Ирина Растунина
Фонетическое занятие в подготовительной группе ОНР «Космическое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Дифференциация свистящих звуков. «Космическое путешествие»
Цель: Закрепление навыков фонетико-фонематического восприятия.
Задачи:
Образовательные задачи:
1. Активизация словаря по теме «Космос»
2. Продолжить работу по дифференциации согласных по глухости и звонкости, твердости и мягкости на примере свистящих звуков.
3. Закрепление навыков словообразования сложных слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
Публикация «Фонетическое занятие в подготовительной группе ОНР „Космическое путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
1. Развитие аналитико-синтетической деятельности через умение анализировать, сравнивать, синтезировать и обобщать фонемы.
2. Формирование сенсомоторного восприятия, используя задания с опорой на несколько анализаторов.
3. Воспитание «чувства мышц» с целью развития саморегуляции (расслабление мышц для активной последующей деятельности)
Воспитательные задачи:
1. Воспитание самостоятельности и аккуратности в работе с дидактическим материалом
2. Создание ситуации успеха, воспитание чувства ответственности, взаимопомощи.
Словарная работа:
• Названия планет, космос, скафандр, невесомость
• Сложные слова: космодром, звездолет
• Родственные слова: солнце, солнышко, солнечный
• Наречия: грустно, весело, удивленно
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети встают в круг
Логопед загадывает загадку: Светит, сверкает, всех согревает. Что это?
Дети: Солнце
Л. - Подберите родственные слова.
( Направляющая помощь: - Как назовем ласково солнце? -Если светит солнце, то день какой)
Л. -Представьте, что солнышко согревает ваше лицо, руки, вам приятно.
Дети расслабляются
Л. - Подул холодный ветер, вам холодно.
Дети напрягают мышцы.
Л. -Опять засверкало солнце.
2. Основная часть занятия
1. Сообщение темы занятия. Используются «мальчики-звуковички», алгоритм для характеристики звуков)
Л - Какой первый звук вы слышите в слове «солнышко»? Дайте характеристику этому звуку, используя схему
Л- Что делает солнышко?
Дети подбирают глаголы к слову
Л. - Какой первый звук в слове «сияет»? Какой он?
Л. - Чем похожи эти звуки и чем отличаются?
Дети используют алгоритм для характеристики звуков
Л. - На какой планете мы живем?
Л- Какой первый звук в слове Земля? Охарактеризуйте его.
Л- Что можно увидеть ночью на небе?
Л- Какой первый звук в слове звезда? Какой он?
Сегодня мы совершим космическое путешествие, и повторим, какие звуки?
Логопед выставляет «мальчиков-звуковичков» в синих и зеленых костюмах с колокольчиком и без него.
2. Произнесение слов сложной слоговой структуры. Используются иллюстрации звездолета, космодрома, скафандра, космонавта.
Используется метод проблемно-поисковой деятельности. Дети имитируют движения
Л. - Дети, звезды приглашают нас в гости. На чем мы поедем в звездное путешествие? Соедините два слова звезды и летать (жестовая помощь логопеда). Какое слово получились?
Д. - Звездолет.
Л. - Почему его так называют?
Д. – Звездолет летит к звездам.
Л. - Какой первый звук в слове звездолет? Сколько звуков [з] в этом слове? Картинку звездолета отдадим какому «звуковичку»? Почему?
Д. –Звук[з]- согласный, твердый, звонкий. Картинку отдадим «звуковичку» в синей одежде с колокольчиком.
Л- Кем мы будем в полете? (Если мы летим в космос, то мы кто)
Д. - Космонавтами
Л- Какой звук есть в этом слове и где он спрятался?
Д. - Звук [с] спрятался в середине слова
Л. - Который по счету звук [с] в слове космонавт? (Если дети затрудняются, предлагаю поделить слово на слоги.)
Д. - Третий
Л- Картинку космонавта отдадим какому «звуковичку»? Почему?
Д. –Звук[с]- согласный, твердый, глухой. Картинку отдадим «звуковичку» в синей одежде без колокольчика.
Л. –Откуда стартует космический корабль? (Самолет взлетает с аэродрома, а космический корабль? Замените начало слова аэро на космо. Какое слово получилось)
Д- Космический корабль стартует с космодрома.
Л. Вот и космодром. Можно полететь в космос в наших костюмах? Что мы наденем? (Если мы летим в космос, то наденем, какой костюм)
Д – Космический костюм
Л. – Космический костюм называется скафандр
Дети делят слово на слоги.
Л. Надеваем скафандры
Имитация надевания скафандра
3. Физминутка. Обыгрывание обратного счета. Включается магнитофонная запись мелодии. Используются упражнения на релаксацию
- Внимание! Приготовьтесь к полету!
Дети считают от 10 до 0 (обратный счет, соотнося с сгибанием пальцев)
Пуск!
Закройте глаза, мы летим с огромной скоростью. У нас тяжелая голова, руки, ноги. Открой те глаза. Сейчас вырвались из притяжения Земли и находимся в состоянии невесомости. Как вы понимаете это слово? (Акцентирую внимание детей на первый слог слова и от какого слова образовано)
Д- Это значит нет веса
Л. -Изобразите разные позы человека в состоянии невесомости.
Дети изображают разные позы человека в невесомости.
4. Произнесение свистящих звуков в слоговых рядах. Использую пиктограммы эмоций
Выходим на связь с обитателями планет. Какое выражение лица в этом мониторе компьютера? Как ты произнесёшь его послание?
- Грустное - грустно. Удивленное-удивленно Радостное – радостно
Дети повторяют слоговые ряды произнесенные логопедом
Са-за-са сла-зло-сло сво-сво-зво ….
5. Звуковой анализ и синтез слов. Используются звуковые схемы слов- названий планет, карта солнечной системы. Звукобуквенный анализ и синтез слова с раздаточным материалом (цветные кружки, разрезная азбука, использование алгоритма звукобуквенного анализа слов
- Слушайте внимательно, я буду называть планеты по звукам. Вам необходимо отгадать название планеты, а потом найти и разместить звуковую схему слова на карте планет.
Дети называют планеты, находят звуковые схемы и размещают их на карте планет.
- Отгадайте название планеты: первый звук [з’], а последний - [а]
Д. –Земля
Дети делят слово на слоги, определяют, сколько звуков в первом и во втором слоге. Называют последовательно звуки в первом, а потом во втором слоге. Дети выкладывают звуковую схему слова.
- Почему в слове Земля звуки [з’], [л’] произносятся мягко? Какая гласная буква отдала приказ «Звучи мягко!» букве З? … букве Л?
Дети выкладывают буквы под звуковой схемой слова
3. Итог занятия Самоанализ работы детей на занятии
Пора возвращаться на Землю. Закройте глаза. Мы в космосе.
(Дети имитируют движения невесомости)
Вот и Земля. Поздравляю вас с благополучным приземлением. Улыбнитесь, пожмите друг другу руки.
Какие трудности вы испытывали во время нашего полета? (самоанализ работы детей на занятии)
Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз?
(Дети делятся своими впечатлениями)