МААМ-картинки

Консультация «Фольклор — мой добрый друг и помощник на пути к здоровью детей»

Наталья Артюхина
Консультация «Фольклор — мой добрый друг и помощник на пути к здоровью детей»
▼ Скачать + Заказать документы

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым».

Ж. - Ж. Руссо.

Педагогический процесс современного детского сада немыслим без здоровьесберегающих технологий. Я твердо убеждена, что любая применяемая в образовательном учреждении педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей. Их цель - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Публикация «Консультация „Фольклор — мой добрый друг и помощник на пути к здоровью детей“» размещена в разделах

Вы спросите: «Что такое здоровьесберегающие технологии?»

Отвечаю: «Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития». Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребенка, основная роль принадлежит двигательной активности, поэтому очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении.

В детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха. Оборудован физкультурный зал. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе в летний период. На участке МДОБУ имеется спортивная площадка. Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группе создан физкультурный уголок, который учитывает возрастные особенности детей, их интересы. В группе имеются пособия для профилактики плоскостопия, систематизированы подвижные игры и упражнения общеразвивающего воздействия.

Организацию оздоровительной работы строю с учетом требований основной образовательной программы МДОБУ №13 д/с «Весна» г. Новокубанск, построенной в соответствии с ФГОС ДО и на основе примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Работая в детском саду, я заметила, что любые действия, будь это игра, труд или занятия физкультурой, ребенок выполняет с удовольствием, если ему это интересно. На помощь мне всегда приходит художественное слово. Чаще всего это наш русский народный фольклор, с его потешками, считалками, песенками, хороводами.

Широко используюя в работе все виды фольклора, я не только закладываю фундамент психофизического благополучия детей, но и обогащаю их духовно, что особенно важно в свете последних событий на Украине. В систему оздоровительной работы включаю следующие здоровьесберегающие технологии:

• Утренняя гимнастика, является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. Я заметила, что дети младшего дошкольного возраста занимаются физкультурой с большим желанием и интересом, если упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Зашагали ножки – топ, топ, топ!

Прямо по дорожке - топ, топ, топ!

Ну-ка, веселее - топ, топ, топ!

Вот как мы умеем - топ, топ, топ!

Топают сапожки - топ, топ, топ!

Это наши ножки - топ, топ, топ( «Вот как мы умеем» муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель)

Или:

Чтоб ногам работу дать,

Будем дружно приседать.

Взял Серёжа обруч свой,

Держит обруч за спиной.

Всё, что делает Серёжа,

Повторить попробуй тоже. (Е. Кан).

• Физминутка. Ежедневно, в процессе НОД детей и по мере необходимости, я провожу физкультминутки, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. В работе использую разные виды физкультминуток: с текстом, с музыкальным сопровождением, в форме подвижной игры. Дети младшего и среднего возраста очень любят вот такую шуточную разминку: (Гимнастика с мамой (Е. Железнова) –

(1)Головами покиваем

Носиками помотаем

И зубами постучим

(2)И немножко помолчим

(3)Плечиками мы покрутим

(4) И про ручки не забудем

Пальчиками потрясём

(5) И немножко отдохнём

(6) Мы ногами поболтаем

И чуть-чуть поприседаем

Ножку ножкой подобьём

(7) И с начала всё начнём…

1 (и далее) - действия соответствуют тексту песни.

«Вороны»

Вот под елочкой зеленой (встали)

Скачут весело вороны: (прыгаем)

Кар-кар-кар! (громко). (хлопки над головой в ладоши)

Целый день они кричали, (повороты туловища влево-вправо)

Спать ребятам не давали: (наклоны туловища влево-вправо)

Кар-кар-кар! (громко). (хлопки над головой в ладоши)

Только к ночи умолкают (машут руками как крыльями)

И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку—засыпают.)

Кар-кар-кар! (тихо). (хлопки над головой в ладоши)

• Пальчиковая гимнастика, Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т. к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Сорока-белобока (действия, согласно тексту)

Кашу варила,

Деток кормила,

Этому дала

Этому дала

Этому дала

Этому дала

А этому не дала

Ты дров не рубил,

Воды не носил,

Каши не варил!

или:

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим,

Мы морковку трем,

Мы капусту солим,.

Мы капусту жмем.

Мы – шоферы (Е. АЛЯБЬЕВА)

(действия, согласно тексту)

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли.

Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы шоферы - хоть куда!

• Дыхательная гимнастика, проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Ещё древние восточные мудрецы придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии.

Упражнение 1. НАСОСИК.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение 2. Лягушонок

Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.

• Гимнастика для глаз. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они лишь во время сна. Вот почему выполнение гимнастики для глаз полезно для гигиены и профилактики нарушения зрения.

Сова. (Движения глазами выполняются согласно тексту.)

В лесу темно. Все спят давно.

Только совушка-сова, большая голова,

На суку сидит, во все стороны глядит.

Вправо, влево, вверх и вниз,

Звери, птицы, эх, держись!

осмотрела все кругом –

за добычею бегом!

Часы

Тик-так, тик-так

Все часы идут вот так: тик-так, тик-так,

Налево раз, направо раз, Мы тоже можем так,

Тик-так, тик-так.

"Ночь"

Ночь. Темно на улице)

Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.

(повторить 3 - 4 раза)

• Бодрящая гимнастика после сна, помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Форма её проведения различна (гимнастика пробуждения в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера).

Стрекоза

Утром стрекоза проснулась, («протираем глазки»)

Потянулась, улыбнулась. (из положения упор присев постепенное выпрям-ление туловища, руки вперед, вверх).

Раз – росой она умылась, («умываемся»)

Два – изящно покружилась, (кружимся на месте)

Три – нагнулась и присела, (наклонились и присели)

На четыре – полетела. («полетели» – машем руками, как крыльями)

У реки остановилась, (присели)

Над водою закружилась. (побежали)

• Я широко использую босохождение по массажным дорожкам. Массажные дорожки составлены из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая дорожка, резиновые коврики, мягкая дорожка, следочки).

• Подвижные игры – Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.

Значение подвижных игр велико: они являются одновременно и средством и методом воспитания ребенка. Подвижная игра как средство и как метод характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий.

Подвижные игры сопровождаемые песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами особенно любимы детьми. Это и «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Огуречик, огуречик» и многие другие. Как правило, подвижная игра не обходится без считалки. К ней дети проявляют особый интерес.

За стеклянными дверями

Стоит мишка с пирогами.

-Здравствуй, мишенька, дружок,

Сколько стоит пирожок?

-Пирожок-то стоит три,

А водить – то будешь ты!

Или:

Шёл котик по лавочке –

Раздавал булавочки,

Шёл по скамеечке –

Раздавал копеечки:

Кому десять, кому пять,

Выходи – тебе иска

• Обширное умывание – как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Провожу его после сна.

тра-та-та, тра-та-та, где там прячется вода?

Выходи, водица, мы хотим умыться…

КТО НЕ УМЫВАЕТСЯ

Кто горячей водой умывается,

Называется молодцом.

Кто холодной водой умывается,

Называется храбрецом.

А кто не умывается,

Никак не называется.

(Петр Синявский)

От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус. В связи с этим работа по оздоровлению детей не компания одного дня деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.

Публикации по теме:

Физкультурный уголок. Презентация. «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Создание здоровьесберегающей среды в группе. Здоровому – все здорово «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» Т. В. Хацкевич В нашем детском саду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Фольклор — мой добрый друг и помощник на пути к здоровью детей»
Опубликовано: 26 ноября 2014 в 17:58
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Фольклор — мой добрый друг и помощник на пути к здоровью детей»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Артюхина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД