инна алферова
Конспект НОД «Форма, цвет, назначение предметов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Форма, размер, цвет и назначение предметов.
Разные звери
Цели:
1. Учить обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождество и различие цвета однородных предметов; учить понимать слова «такой», «не такой», «разные», названия цветов; продолжать формирование простейших приемов установления тождества и различия цвета однородных предметов.
Публикация «Конспект НОД „Форма, цвет, назначение предметов“» размещена в разделах
2. Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
3. Формировать умение понимать учебную задачу и точно ее выполнять.
4. Учить точно выполнять инструкции воспитателя, повторять движения за взрослым, развивать общую моторику.
5. Развивать наблюдательность, мелкую моторику рук, умение работать с бумагой и фломастерами; учить рисовать линии разной формы, прививать нравственно-эстетические качества.
6. Развивать активное внимание, умение быстро сосредотачиваться; стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы; развивать волевое внимание, а также внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Материалы к занятию
1. Демонстационный: магнитофон, кассета с записью музыки; игрушечные слон, медведь и кошка; пластиковые или деревянные геометрические фигуры различного цвета и формы (круг, квадрат, треугольник); линии разной формы, нарисованные на полу.
2. Раздаточный: разноцветный фломастеры, лист ватмана с наклеенными на него разными животными и птицами; коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов (в каждой коробке один элемент белой и шесть элементов желтой мозаики).
Ход НОД
1. Организационный момент
Ходьба по линии (нарисованные на полу цветными мелками прямая линия, линия в форме круга, треугольника, квадрата). Дополнительное задание (для тех, кто успешно справился с первой частью) : пройти по линии, держа в руках стакан с водой.
2. Выкладывание из мозаики на тему «Курочка и цыплята». Для работы нужно приготовить каждому ребенку коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов. В каждую коробку помещают один элемент белой и шесть элементов желтой мозаики, панель с отверстиями для размещения элементов мозаики. Воспитатель начинает занятие с исполнения песенки «Цыплята» (муз. А. Филиппенко, слова Т. Волгиной). Воспитатель показывает детям белую мозаику и говорит: «Такого цвета у нас будет курочка». Демонстрируя элементы желтой мозаики, поясняет: «Такого цвета будут цыплятки». Взрослый вставляет в отверстия панели один элемент белой мозаики и еще раз поясняет, что курочка будет такого цвета. Затем помещает за курочкой один элемент белой мозаики и еще раз поясняет, что курочка будет такого цвета. Затем помещает за курочкой один элемент желтой мозаики-цыпленка и предлагает кому-либо из детей подойти к его столу, найти еще одного цыпленка и разместить его на панели позади курочки. Если ребенок выполняет задание неуверенно, педагог помогает ему и просит найти еще цыпленка.
Когда все цыплята будут найдены и размещены «гуськом» за курочкой, детям раздают индивидуальный материал для самостоятельного выполнения такого же задания. В течение занятия — это задание малыши могут выполнить дважды.
Если кто-либо из детей допускает ошибки при выполнении индивидуального задания, воспитатель может подсказать: «У тебя все цыплятки одинаковые? Разве такого цвета цыпленок?»
3. Дыхательные упражнения
Дыхательные упражнения включают в себя в данном случае имитацию глубокого вдыхания аромата цветов (детям предлагают глубоко вдохнуть, чтобы понюхать цветочки, а также имитацию не менее глубокого выдоха (детей просят представить, что у них замерзли руки и что им нужно их погреть, выдыхая на них теплый воздух). Эти дыхательное упражнения проводятся не более 1-2 минут во избежание головокружения и неприятных ощущений из-за перенасыщения крови кислородом.
4. «Слон, медведь и кошка»
Для этой игры понадобятся три игрушки: слон, медведь и кошка. Воспитатель ставит игрушки на видное место и проводи т беседу с детьми об этих животных.
Какое из этих животных самое большое?
Слон. (Дети могут не назвать, а показать на слона.)
Какое из этих животных самое маленькое?
Кошка.
А какое из них среднее по размеру?
Медведь.
Какие звуки может издавать кошка?
Мяу-мяу!
А как рычит медведь?
Р-р-р-р-р!
А как трубит слон?
У-у-у-у-у!
А кто знает, где живет кошка?
Дома, вместе с человеком.
Это значит, что кошка-домашнее животное. А где живут медведь и слон?
В лесу.
Правильно, в лесу, только медведь живет в лиственных и хвойных лесах севера и средней полосы, а слоны-в тропических лесах жарких стран: Индии, Африки. Но и медведь, и слон являются дикими животными, они привыкли жить вдали от человека. Хотя вы, наверное, видели, как в цирке выступали дрессированные медведи или слоны, а может, смотрели фильмы о том, как слоны работают на людей, таскают разные тяжести. На самом деле все равно медведи очень опасны для человека, а слоны становятся домашними после длительного приручения их человеком буквально с рождения. А слонов, выросших в условиях дикой природы, практически невозможно приучить жить рядом с человеком. Итак, медведи и слоны живут вдали от человека, в условиях дикой природы, поэтому они дикие животные.
