Елена Иващенко
Мастер-класс для педагогов ДО «ФГОС — инвестиции в дошкольное детство»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: подготовить педагогов ДОУ к применению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в своей практической деятельности.
План проведения мастер-класса :
1. Вступительное слово старшего воспитателя:
2. Электронное голосование.
3. Практические игровые упражнения.
4. «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – инвестиции в дошкольное детство» - выступление старшего воспитателя.
5. Подведение итогов, обмен мнениями.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДО „ФГОС — инвестиции в дошкольное детство“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Предварительная работа: изучение ФЗ РФ «Об образовании» от 29. 12. 2-\012 г. № 273-ФЗ, Приказ МОН РФ от 17. 10. 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Материалы и оборудование: мультимедийная доска; презентация, дистанционные пульты; конверт с целевыми ориентирами для младенческого, раннего и дошкольного возраста; карты–схемы для составления модели развития успешного ребенка.
Ход мастер-класса :
Слайд № 1
Нашу встречу я хочу начать с притчи.
Слайд № 2
«Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил :
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил :
— Всё в твоих руках».
Пожалуй, сегодня, в связи с введением ФГОС в дошкольное образование, каждому из нас, педагогов, стоящих у истоков детства, необходимо четко понимать, что наших руках находится самое ценное в жизни человека – это ребенок, и от того как мы сможем сохранить его уникальность, зависит его будущее.
Таким образом, в наших руках есть прекрасная возможность для формирования личности ребенка. А какая это будет личность, мы определим в процессе игры.
Слайд № 3
Перед вами слайд с примерными вариантами ответов. С помощью электронного голосования выберите из них те, которые, по-вашему, мнению характеризуют ребенка в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом ДО.
Приметные варианты:
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умением работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
стремящийся получать готовые знания;
способный к организации собственной деятельности;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
овладевший грамотой – чтением, письмом, счетом.
доброжелательный, умеющий слушать и слышать своего партнера, уважающий свое и чужое мнение;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
(Обсуждение вариантов ответов)
Таким образом, путем электронного голосования мы пришли к выводу, что наш воспитанник – это …. ребенок….
Слайд № 4
О ФГОС каждый из нас знает не понаслышке – это та перспектива, которая становится реальностью для каждого из нас. Давайте определим свою позицию по отношению к государственному стандарту сегодня, на этот час, а может быть на данную минуту. Вопрос перед вами на слайде, здесь же представлены варианты ответов: вы готовы к началу работы по внедрению ФГОС; в настоящее время занимаете выжидающую позицию; может быть критикующую позицию; испытываете сопротивление к грядущим переменам; не готовы к переходу на ФГОС. (Электронное голосование. Подведение итогов)
Слайд № 5
Все мы хорошо знаем, как расшифровывается ФГОС? А сейчас давайте отойдем от стандартного варианта и расшифруем ФГОС по-другому (по-новому). Т. е. попробуем его охарактеризовать, для этого ответим на вопрос, какой он федеральный государственный образовательный стандарт? (ИТОГ, обобщающий высказывания слушателей)
Сегодня мы с вами будем говорить о сущности стандарта. Что в нём нового и интересного, а нового в нем много. Предлагаю вашему вниманию видеоролик «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – инвестиции в дошкольное детство».
Слайд № 6
Таким образом, впервые в истории России дошкольное образование стало первым уровнем системы образования, что с одной стороны говорит о признании значимости дошкольного образования, с другой стороны о повышении требований к нему.
Слайд № 7
Да, нам посчастливилось жить в переходный период, от ФТГ к ФГОС. Давайте, определим, в чем отличие федеральных государственных требований от федеральных государственных образовательных стандартов.
Сегодня мы не будем говорить о структуре основной образовательной программы, так как примерные основные программы ещё не внесены в реестр программ, утвержденных мин. образ. и науки РФ. Мы остановимся только на некоторых отличиях ФГТ от ФГОС.
* ФГТ состоят из двух частей — требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям ее реализации. Стандарт отличается от ФГТ тем, что в нем должны быть еще и требования к результатам, в данном случае разговор идет о целевых ориентирах дошкольного образования — это принципиальное новшество.
Слайд№8
*ФГОС учитывает особые образовательные потребности отдельных категорий детей (в том числе мигранты, одаренные дети, а так же детей с ограниченными возможностями здоровья
Слайд № 9
* сравнение по таблице
Слайд № 10
* при ФГОС Программа утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ. При разработке программы Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость групп.
Организация может разрабатывать и реализовывать различные Программы для дошкольных образовательных групп с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе Групп кратковременного пребывания, групп детей разного возраста от 2 месяцев до 8 лет, в том числе разновозрастных групп.
Слайд № 11
* при ФГТ время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется. При ФГОС Программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации. При круглосуточном пребывании детей в Группе реализация Программы осуществляется не более 14 часов с учетом режима дня и возрастных категорий детей.
Слайд № 12
* При ФГОС виды деятельности указаны в соответствии с возрастными периодами (см. ФГОС)
Слайд № 13
* образовательные области представлены на слайде. Детализировано содержание каждого направления развития
Слайд № 14
Практическое задание
Уважаемые слушатели, предлагаю Вам практическое задание. У нас присутствует 5 команд, а в Стандарте определено 5 образовательных областей. Необходимо каждой команде определить содержание одной из образовательных областей. (Педагоги работают самостоятельно, затем перечисляют свои варианты ответов. В качестве проверки на слайде появляется характеристика ОО. Подводится итог работы).
Слайды № 15, 16, 17, 18, 19
Слайд № 20
* обращаю Ваше внимание на следующий слайд «Социальная ситуация развития ребенка» – это ключевая установка ФГОС.
Слайд № 21
* сравнение по таблице
Слайд № 22
* при ФГТ обязательная часть включает время, отведенное на взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. При ФГОС отражаются особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Слайд № 23
* требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Следует подчеркнуть, что стандарт рассматривает целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте, а также на этапе завершения дошкольного образования.
Слайд № 24
( Вариант: слушатели получают конверт с целевыми ориентирами для младенческого, раннего и дошкольного возраста и классифицируют их с учетом возраста детей. В центре помещают изображение ребенка (с учетом его возраста) от него выкладывают лучики с целевыми ориентирами. По окончанию работы, озвучивают варианты ответов). В качестве проверки на слайде представлены выдержки из ФГОС.
Слайд № 25, 26
Думаю, что многие согласятся со мной, что на современном этапе наша работа, работа педагогов-дошкольников, нацелена на воспитание успешного ребенка. А эта цель может быть достигнута, если самоценность и уникальность детства будет сохранена, а ведь это, как мы уже говорили, в наших руках. Слайд № 27
Предлагаю составить модель развития успешного ребенка. Перед Вами карты
-схемы. В них определены 3 этапа: 1 этап – начальный (какой ребенок пришел к нам); 2 этап - практический (каким образом мы строим свою работу, направленную на решение поставленных задач в свете внедрения ФГОС); 3 этап – заключительный (какого ребенка мы должны получить).
Конечно, эта задача по плечу педагогу, который свою жизнь посвятил будущему своей страны. Ведь ни для кого не секрет, что педагоги-дошкольники - особый отряд педагогов. Это целеустремленные, надежные, ответственные, активные, неравнодушные, мобильные, знающие (подсказывайте мне, какие это люди).
Слайд № 28
А сейчас я предлагаю вернуться к нашему электронному голосованию. Вопрос тот же: Ваша позиция по отношению к переходу на ФГОС? (Анализ ответов).