Наталия Алфёрова
Фольклорный праздник в старшей группе «Посиделки в Русской избе»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
- Расширять знания детей о народных традициях и обычаях: дать детям представления о традициях русских посиделок.
- Уточнять знания о предметах народного быта - печь, самовар, сундуки, колодце и т. д.
- Продолжать развивать умения отгадывать загадки.
Публикация «Фольклорный праздник в старшей группе „Посиделки в Русской избе“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Посиделки
- Русская изба
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
- Продолжать формировать знания детей о русском устном народном творчестве в пословицах, загадках, частушках, хороводных песнях.
Развивающие:
- Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений. - - Развивать внимание, любознательность, творческие способности, певческие навыки, навыки актерского мастерства, коммуникативные умения, развивать умение слушать других.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к Родине, уважение к истокам русской народной культуры.
- Воспитывать патриотические чувства и уважение к традициям русского народа.
- Формировать интерес детей к народной культуре.
Фонограмма № 1: Заходят дети через ручеё к под музыкальную игру: «Золотые ворота»
Хозяюшка: Здравствуйте, люди добрые!
Мир вам, гости долгожданные,
Что пришли к нам в добрый час!
Встречу теплую, желанную мы готовили для вас
(Хозяюшка берет каравай)
Хозяюшка: Издавна славился наш русский народ «гостеприимством», они с уважением, любовью и заботой встречали гостей на пороге своего дома с поклоном, хлебом-солью и говорили:
«Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!» (хозяюшка кланяется детям и приглашает в горницу)
Хозяюшка: Проходите, присаживайтесь, рада вас видеть в нашей Горнице.
(дети садятся)
Хозяюшка: Удобно ли вам, гости дорогие! Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли место хватило?
Как сказывается: В тесноте, да не в обиде!
Я вас непросто так позвала к себе в Горницу, будет праздник у нас, праздник радостный! Русские посиделки! Ребята, как вы думаете, что такое посиделки?
В старину темными зимними вечерами собирались девицы и молодцы в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки – прибаутки.
Хозяюшка: Посидим рядком, да поговорим ладком: послушайте мой небольшой рассказ:
Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы красавицы. А у них добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. И в старину, и в настоящее время у каждого человека должен быть дом.
1. Кто знает, как в старину назывались дома?
(Изба)
2. На Руси в старину говорили не «строить», а…
(Рубить избу)
3. А рубить избу дело нелегкое, одному не справиться. Как же люди выходили из положения?
(Помогали соседи, родственники)
4. Из чего рубили избу? Значит - какая она?
(Деревянная)
5. Как же называли мастеров, которые занимались постройкой избы? (Плотник)
6. Каким же инструментом пользовались плотники при строительстве? (Топор)
Хозяюшка: Бревна ставили друг на друга в форме квадрата очень плотно. Такая конструкция называлась? (Сруб)
Хозяюшка: Из сруба делали? (Избу)
Хозяюшка: Русский народ всегда любил песни петь и хороводы водить и сейчас я вас приглашаю на русский народный хоровод.
Фонограмма № 2: «Русская изба»
В избе было сколько комнат? (Одна) И прозвали её - Горница
И не случайно на Руси помнят поговорку:
«Кончил дело – гуляй смело»
Хозяюшка: А, теперь предлагаю прославить нашу Горницу
Физминутка
Я по Горнице хожу,
И что вижу расскажу.
С лева печка, справа стол
Упирается о пол.
Прямо дверь, над ней подкова
Чтоб семья была здоровой
Хозяюшка: Русский народ всегда любил не только песни петь и хороводы водить, но и поиграть. А давайте мы вместе встанем в круг и поиграем в игру:
Подвижная игра: «Изба»
(Дети садятся на места)
Хозяюшка: Посиделки не обходились без загадок. А вы, ребятки, любите отгадывать загадки? Давайте отгадаем загадку и узнаем, что же в избе было самым главным?
Я люблю на ней лежать,
Только это не кровать.
А избы моей сердечко Русская большая (печка)
Домовой: Апчхи!
Хозяюшка: Ой, кто это?
Домовой: Апчхи!
Хозяюшка: Будьте здоровы!