А кто знает, что любит кушать кошка?
Молоко, рыбу, мясо, любит охотится на мышей.
Правильно, ребята. Кошка действительно ест то, что вы назвали, потому что она хищник по своей природе и охотится на других животных и птиц, как и ее дикие родственники: пантеры, тигры, львы.
А чем питается медведь?
Медом, рыбой, мясом.
Правильно, потому что медведь тоже хищник, и мясо в лесу ему приходится добывать самому, охотясь на других животных.
А чем питается слон?
Бананами, сеном, травой.
Да, действительно, слоны едят самую разнообразную растительную пищу: траву, листья, овощи, фрукты. Поэтому слоны являются травоядными животным. Давайте теперь изобразим, как кошка лакает молоко (воспитатель складывает ладони тарелочкой и показывает, как кошка двигает языком, когда пьет молоко, а дети повторяют эти движения). Теперь позовите кошку к себе, а тот, у кого это лучше получится, сможет погладить ее.
Кс-кс-кс-кс! (все дети по очереди гладят кошку).
А сейчас представьте, что кошка вас поцарапала. Как вы прогоните кошку?
Кыш! Брысь! Уйди! (кошка убегает)
5. Физкультминутка
(дом большой, дом маленький)
Воспитатель читает текст стихотворения и показывает соответствующие движения, а дети повторяют движения и междометия (ой-ой-ой, ай-ай-ай).
Взрослый: у медведя дом большой, ой-ой-ой! (руки в стороны).
Дети: ой-ой-ой! (руки в стороны).
Взрослый: а у зайки-маленький, ай-ай-ай! (присесть, обхватив колени руками).
Дети: ай-ай-ай! (приседают, обхватывая колени руками).
Взрослый: Мишка наш пошел домой, ой-ой-ой! (идем вразвалочку).
Дети: ой-ой-ой! (идут вразвалочку).
Взрослый: да-и крошка-заинька, ай-ай-ай! (прыжки на двух ногах).
Дети: ай-ай-ай! (прыгают на обеих ногах).
6. Классификация по форме
Для этой игры используются пластиковые или деревянные геометрические фигурки различного цвета и формы (круг, квадрат, треугольник). Фигурки перемешиваются, а затем воспитатель предлагает детям выбрать из этого множества все круги. Дети ищут и выбирают круги. Эти круги складывают отдельно от других фигурок. Затем также выбирают все треугольники, складывая их отдельно от кругов и квадратов. Педагог спрашивает детей, как называются те фигурки, которые остались (квадраты). Затем воспитатель просит взять круги и выложить из них червяков (или цепочки). Если дети затрудняются, он показывает, как это делается. После этого взрослый просит взять квадраты и построить из них башню, а затем взять треугольники и сложить из них волчок, или юлу.
7. Психогимнастика
«Кукушонок кланяется»
Кукушка кукушонку
Сшила капюшон
Кукушкин кукушонок
В капюшоне смешон.
Этюд сопровождается музыкой. Вовремя этюдов ребенок наклоняет корпус вперед-вниз без всякого напряжения, как бы бросая его, затем выпрямляет корпус.
8. Разные дорожки
Для рисования нужны разноцветные фломастеры, лист ватмана с наклеенными на него разными животными и птицами.
Педагог предлагает детям взять фломастеры и нарисовать на листе ватмана дорожки, по которым пройдут все изображенные животные и птицы. Дорожки могут быть разными: прямыми, изогнутыми, извилистыми. Каждый рисует такую дорожку, которая ему нравится.
Когда дети нарисуют дорожки, воспитатель предлагает каждому пройти пальчиком по всем получившимся дорожкам. Дети по очереди обводят пальцем дорожку того или иного животного. В это время воспитатель спрашивает, что это за животное, ка оно кричит и какое оно: домашнее или дикое.
9. Пальчиковая гимнастика
«Слон»
Воспитатель читает стихотворение, показывает движения руками, а дети повторяют за ним.
В зоопарке стоит слон
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает, будто в гости зазывает.
Движения руки: ладонь на себя. Средний палец опущен. С одной стороны, он зажат мизинцем и безымянным пальцем, а с другой – указательным и большим. Шевелим средним пальцем. Качаем всей кистью.
10. Итог занятия
Что вы запомнили? Что вам понравилось?
Дети вспоминают, о чем говорилось на занятии, рассказывают, чему они научились, что им особенно понравилось, что они запомнили.