для детей дошкольного возраста, составленных по принципу виртуальных экскурсий, например, https://sch967.mskobr.ru/; https://yandex.ru/turbo?text=https и другие сайты.
В подготовительной к школе группе педагоги познакомили дошкольников с новой виртуальной технологией, позволяющей совершать необычные экскурсии – это дополненная реальность.
Дополненная реальность (от англ. “augmented reality, AR” – «расширенная реальность») – это новая технология наложения виртуальной (цифровой) информации на видимый объект. В качестве основы (маркера) может выступать изображение, фотография, схема или другой видимый объект.
Технология дополненной реальности - технология, позволяющая прямо или косвенно дополнять физический мир цифровыми данными в режиме реального времени при помощи компьютерных устройств – планшетов, смартфонов и инновационных гаджетов, а также программного обеспечения к ним. Технология “дополненная реальность”, представляющая собой синтез двух миров - реального и виртуального, имеет огромные перспективы в системе образования нового поколения.
Куда же может перенестись дошкольник, совершая познавательную экскурсию? Например, в зоопарк.
Знакомство с животными, которые не водятся в нашей местности и не проживают в местном зоопарке, происходило на занятиях с применением технологии дополненной реальности. Сначала педагог знакомила детей с изображением животного на картинке, рассказывала о повадках животного, условиях его проживания. И только после этого изучаемое животное появлялось в группе виртуально. Удивительная методика позволяла детям не только рассмотреть со всех сторон животное, понаблюдать за его передвижением, но и покормить его! Особенно дошкольникам понравилось знакомство с коброй, львом, тигром, носорогом.
С помощью дополненной реальности дошкольники могли очутиться в глубинах океана, рассмотреть микромир капли воды, познакомиться с историческими динозаврами. Важным условием реализации дополненной реальности является наличие энциклопедий DEVAR books. К сожалению, для применения данной технологии не достаточно иметь гаджет, но необходимо приобрести энциклопедии дополненной реальности.
Большую значимость виртуальные экскурсии приобретают в музейной педагогике. В подготовительной к школе группе дошкольники посетили Старооскольский краеведческий музей, картинную галерею. Музейные экскурсии приобщали ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формировали художественный вкус. Музейная педагогика позволяла приобщить дошкольников к эстетике народного быта.
Таким образом, экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную и нравственно-патриотическое, экологическое воспитание. Они способствуют повышению своего интеллектуального уровня, развитию наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т. е. способствовали многостороннему развитию личности каждого ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
2. Белая, К. Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2011. – № 4. – С. 33-34.
3. Виноградова, Н. А. Интерактивная развивающая среда детского сада / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева // М. УЦ Перспектива. – 2011 –. С. 53.