Вероника Макарова
Фольклорный праздник «Капустница»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятитя
«КАПУСТНИЦА»
Составитель:
Макарова Вероника Васильевна
музыкальный руководитель
МБДОУ «Батыревский детский сад
«Солнышко»
с. Батырево 2022
ЦЕЛИ:
1. Образовательная -обучение навыкам исполнения народной песни;
2. Развивающая — духовно развивать детей, раскрывая их творческие способности;
3. Воспитательная -направленная на воспитание гармонично развитой личности культурного человека, обладающего хорошим художеством вкусом;
ЗАДАЧИ:
Публикация «Фольклорный праздник „Капустница“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
1. Прививать детям художественный вкус;
2. Развивать музыкальный слух;
3. Развить творческие способности учащихся;
4. пробудить интерес детей к русским народным обычаям,традициям;
5. знакомство со звучанием и освоением приемов игры различных шумовых инструментах.
Музыкальный материал: р. н. п. «Шла Маланья», «Вью,вью я капусточку», «Пироги»
Оборудование: компьютер, фонограммы минус,музыкальные инструменты (шумовые) (трещетки, треугольники, ложки, бубны,синтезатор)
Ход занятия
1. Организационный момент:
1) Приветствие
2) Разминка
3) Дыхательная гимнастика
4) Распевание
Работая с младшими детьми,используется сказка разминка.
Преподаватель: «Ребята, здравствуйте! Как ваше настроение? (ответы детей). Предлагаю вам отправится в чудесную страну под названием «Музыка»!Живет в этой стране замечательная. веселая и дружная семья. Маму зовут — Мелодия. У нее 7 детишек ДО,РЕ,МИ,ФА, СОЛЬ,ЛЯ,СИ. Все то они делали дружно, да ладно. Утром встали-чистили зубки ( упражнение:провести языком между губами и зубами как бы очищая зубы).Затем вместе шли на кухню завтракать ( упражнение:покусать кончик языка;пожевать язык попеременно левым и правым боковыми зубами; покусать нижнюю губу по всей длине, так же и верхнюю)
Дети всегда помогали маме по хозяйству:1) рубили дрова (имитируем как лесоруб рубит дрова-выкрикываем звук-УХ)
2) убирались в доме (имитируем работу пылесоса-взять дыхание-ребра расширяются, живот немного втягивается и выдыхать. Как бы дуя на пушинку,не давая опустится)
3)пасли овец (БЕ-Е-Е-опустить челюсть вниз)
4)пасли лошадей (пощелкать языком,меняя обьем рта,чтобы звуковысотность щелчка менялась-большие лошадки цокают медленно и низко, маленькие цокают быстро и высоко)
Сделав все домашние дела,семья отправлялась на прогулку в лес, погулять,подышать свежим воздухом. На поляне росли красивые душистые цветы (нюхаем цветы на счет раз-три коротких вдоха в живот,на два выдох из живота)
Однажды,когда семья гуляла в лесу,подул легкий ветерок (ш-ш-ш, затем сильнее и сильнее, солнце померкло. Это налетел Змей Горыныч. Захотел он,что бы в его царстве звучала музыка, унес маму Мелодию. В свой дворец,а детей раскидал по лесу. Нотки сначала горько заплакали (упр. :оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженный вид,затем стали кликать друг-друга (АУ-у,Эй-й!-руки сложить у губ,подача голоса вперед).Наконец,дошли до царства Змея. В огромном дворце на их пути вставали разные препятствия. Одна из комнат была ледяная. Стены были покрыты инеем, дул пронизывающий ветер, дети стали замерзать,но одна из ноток придумала такое упражнение,чтобы согреться (встать прямо,руки согнуты в локтях и подняты на уровне плечь. В момент краткого и шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу,как обнимая себя за плечи).Войдя в другую комнату дети почувствовали как она быстро наполнятся водой. Одна из ноток нашла насос и дети начали быстро откачивать воду ( упражнение: встать прямо, слегка наклонится к полу,голова опущена вниз. Короткий шумный вдох и выдох, как бы качаем насос). Наконец дети нашли зал, где на троне восседал Змей Горыныч, увидев которого дети вначале испугались (активный короткий вдох, но они были не из трусливых и решили сами напугать: они закричали (за педагогом А-а, А-о,А-О-У, А-О-У-Ы, А-О-У-Ы-Е- округленные гласные).Горыныч стал нервничать,тогда дети стали дразнить (Э-э,высунуть язык,рычать -Р-р-кончик языка плотно прилегает к верхним зубам,рот приоткрыт). Но Змей не здавался,и не хотел отдавать Мелодию ноткам. Тогда дети встали в круг с шумовыми инструментами (ходим по кругу, на 1-2-3,на 4 удар трещотками, или 1 удар бубном,2 -шаг. 3-бубен,4-шаг). Змей Г)орыныч чуть не оглохот такого шума и проверчал, что освобождает Мелодию, потому что она отказывалась петь для него. Вскоре вся семья вернулась домой,уставшие легли спать. (упр. на 1-2-зевок,на 3-4 выдох,рот закры
