Евгения Гатиятуллина
Фонематическое восприятие как одно из средств преодоления речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста уделяется большое значение формированию фонематических процессов. Фонематические процессы являются основой для формирования четкого, точного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Публикация «Фонематическое восприятие как одно из средств преодоления речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их четкой, точной передаче речь может быть понятна направлена, а значит - служит средством общения.
Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. По данным научных исследований, примерно 40% детей нашей страны, у которых речь должна быть сформирована, неверно произносят звуки родного языка, и количество таких детей не уменьшается.
Нарушения звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку. Формирование личностных черт, общение со сверстниками.
Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.
Долгое время (примерно до 1928г.) ученые считали, что звуковая сторона речи состоит только из ряда элементов и из комбинаций. Фонетика опиралась на физиологическую природу речи, на артикуляцию. Развитие речи рассматривалось через призму развития моторики, мелких артикуляционных движений. Единственным источником развития звуковой стороны речи считалось развитие моторики. Значению восприятия речи никто не уделял внимания.
Впервые Л. С. Выготский ввел понятия «фонема» : доказал, что единицей развития детской речи является фонема. С точки зрения этой новой фонетики, развитие детской речи происходит путем развития системы фонем, а не путем накопления отдельных звуков.
Фонема – это не просто звук, а значащий звук. Л. С. Выготский обратил внимание и на восприятие фонем. Он считал, что «всякая фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонем, т. е. восприятие фонемы происходит только на фоне человеческой речи». Основной закон восприятия фонем – закон восприятия звучащей стороны речи.
Л. С. Выготским был введен термин «фонематический слух», который включает в себя 3 речевые операции :
• способность слышать есть данный звук в слове или нет;
• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Несколько позже Д. Б. Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие». Ученый занимался поиском наиболее эффективной методики обучения чтению и письму. Он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:
• умение определять линейную последовательность звуков в слове;
• умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
• осознание или подсчет количества звуков в слове.
По данным Р. Е. Левиной, Р. М. Боскис, Н. Х. Швачкина, в период от одного года до четырёх лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи.
А. Н. Гвоздев и Н. И. Красногорский отмечают, что особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом, а с другой — с собственным произношением. Различение этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребёнком. Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образа совпадают (Д. Б. Эльконин)
Дальнейшее развитие фонематических функций происходит за счет усложнения структуры мозга, за счет увеличения количества отростков нервных клеток и образования множества связей между ними.
В поступательном развитии фонематического восприятия ребёнок начинает со слуховой дифференцировки далёких звуков (например, гласных — согласных, затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких — глухих или мягких — твёрдых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребёнка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом и только слухом». Итак, ребёнок начинает с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением (Д. Б. Эльконин, Н. Х. Швачкин, С. Н. Ржевкин).
Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом.
Большинство детей в старшем дошкольном возрасте уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас. Однако не у всех процесс овладению речью происходит одинаково. В ряде случаев он может исказиться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи нарушающий нормальный ход её развития.
Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок старшего дошкольного возраста не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы.
По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».
Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи.
Предлагаю вашему вниманию этапы развития фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста :
1. Развитие неречевого слуха
На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.
Упражнения включают задания на распознание:
• звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);
• звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);
• действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта).
Проводятся игры на узнавание товарищей, голосов других людей, мелодий.
2. Развитие речевого слуха
• Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса
• Различение слов, близких по звуковому составу
«Незнайка запутался» - разложить картинки с изображенными предметами, которые произносятся, похоже.
«Придумай слово» - придумать слова, которые звучат похоже.
«Чем отличаются слова?» - кит-кот, жук-сук, Маша-каша, шар-шарф.
«Лишнее слово» - канава, канава, какао, канава. Мак, бак, так, банан.
«Мое слово» - назвать предмет на картинке, ребенок подбирает похожее (мак-бак)
• Дифференциация слогов
При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением.
Примеры: та-па-ка, па-ба, фа-ва-фа, па-тпа, пту-птапто, и т. д.
«Какой звук отличается?»- ну-ну-но.
• Дифференциация фонем
Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется согласно традиционной методике с уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким, звуки в слогах, словах. Каждому звуку подбирается картинка-образ. Содержание упражнений может предусматривать дифференциацию звуков и развитие слухового внимания.
«Угадай, кто (что) это?» «Какой звук лишний?»- а, у, и, о.
«Различай и повторяй»- предложить повторить только звук «С», или слова с этим звуком.
3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза
Этот этап имеет определё нную последовательность:
• Определение количества слогов в словах разной сложности
• Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука
• Выделение из слога гласного, затем согласного звука
• Выделение первого и последнего звука в слове
• Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения
• Определение места, количества, последовательности звуков в слове
• Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)
Развитие навыков фонематического восприятие у детей старшего дошкольного возраста осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств - графических схем слова, звуковых линеек, фишек, на речевое проговаривание (при назывании слов, на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание.
Надо учитывать и то, что чем большее количество анализаторов использует ребенок при работе с учебным материалом, тем лучше его усвоение, ведь в нашем случае у детей участвует и слуховой, и зрительный, и двигательный анализаторы. Поэтому задания следует предлагать в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками, символами, звуковыми линейками, спец. книгами, опусканием звуков, слогов и восстановление их детьми с опорой и без на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т. д. В результате такой коррекционной последовательно спланированной работы, дети не только научаются видеть буквы, слышать звуки родного языка, но и смогут в дальнейшем применить полученные знания и умения, осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы в школе.
Список литературы:
1. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания. – СПб. : КАРО, 2002
2. Варенцова Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.
3. Волкова Л. С., Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. Логопедия: Учеб. для студентов дефектолог. фак. пед. ин-тов, М. : Просвещение; Владос, 1995.
4. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2002.
5. Логопед в детском саду научно методический журнал 3(64, 2013) ООО «Издательство Практика»