Елена Сарсынгалиева
Фольклор в жизни малышей
▼ Скачать
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человека – речью. Этот процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а также непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много впечатлений.
Фольклор имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем.
Публикация «Фольклор в жизни малышей» размещена в разделах
С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, сказки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Колобок».
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что плохо; что красиво, а что некрасиво.
Народные песни, потешки, пестушки, сказки также представляют прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста. Педагоги и психологи считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящей огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.
Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. В период адаптации малыш скучает по дому, маме. Поэтому я подбираю потешки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к незнакомому человеку – воспитателю. Игры с пальчиками хорошо развивают мелкую моторику, это эффективно сказывается на развитии речи малыша. Поднимут ребенку настроение, успокоят, если он плачет.
Малые формы фольклора я использую при формировании культурно-гигиенических навыков. Приучая детей мыть руки, лицо стараюсь вызвать у них положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождается потешками. «Водичка, водичка, умой мое личико.», «Ай лады, лады, лады не боимся мы воды», «Кран откройся! Нос умойся!»
Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые отказываются от еды, когда читаешь потешку начинают есть. («Это ложка, это чашка.», «Мы возьмем тарелку кашки.», «Каша вкусная дымится.»)
Укладывая спать также использую колыбельные песни («Баю, баюшки, баю, не ложися на краю.», «Бай, бай ты собачка не лай», «Ай, люли, люли, люли прилетели журавли.», «Маленькие заиньки, захотели баиньки»)
Обучая детей раздеваться и одеваться после сна, стараюсь сделать этот процесс приятным для них. Поощряю их стремление к самостоятельности («Мы на пухлые ручонки одеваем рубашонку», «На нашу Машеньку надеваем мы штанишки»)
Малые формы фольклора использую в непосредственной образовательной деятельности. На лепке – лепим оладушки и обыгрываем потешкой («Ладушки, ладушки испечем оладушки.»).
На конструировании строим теремок и приговариваем: «Курочка в сапожках избушку метет.».
На занятиях по изобразительной деятельности рисуем солнышко и говорим: «Солнышко – ведрышко выгляни в окошко»
Рисуем травку: «Травка – муравка со сна поднялась …»
В своей работе часто использую фольклорные подвижные игры : «У медведя во бору», «Зайка», «Солнышко и дождик», «Пошла курочка гулять.». Ведь игра — это источник радости. Включение элементов фольклора, использование различных персонажей стимулирует детскую фантазию, способствует формированию двигательных и речевых навыков.
В группе отведено место для театральной деятельности. Есть уголок ряженья с элементами костюмов, шапочек для игры, настольный и пальчиковый театры по сказкам: «Теремок», «Колобок», Курочка Ряба».
Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек, дети, играя, легко запоминают их и вводят в свою речь. При укладывании куклы спать приговаривают: «Баю., баю, баю, бай Катя. С удовольствием кормят куклу и приговаривают: «Мы для Оли кашку. Положили в чашку. Кушай дорогая. Вырастишь большая».
На прогулке с детьми провожу наблюдения за явлениями живой и неживой природы, читая потешки: «Солнышко-ведрышко», «Дождик, дождик веселей», «Божья коровка», «Улитка, улитка покажи свои рога».
Детей с раннего возраста следует учить воспринимать фольклорные тексты, воспитывать интерес к богатству языка, формировать умение слушать и слышать устное народное творчество. Ведь целенаправленное и систематическое использование фольклора создаст необходимые условия для овладения детьми разными видами деятельности и поможет овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усвоят навыки самообслуживания и гигиены.