Ирина Королева
Фольклорный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Зимние посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Познакомить с традицией колядования, как со способом развлечения людей в старину, обрядовыми гаданиями.
Вызвать интерес и желание играть в старинные народные подвижные игры.
Темочки:
- Зима. Сценарии развлечений
- Зима. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Зимние праздники
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Посиделки
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» март 2019
Оборудование: угощение для детей и небольшой мешок для «сбора» угощения, русские костюмы для колядующих и любые костюмы для ряженья-«кто во что горазд», восьмиконечная «Звезда»на черенке – Звездарю, русские костюмы на взрослых соведущих, косынка как повязка на глаза и платочек,маска козы, канат, ложка, утюг, чайник, платочек.
Ход досуга.
Зал украшен атрибутами зимней тематики.
Вход детей старшей и подготовительной группы в сопровождении воспитателей в русских костюмах под русскую плясовую музыку, заводят два хоровода противоходом и танцуют по показу ведущих русскую плясовую.
Ведущий: Красны девицы да добры молодцы! Добро пожаловать к нам на широкий двор поиграть - распотешиться! Давайте-ка сядем рядком да поговорим ладком. (Дети обоих групп рассаживаются на свои места друг напротив друга)
Ведущий:
Русская зима – волшебная пора, по-своему прекрасна и любима народом русским. Весело ребятишкам, соскучились они хмурой осенью по избам сидеть. Уже отметили мы Новый год и Рождество Христово, а сразу после них святки 7 января начинались, в народе традиция есть обходить дома с пением рождественских колядок.
А посмотрите-ка, ребятки, какой дом красивый на краю деревни стоит! Не пора ли нам туда постучаться (стучится в домик)
-Доброго здоровья, хозяева!
Из домика выходят хозяин с хозяйкой.
Хозяин и Хозяйка (с поясным поклоном) :
Меня зовут Ульяна, а его – Филимон.
Хозяин:
Добро пожаловать к нам в гости!
Хозяйка:
Раз уж пожаловали на наш двор, так и пойте теперь нам колядки. Есть ли у нас колядовщички-то? Выходите сюда!
Дети подготовительной группы исполняют колядки.
Ребенок, получивший звездочку-Звездарь:
Я- мальчик-Юльчик,
Сел на стульчик.
В дудочку играю,
Всех поздравляю.
Все дети:
Приходила коляда накануне Рождества
Овсень, Овсень! Ходи по всем!
Открывай двери, поднимай с постели,
Открывай окно, запускай Рождество,
Зови всех гулять, зови колядовать.
Открывайте сундучки, доставайте пятачки.
Кто не даст пятака, тому вырастут рога.
Кто не даст пышку, тому в лоб шишку!
Далее дети исполняют колядки, кто какие хочет, например:
Сею, вею, посеваю!
С новым годом поздравляю!
На телят, на жеребят и на маленьких ребят!
Кабы нам колядок на недель десяток!
Щедрик-Петрик! Дай вареник!
Ложечку кашки, а наверх – колбаски!
Этого мало, дай кусочек сала!
Выноси скорей, не морозь детей!
Воробушек летит, хвостиком вертит.
А вы, люди, знайте: столы застилайте,
Гостей принимайте, Рождество встречайте!
Хозяин и Хозяйка:
-Ну, что же, хороши у вас колядки. Благодарствуем!
Хозяин и Хозяйка:
-Выходите сюда, ребятишки, девчушки и мальчишки, давайте и с вами поиграем. Вставайте в хоровод.
Дети исполняют хоровод «В хороводе были мы»
Хозяин:
-Надо бы козу позвать с нами Рождество встречать!
Все Коза, коза иди сюда! Вставай посередочке кружка.
Коза:
-Я – коза-Дереза,
За три рубля куплена,
За пол-бока луплена,
Тупы-тупы ногами, сколю тебе рогами!
Берегись! (Бегает, «пытаясь» догнать детей).
Хозяйка: Спасибо тебе, коза, повеселила ты детишек! Оставайся с нами играть!
Хозяин:
Не успели святки отгулять, а вот уже и новый праздник – Крещение Господне. В этот день 19 января люди шли в церковь помолиться и набрать крещенской святой воды. А еще принято было на Крещение и гаданиями вечера в избе коротать.
Хозяйка:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны. (Слова Василия Жуковского)
Это так в старину в крещенские вечера собирались в избу красные девицы и гадали о том, что их ждет в новом году. Хотите и мы сейчас гадать станем?
Проводится шуточное гадание «Укажи башмачок, где мой женишок».
Гадающую выбирают считалкой:
Шишел-вышел вдруг пришёл,
На боярский двор зашёл,
Там бояре шапки шьют,
На окошко их кладут.
- Ты зачем сюда пришёл?
Шишел-вышел, вон пошёл!
Хозяин:
А в другой избе собирались добры молодцы разговоры потолковать да силушкой молодецкой померяться. Ну-ка, кто смелый да хочет силы молодецкой спробовать?
Проводится перетягивание каната.
Хозяйка:
А уж если все вместе соберутся, то в игры народные играют. Ну-ка, вставайте
старшие дети, сыграем в игру «Бояре»(играют две группы).
Хозяйка:
Посморите-ка, кто к нам пожаловал на наши посиделки – причудница- загадушка. Хочет она узнать, кто из вас самый смекалистый. Ей слово.
Причудница:
Отгадайте-ка, ребятки вы сейчас мои загадки. Кто загадку отгадал, тот всем отгадку и показал. (Отгадки выложены на столике)
1. Всех кормлю с охотою, а сама – безротая. (Ложка)
2. В полотняной стране, по реке-простыне
Плывет пароход то взад, то вперед.
А за ним такая гладь, ни морщинки не видать. (Утюг)
3. В брюхе — баня,
В носу — решето,
На голове пупок,
Всего одна рука,
И та — на спине. (Чайник)
Вариант загадки про чайник (если затрудняются)
В нём вода бурлит – кипит.
Из под крышки выйдет тучка,
Носик есть и с боку ручка.
Чайных чашек всех начальник.
Называется он. (Чайник)
Причудница:
Хорошо, что все мои загадки отгадали. Но у меня есть и самое трудное-претрудное задание, справятся самые сообразительные дети. Я называю ненастоящее название сказки, а вы должны догадаться, какую сказку я задумала на самом деле. Итак, моя первая сказка наоборот называется…
1. Зеленая бейсболочка. (Красная шапочка)
2. Мышь босиком. (Кот в сапогах)
3. Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке. (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
4. Трое из Молоково. (Трое из Простоквашино)
Причудница:
Молодцы дети в этом детском саду, все мои загадки отгадали!
Хозяин:
Веселись, ребятки, раз встречаем святки!
У меня в руках плат узорный оказался, давайте поиграем в игру «Сидит Яша». Становитесь в хоровод. (Играют 2-3 раза).
Хозяйка:
А я другую игру вспомнила. Встанем плотнее друг к другу и в «Платочек» поиграем. (Играют 5-6 смен водящего).
Хозяин:
Ну что, красны девицы да добры молодцы, понравились вам наши зимние посиделки? (Ответы детей)
Хозяин и Хозяйка:
-Ну, детишки-шалунишки, получайте свое угощение, заслужили! Где ваш мешок? (Одаривают обе группы).
Хозяйка:
Спасибо тебе, зимушка-зима за твои причуды, морозцы да веселье! Рады мы с тобою дружить!
Хозяин:
Хорошо мы веселились,
Поиграли хорошо.
А теперь пора прощаться.
Приходите к нам еще!
Дети цепочкой под русскую народную мелодию покидают зал.