Татьяна Немтинова
Фольклорный праздник с родителями «Сороки» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №6 «Звездочка»
142001, Московская обл., г. Домодедово, микрорайон Северный, ул. Ломоносова, д. 18б, тел. 8(496)793-75-01
Сценарий-конспект
фольклорного праздника в средней группе
"Сороки"
по теме самообразования: "Устное народное творчество, как средство
развития речи детей дошкольного возраста"
Воспитатель:
Т. А. Немтинова
г. Домодедово
Публикация «Фольклорный праздник с родителями „Сороки“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сорока, птица
- Сороки, Жаворонки. Сценарии развлечений
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
19.04.2018 г.
Фоторепортаж с фольклорного праздника "Сороки"
В программе праздника : игры, песни, заклички, хороводы, игра на шумовых инструментах,пословицы и поговорки, праздничные аккапельные песнопения.
Солнце, Весну и птиц закликали, - весело приход Весны встречали
Из теста жаворонков пекли, - бежали с ними в поле и кричали: "Весна Идёт!
Сценарий развлечения «Сороки»
(средняя группы)
Цели: Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского народа, закрепить навыки работы с солёным тестом – лепка символа весны – «жаворонка». Продолжать приобщать детей к культурному наследию русского народа.
Познакомить детей с первым весенним праздником «Сороки» (прилет птиц, с традициями, обрядами, играми, песнями, закличками данного праздника; дать детям представление о праздновании встречи весны; развивать самостоятельность, творческую инициативу.
Зал украшен в русском народном стиле. Гостей встречает хозяйка в русском народном костюме.
Хозяйка: Я по улице пройду
И друзей я позову.
Заходите в гости к нам.
Рады мы всегда гостям.
В красный угол приглашу.
И за стол всех посажу.
Дети под рус. нар. музыку (танец) проходят в зал и останавливаются
по 2 сторонам (девочки и мальчики).
Хозяйка: Доброго здоровья, честной народ! С праздником "Сороки" вас!
Сегодня необычный день – день прилета птиц.
Сорок птиц в этот день прилетают,-
Потому его"Сороки" называют!
Мне кажется, что даже солнышко ярче светить стало. А почему как вы думаете, солнышко ярко светит (ответы детей). А еще почему? (потому, что наступила весна). Солнышко пора звать! Пора зиму провожать! (дети кличут)
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Лучики расправь скорей
И всю землю обогрей!
Выходит ребё нок-солнышко: На "сороки" день с ночью меняются
Зима кончается, а весна начинается.
Солнышко в центре. дети заводят хоровод: (муз. сопровождение с голосом).
Стало ясно солнышко припекать, припекать,
Землю словно золотом заливать, заливать.
Громче стали голуби ворковать, ворковать,
Журавли вернулися к нам опять, к нам опять.
А в лесу подснежники расцвели, расцвели.
Много цвету вешнего у земли, у земли.
Ой ты, ясно солнышко, посвети, посвети!
Хлеба, земля-матушка, уроди, уроди!
Игра с солнцем: (все вместе проговаривают)
Гори, солнце, ярче,-
Лето будет жарче!
А зима - теплее
А весна - милее!
На две первые строчки песенки играющие идут хороводом, на следующие две – поворачиваются друг к другу лицом и делают поклон. Затем подходят ближе к «солнцу», а оно говорит: «Горячо!», затем догоняет детей. «Солнце», догнав «спящего», дотрагивается до него. Он «просыпается» (выбывает из игры).
После игры дети рассаживаются на скамейки.
Хозяйка: Надоело людям слушать завывание вьюг и метелей. Все мечтают о том, что тепло прогонит стужу лютую.
(дуэтом говорят пословицы и поговорки)
«Зима весну пугает, (дети) - да сама тает».
Как не злись, Метелица, - всё весной повевает.
Вода потекла - весну принесла.
Весна красна цветами, а осень снопами.
Кто спит весной - тот плачет зимой.
— Пора нам золотые ворота для Весны открывать, - Весну закликать (дети встают посреди зала в 2 линии)
Ты взойди, взойди, солнце ясное! АААУУУ!
Ты приди, приди, Весна красная! АААУУУ!
Ты неси с собой золоты хлеба! АААУУУ!
Просим, ой, весна, к нам ты будь добра! АААУУУ!
Звучит красивая музыка И. С. Баха (на её фоне говорит ведущая).
Ведущая: Как Весна-красна приближается.
