Ольга Загвоздкина
Формирование базовых социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование базовых социально – коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста.
Детство - особый период, главной чертой которого является процесс взросления ребенка, его вхождение в социальный мир взрослых. По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни происходит развитие его социально -коммуникативной компетентности - способности оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими. Проблема развития социально -коммуникативной компетентности детей - важная социальная и психолого-педагогическая проблема, ее решение затрагивает насущные вопросы общества и образования.
Публикация «Формирование базовых социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста социально -коммуникативной компетентности, во многом зависит от организации различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов. Основными формами развития социально-коммуникативных способностей являются сюжетные игры, в частности театрализованная деятельность. Театрализованные игры нацелены преимущественно на развитие воображения и развитие способности к пониманию другого. В процессе театрализованной деятельности развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует собственно речевую активность ребенка. Основными требованиями к организации театрализованной деятельности дошкольников являются : содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованной деятельности в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры. Нужно понимать, что приступать сразу к театрализованной деятельности с включением детей нецелесообразно, ведь она не будет удачной до тех пор, пока ребенок не научится играть в ней. Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего, подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру-драматизацию. С дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия - все это способствует быстрому ее усвоению. При повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо ее запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребенок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации. Взаимоотношения и совместная деятельность ребенка со взрослым и сверстником - это необходимое условие психического развития ребенка, формирования его общественных качеств. Взаимодействуя со сверстниками, ребенок более самостоятелен и независим, он начинает точно оценивать себя и других, растет его способность выстраивать совместную деятельность.
Высокий уровень развития коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость развития коммуникативных качеств уже в период дошкольного детства.