Домовой: Ага, ладно!
Хозяюшка: Ребята, кто это здесь спрятался? Выходи скорее!
Домовой: Не - а, я вас боюсь! Хозяйка. Не бойся. Выходи. Покажись ребятам. (Выходит домовой).
Сюрпризный момент – Домовой
Хозяюшка: Вот это и есть наш домовой. Он у нас большой ворчун, а еще боится незнакомцев. Пойди сюда, не бойся.
Домовой: Значит, обижать не будете?
Хозяюшка: Нет. Никто тебя у нас не тронет. Наоборот, все хотят с тобой подружиться. Проходи к нам на посиделки.
Домовой: «Вы, ребята не ленитесь, вокруг печки становитесь»
1. Самое главное в деревенской избе была? (Печь)
2. Кто клал печь? (Печник)
3. Из чего клали в старину печь? (Из кирпича и глины)
4. Ребята, для чего же нужна была в доме печь?
(Печь обогревала избу, на печи сушили одежду, обувь, лыко для плетения корзин, бересту для розжига дров, а так же грибы, ягоды и травы)
Домовой: Правильно, много пословиц сказывалось про печь: «Печь нам, как мать родная»
5. Чем топили печь? (Дровами)
6. Какие дрова бывают? (Березовые, сосновые, осиновые, липовые, дубовые)
Динамическая пауза
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопаем руками).
За дровами мы идем
И пилу с собой несём (Ходьба).
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить, (Делают движения пильщиков)
Много надо напилить.
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки, (Колют дрова)
А теперь их соберём
И в печку отнесём, (Наклоны)
После тяжкого труда
Надо посидеть всегда (Садятся на стульчики)
7. Чем же могла печь накормить своих хозяев?
(В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги)
8. А в чем варили еду, кашу, суп? (В чугунках)
Давайте вспомним русскую пословицу : «Щи да, каша – пища наша»
9. Чем ели в крестьянские времена – щи да кашу? (Расписными ложками)
Хозяюшка достает большую ложку
Хозяюшка: Посмотрите, у меня есть большая ложка. Хочу поиграть с вами игру: «Что было, что стало», да проверить вашу смекалку
Дидактическая игра: «Что было, что стало»
«Ложку возьми, и слово по - другому назови».
Раньше была изба, а мы живём… (в домах)
Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги)
Раньше в печи готовили, а мы… (на плите)
Раньше кашу в чугунке варили, а теперь… (в кастрюле)
Раньше чай из самовара пили, а теперь… (из чайника)
Раньше на лавках спали, а сейчас… (на кровати)
Раньше в сундуках одежду хранили, а у нас… (в шкафу)
Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)
Хозяюшка:
Горница у нас большая,
Да красивая такая.
Вот в углу сундук стоит,
Много он добра хранит.
Сундук – вещь нужная. Для чего нужен сундук?
Дети: На нём и посидеть, и полежать можно. Ещё сундук служит шкафом для хранения вещей.
Хозяюшка: Какие бывают сундуки?
(Сундуки - бывают разные. Самый простой называется «короб», где хранились одежда, обувь, кухонная утварь.
«Другой вид сундука – ларь. В нём хранили зерно, муку и другие сыпучие продукты.
«Женщины очень любили маленькие сундучки, которые называются шкатулками. В них они хранили свои драгоценности.)
Хозяюшка: Ну, что - то мы немного засиделись. Я вам предлагаю поиграть с сундучком
Фонограмма № 3: Музыкальная игра:
«Волшебный сундучок»
Домовой: Хотите посмотреть, что находится внутри сундука? Но его не просто открыть, потому что этот сундук необыкновенный - он волшебный. Чтобы его открыть, надо сказать волшебные слова. Послушайте, какие:
«Сундучок- сундучок, открывай - ка свой бочок!»
Давайте вместе с вами скажем эти слова. Только ласково, как в старину разговаривали с вещами, хорошо?
Открывают крышку сундука
Домовой: Посмотрите тут веселый бубен, он предлагает нам поиграть.
Проводится «Игра с бубном»
Описание игры:
Дети передают бубен из рук в руки, а Домовой произносит считалку:
Ты катись, весёлый бубен,
Быстро-быстро по рукам.