I. Ведение в тему.
Ох и много праздников на Руси раньше было! Самые веселые и щедрые праздники были осенью, когда люди, убрав урожай, делали заготовки на зиму. Один из осенних праздников – Воздвиженье (27 сентября) люди примечали: «Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет». С Воздвижения начинали рубить капусту. «Смекай баба, про капусту на Воздвижение день», «У доброго мужика на Воздвижение день и пирог с капустой».
14 Октября наступает главный осенний праздник Покров. Покров – первое зазимье. Он покроет землю где снежком, где листом.
Хоз-ка: Пожалуйста, гости дорогие, на наш праздник.
Хоз-н: Веселья вам и радости.
Хоз-ка: Давно мы вас поджидаем, праздник не начинаем.
Хоз-н: У нас для каждого найдется и местечко и словечко.
Хоз-ка: Припасено забавушек на всякий вкус.
Хоз-н: Кому правда, кому сказка, кому песенка.
Хоз-ка: Здесь и красна девица.
Хоз-н: Добры молодцы кругом.
Хоз-ка: Будет всем вам здесь приятно побывать у нас в гостях.
Хоз-н: Пирогов отведать вкусных и чайку напиться всласть.
Вед. : На Воздвиженье начало капустникам, капустенским вечерам. Хозяйки приглашали подруг на вечерки – помочь нарубить на зиму капусту. А парни заходили сами, без приглашения. Они приносили с собой гармошку, балалайки и развлекали всех шутками. Тут и там в домах раздавался веселый смех.
Хоз-ка: Ой дедуля, пришли капустные вечера, пора нам капустку на зиму заготовить.
(слышится стук в дверь – входят гости)
Гость 1: Слышали мы что вы капусту рубить собираетесь вот и пришли к вам на помощь, на вечерку.
Гость 2: Здравствуй, хозяйка, помочь тебе пришли.
Хоз-ка: Заходите гостюшки дорогие, для дорогого гостя и ворота настежь, добрый гость всегда впору, гостю в переднем углу место (кланяется гостям).
К нам наехали капустные вечера на конях, на соболях, на лисицах, горностаях. Уж вы кумушки, подруженьки мои, придите поработайте у меня, подсобите мне капустку нарубить, подсобите – ка ее мне усолить.
Гости: Не откажемся капустку порубить, не откажемся ее и усолить.
Хоз-ка: Мойте рученьки свои белые, да берите кочаны спелые! Кто пироги любит есть, для того здесь работушка есть: кто кочаны носить, кто их резать, кто солить. Кто их мять да в бочку толкать. А я тем временем за пироги возьмусь, в скорости сюда вернусь.
Гость 1: Иди хозяюшка, мы без тебя капусту усолим. А под работу хороши шутки.
Гость 2: Да русские забавы-прибаутки.
Вед. : Рассказывает и показывает орудия труда, с помощью которых солили капусту.
Хоз-н: Скучновато стало, давайте прибаутки говорить.
Хоз-н: А может быть вы нам частушки споете.
Дети: Споем.
(Частушки)
Хоз-н: Добры молодцы лихие хотят слово молвить.
(Пословицы)
Ну вот, пока прибаутки сказывались, дело сделалось, недаром говорится, что дело мастера боится. Кончил дело – гуляй смело. Заводите-ка, красны девицы, хоровод про капусту, чтобы она и впредь богато рождалась.
Хоровод (фольк. группа)
Вейся, вейся капустка,
Завивайся, белая.
Как капустке не виться,
Белой – зеленой не ломится?
Дождик льет, поливает,
Белую - зеленую ломает,
Хоровод набирает.
Ведущий: В старину первый кочан покрывали большим чугуном, а чугун белой скатертью для того, чтобы вилки капусты были большие, тугие.
А сейчас приглашаем всех поиграть
(«Колышки», «Капуста», «Сбей колпачок»)
Гости: Песни пели и плясали, что ж, хозяева устали. Дай Бог тому, кто в этом дому. Уродись у вас пшеница и капуста с чечевицей! На столе всегда пирог, легких вам всегда дорог.