Таянье снегов начинается.
И бегут ручейки звонкие, разливаются.
Во поля, во луга. Напоить землю-матушку.
И мы сейчас в "Ручеёк" поиграем.
Сделаем с вами мосток, а под ним побежит ручеёк.
Тихо звучит красивая музыка И. С. Баха. Дети встают парами на игру "Ручеёк". Проходя в воротца они попарно говорят слова:
1-я пара - Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
- С великой милостью!
2-я пара - Приди со льном большим,
С корнем глубоким,
Да с хлебом великим!
3-я пара - Весна, весна, проснись ото сна!
А ты, зима, ступай за моря!
Приди, весна с милостью!
4-я пара - Нам, зима, ты надоела,
И весь хлеб у нас поела.
Уходи, зима!
5-я пара - Все дрова у нас пожгла.
С крыш солому унесла.
Прощай, зима!
Дети садятся на стульчики.
Ведущая: Весну закликали. в ручеёк играли.
Пока весну дожидаем, - споём ей
да, на ложках сыграем!
Звучит музыка. Дети берут музыкальные инструменты и исполняют песню-закличку:
Весну-красну пора звать
Пора зиму забывать
Люту зиму забывать
Лето красно дожидать!
***
Выйду я на реченьку
Да весну там встречу я
Со травою муравой
Да с водою ключевой
***
С рожью да пшеницею
Пшеницей золотистою!
С калиною с малиною.
С красною рябиною!
Дети кладут инструменты на столы и садятся на стульчики.
Хозяйка: В старину праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца. Его украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликал, птиц перелётных зазывают.
Птички, птички, летите
На крыльях весну принесите!
Дети: (читают стихи и сажают свою птицу на дерево)
Жаворонки, перепёлушки,
Прилетите к нам!
Весну ясную, весну-Красную,
Приведите к нам!
*** Жаворонки, летите в поле,
Несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье!
***
Жаворонки, прилетите,
Весну – красну принесите!
Принесите весну
На своем хвосту,
На сохе, на бороне,
На овсяном снопе!
Звучит фонограмма "Пение птиц".
Хозяйка: В этот день выходили в поле встречать первых птиц. Птицы – это главные помощники земледельца.
- Как птицы земледельцам помогают? (Они вредителей уничтожают, урожай сохраняют).
- В этот день, по народному календарю, прилетают из теплых стран 40 птиц и первые из них – жаворонок и грач. «Сороки».
Хозяюшки в домах тесто заводили. Птиц из теста выпекали, да детишкам раздавали. А дети в радостными криками: "Весна идёт!" на улицу выбегали и в разные игры играли.
Игра для гостей "Золотые ворота". Кого в ворота не пускали, - должны были крепко обнять хозяев. игра повторялась.
Хозяйка: Из дальних стран птицы прилетали, а люди за ними наблюдали, да приметы примечали. (раздаёт бумажные птицы девочкам)
Выходят девочки (держат в руках птиц) говорят приметы и сажают птиц на ветки.
1. Увидел скворца, - знай, весна у крыльца!
2. Жаворонок запел, - знать к теплу прилетел!
3. Коли зяблик кружит, - быть морозу, стуже!
4. Если (синка) - трясогузка запоёт, - значит что на речке лёд пойдёт!
5. Летят сороки, кулики, - в поле соху волоки!
6. Журавль летит, - значит солнце катит!
Все девочки встают в круг (берутся за руки) исполняют весёлый танец "Выходили красны девицы из ворот гулять на улицу. "
Хозяйка: Ай, спасибо вам, добры молодцы да красны девицы, за то, что весело пели да плясали, весну да птиц зазывали. Подарили нам много радости! За это получите и от меня подарок (раздает птичек или леденцы). Желаю вам всем доброго здоровьица да удачи! Прощайте, гости дорогие!
Выносит поднос с выпеченными птицами и после величальной песни раздаёт.
Все вместе исполняют прощальную-величальную
Ладо-ладо-лель, кому мы поём
Ладо-ладо-лель, - честь мы воздаём!
Летит соловей через снопочек.
Несёт соловей жита ворошочек!
Ладо-ладо-лель, кому мы поём
Ладо-ладо-лель, - честь мы воздаём!
Хоть мерка мала
Да крупа хороша
Добро сбудется,- не забудется!
Ой-да, ладо-ладо желаем жить богато!
Звучит русская народная мелодия, дети выходят из зала.