У кого весёлый бубен
Тот загадку отгадает!
Ребенок, на котором закончилась считалка, отгадывает загадку.
Загадка:
«Он пыхтит как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится-
Пригласит чайку напиться» - Самовар
Домовой: Почему назвали самовар - самоваром? (Сам варит)
Как вы думаете, что сейчас заменяет самовар? (Чайник)
Игра: «Самовар» под музыку русской народной песни
Дети (идут по кругу, хором) :
Самовар, самовар!
Старый медный самовар — самовар
Может, стал ты слишком стар? – слишком стар
Все стоишь да пыхтишь, да пыхтишь
Все никак не закипишь — не закипишь!
Самовар (ребёнок) : Что вы, что вы, Как не стыдно
Даже слышать мне обидно!
Как сейчас разозлюсь, Как сейчас раскипячусь!
(Самовар догоняет детей.)
Домовой: Продолжаем игру с веселым бубном.
Ты катись, весёлый бубен,
Быстро-быстро по рукам.
У кого весёлый бубен
Тот загадку отгадает!
Ребенок, на котором закончилась считалка, отгадывает загадку.
Загадка:
Головной убор крестьянки,
Выбирали себе сами:
И работать, и гулять -
Что же нужно повязать?
Собирали в узелок
Из материи. - Платок
Домовой: В старину платки не только носили как украшение – с ними еще и играли. Посмотрите, какие я вам платки принес – красивые. Предлагаю с ними поиграть. Становись детвора – вас ждёт русская игра.
Игра с русскими народными платками :
«Шатёр»
Описание игры: Участники игры делятся на 3-4 подгруппы. Каждая подгруппа образует круг по углам площадки. В центре каждого круга ставится стул, на котором вешают платок с узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу шагом вокруг стульев, поют и приговаривают:
Мы весёлые ребята.
Соберемся все в кружок,
Поиграем и попляшем,
И помчимся на лужок.
С окончанием пения дети перестраиваются в один общий круг. Взявшись за руки, подскоками двигаются по кругу. С окончанием музыки (или по сигналу «Строим шатер») дети быстро бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши).
1. - Фонограмма № 4: «БАРЫНЯ»
2. - Фонограмма № 5: «АХ ВЫ СЕНИ, МОИ СЕНИ…»
Хозяюшка: Эй, ребята не ленитесь, а в кружочек становитесь.
Речевая игра: «Я по Горнице иду, что я вижу - расскажу….
Вика – 1,2,3 – к колодцу ты подойди»
Подходят все ребята к колодцу
Хозяюшка: Зачем нужен колодец?
(Чтобы воду носить)
1. Из чего сделан колодец?
(Колодец сделан из бревен)
2. Какой он?
(Деревянный)
3. Зачем на колодце нужна крыша?
(Чтоб снег и дождь не капали, чтоб листья и мусор не попадали в воду)
Хозяюшка: Про колодец сказывали вот как: Чем глубже колодец, тем слаще вода из него.
4. Чем доставали из колодца водицу?
(Ведрами)
5. С помощью чего носили ведра?
(С помощью коромысла)
6. Из чего сделаны коромысла?
(Из дерева)
7. Какой формы коромысла?
(Дугой, а на концах два железных крючка, чтобы носить ведра)
Хозяюшка: Круг широкий вижу я,
Встали все мои друзья
Становись детвора – вас ждёт русская игра
Фонограмма № 6: «Пошла - Млада, за водой….»
Домовой: Вам спасибо за уменье.
За улыбки, за веселье!
На прощанье в этот час,
Пирогами и блинами
Угостить хочу я вас!
Хозяюшка и Домовой несут большой самовар
для музыкальной игры
Хозяюшка и Домовой:
Мы идем, идем, идем,
Самовар с собой несем!
Чай горячий на столе,
Бублики, варенье!
Приглашаем вас в дружный хоровод
Фонограмма № 7: Музыкальная игра: «Самовар»
Все: Хорошо мы посидели, отдохнули.
Хорошо, а пока, что, до свидания,
Приходите к нам ещё!