Гость 1: А где же пироги? Ведь изба красна не углями, а пирогами.
Песня «Ой, блины» (исполняет фольк. группа)
Хоз-ка: (Входит с пирогами)
Будут вам и блины и пироги. Пока вы плясали да пели у меня пироги капустные поспели. Приглашаю всех к чаю с пирогами.
(угощают всех пирогами)
Вед. : Благодарные гости говорили спасибо и хозяевам, и самому празднику.
Хоз-ка: А теперь дружно скажем:
«Батюшка Покров, покрой нашу избушку теплом, а хозяина добром».
Приложение
к празднику «Капустица»
Игры проводятся детьми.
«Колышки»
Девочки выбирают себе пару из мальчиков и встают по кругу. Мальчики (колышки) присаживаются на корточки, а девочки встают за ними. Водящий ходит в центре круга, подходит к одной из пар и говорит:
- Кума, кума, продай колышки.
- Купи.
- А что стоит?
- Кочан капусты, да веник, да рубль денег.
- Ну, по рукам да в баню.
Ударяют по рукам и бегут вокруг «колышков» мальчиков в разные стороны. Кто первым прибежит, тот встает у «колышка». Проигравший становится водящим.
«Капуста»
Все становятся в круг. Водящий говорит:
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …
И указывает на одного из игроков, тот должен сказать :»Капуста» и бежать по кругу. Водящий догоняет. Если «капуста»успела через один круг встать на свое место, водящий проигрывает и начинает игру сначала. Если же водящий нагоняет «капусту», то сам становится «капустой». Другой начинает водить.
«Капуста в колпаке»
В небольшое ведро «устанавливается» кочан капусты, на который надевается колпак. Необходимо сбить колпак с расстояния 5 – 6 шагов»дубинкой из плотной бумаги. Кто сбил – тот победил.
«Лавочка – суковаточка»
Берется любая, достаточно длинная лавочка или тесно сдвинутые стулья. Дети выбирают водящего по считалке:
Чищу овощи для щей.
Сколько нужно овощей?
Три картошки, две морковки,
Луку полторы головки,
Да петрушки корешок,
Да капустный кочешок.
Потеснись – кА ты, капуста,
От тебя в кастрюле густо!
Раз, два, три, огонь зажжем,
Кочерыжка, выйди вон!
Дети садятся рядом на лавку. Водящий прохаживается мимо, потом вдруг легонько ударяет по колену одного из сидящих. Чем внезапнее, неожиданнее этот удар, тем лучше. Водящему вместе кого он выбрал, нужно обежать вокруг лавки и постараться занять освободившееся место. Тот, кто не успел, исполняет частушку и становится водящим.
Прибаутки
- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожег.
- Можно зашить
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Один ворот остался.
- Фома, что из леса не идешь?
- Да медведя поймал!
- Так веди сюда!
- Да он не идет.
- Так сам иди!
- Да он меня не пускает.
- Фома, у тебя дома тепло?
- Тепло, на печи в шубе согреется можно.
- Что ваши девчата делают?
- Шьют да поют.
- А матушки?
- Порют до плачут.
- Сынок, сходи за водицей на речку!
- Брюхо болит!
- Сынок, иди кашу есть!
- Что ж, раз мать велит – надо идти.
Частушки
Ой, топни, нога,
Не жалей сапога,
Тятька новые сошьет
Или эти подошьет.
Гуляй, Матвей,
Не жалей лаптей:
Тятька лыка надерет –
Лапти новые сошьет.
Во саду ли, в огороде
Наш Матвей ворон считал.
И какое ему дело,
Что капусту убирал.
Ходит Катя между гряд,
Выбирает все подряд:
Где капуста, где сорняк –
Не поймет она никак.
Братец мой по кухне рыщет,
Он вилок капусты ищет,
Ну, а мне-то что за дело?
Я давно его уж съела.
Я не тятькина,
Я не мамкина,
Я на улице росла,
Меня курица снесла.
Шел. Деревней – девки спали,
Заиграл в гармошку – встали.
Встали, пробудилися.
Окна растворилися.
Пойду плясать –
Дома нечего кусать:
Сухари да корки,
На ногах опорки.
Чаек пила,
Самоварничала.
Всю посуду перебила – Накухарничала.
Ходит Ваня по деревне,
Ходит, улыбается.
Оказалось, зубы вставил
Рот не закрывается.
Я могу капусту квасить,
От безделья не грущу.
Приходите ко мне в гости
Всех капустой угощу.