Наталья Солодухина
Фольклор как средство художественно-эстетического развития дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Солодухина Наталья Андреевна
Музыкальный руководитель
МБДОУ № 57, г. Бийск, Алтайский край
Фольклор как средство художественно-эстетического развития дошкольника
Художественно-эстетическое развитие ребенка, является одним из важных направлений первой ступени начального дошкольного образования в рамках ФГОС ДО. Образовательный Стандарт определяет фольклор, как один из видов деятельности в обучении дошкольника. От художественно-эстетического воспитания ребенка зависит, каким он вырастет. Фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, благодаря которой осуществляется приобщение детей к национальным жизненным истокам. А научить их этому – задача взрослых.
Публикация «Фольклор как средство художественно-эстетического развития дошкольника» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В музыкальном воспитании игры, песни, танцы, игра на детских музыкальных инструментах - распространенный вид творческой деятельности дошкольника. Практика показала, что обращение к народной культуре, воспитывает в детях хорошие качества: усердие, сдержанность, терпение, доброту, вызывает положительный эмоциональный отклик в коллективном творчестве. На занятиях фольклором воспитанники получают новые знания по истории своего народа, знакомятся с национальными традициями, учатся чувствовать себя сопричастными к историческим событиям и быть частью своего народа. Учатся добру, красоте, учатся любить и гордиться своей страной.
Для успешной педагогической работы разработан долгосрочный проект «От Рождества до Покрова». Он предполагает поэтапный, комплексный подход к знакомству с традиционной культурой. Фольклорный материал, представленный в проекте, собран в этнографических экспедициях по Алтайскому краю, поэтому в основе своей состоит из местного компонента.
Проект, включает в себя три предметные области:
1. «Ладушки» (ансамблевое пение и фольклорный театр)
2. «Звук живет в любом предмете» (традиционные музыкальные инструменты)
3. «Ритмика» (народная хореография, игры)
Как итог обучения - фольклорные праздники народного календаря, в которых присутствует весь культурный комплекс изученного материала: игры, пляски, хороводы, инсценировки, неративный фольклор (потешки, перевертыши, небылицы, скороговорки, народные инструменты.
Проект «От Рождества до Покрова» проходит апробацию на площадке детского сада. Занимаются все желающие дети. Занятия проходят в доброжелательной атмосфере. Строятся занятия в игровой форме, поэтому не перегружают детей. Учитываются способности каждого ребенка. Итоговое занятие – это праздник по годовому циклу.
Проведение народного праздника требует от педагога определенных знаний, умений и обдуманного подхода. Зачастую, фольклорные мероприятия, проводимые в детских садах не всегда понятны детям. Поэтому с воспитанниками необходимо проводить предварительную работу: посещение музеев, беседы, рассказы, чтение сказок, рассматривание иллюстраций. В фольклорном празднике важно все: и музыка, и тексты, и игры, и, конечно же, костюмы. Педагог обязательно использует традиционный костюм. Для нашей местности это сарафанный комплекс. В других областях он может быть другим.
Основной принцип педагогической деятельности в работе с детьми – от простого к сложному. За основу замысла занятием фольклором взяты такие формы и методы, как мотивация и стимулирование, словесное поощрение, личный показ и пример. При общении с детьми применяется народно-поэтическое художественное слово, присказки, поговорки. Обязательное использование элементов театрализации русских сказок, инсценировок народных песен и прибауток, непременное подыгрывание на народных инструментах: свистульках, ложках, трещотках, кугиклах. Частая смена деятельности позволяет ребенку не уставать, заниматься музыкальным фольклором легко и с удовольствием.
Пение представляет собой действенное средство для снятия напряжения и направлено на гармонизацию личности. С помощью пения ребенок адаптируется к сложным жизненным ситуациям. А для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи.
Народная хореография – это важная составляющая эстетического воспитания детей. Пляска учит детей правильной координации, хоровод - понимать и чувствовать настроение, хорошо ориентироваться в пространстве. Подвижные игры, способствуют лучшему восприятию действительности, учат детей быть терпеливыми друг к другу и правильно осознавать себя в социуме.
Игра на музыкальных инструментах хорошо развивает музыкальный слух, память, позволяет понимать темп и метроритм, учит чувствовать и понимать естественные звуки природы.
Праздники народного календаря цикличны и привязаны к временам года.
осенние - Осенины (Покров)
зимние - Рождество (Святки)
весенние - Масленица, Благовещенье
летние - Троица, Купало
Фольклорный праздник Осенины проходит с посолкой капусты, в совместной деятельности с родителями. Дети играют в традиционные игры «Редька», «Горшки», «Растяпа», которые разучиваются заранее, водят капустные хороводы, импровизируют сказку «Репка», рубят капусту, которой впоследствии угощают гостей и родителей. Дети не только узнают предназначение таких традиционных предметов домашней утвари, как сечка, корыто, чугунок, но и учатся ими пользоваться. В такой форме проведения, праздник получается ярким исключительно интересным и познавательным. В январе проводится Рождество (Святки). Накануне Святок, детям показывается кукольный театр «Вертеп», в котором рассказывается о рождестве Христовом и разыгрываются сцены со злым царем Иродом. Предварительно с детьми проводятся беседы и читаются отрывки из детской Библии. Все это наполняет детей особым духовным смыслом. На Святки ребята с Рождественской звездой под балалаечный наигрыш ходят по группам колядовать. Здесь бывает и ряженая Коза, и цыган с Медведем, и дед с бабой, и другие ряженые персонажи. Дети разыгрывают сценки, поют колядки, проговаривают кричалки и, конечно же, получают угощения. В конце праздника в зале организуется общий стол для всех детей - «ссыпчина», где взрослые угощают детей печеньем и конфетами. После чаепития ребята играют в народные игры и забавы. Такая совместная деятельность детей и взрослых вызывает у воспитанников положительный отклик и является позывом для снятия эмоционального и психического напряжения.
Из весенних праздников наиболее распространен праздник - Масленица. Из снега дети строят «снежный город». Проводятся зимние игры – «Пузырь», «Дударь», «Гори, гори ясно». Обязательны забавы со Скоморохами – Маккеем и Патрикеем, которые разговаривают исключительно поговорками да небылицами. Непременно водятся масленичные хороводы и в конце праздника раздаются блины. Звучит много народной музыки. За Масленицей в годовом цикле проходит Благовещенье. Праздник по своему интересный, необычный со своим наполнением и атрибутикой. Здесь и солнышко закликают, и птиц на волю выпускают, поют весенние заклички. Проводятся хороводные игры «Заинька», «Золотые ворота». Из сдобного теста пекутся жаворонки, которыми впоследствии угощают детей.
Лето - особое время года, оно несет в себе заряд бодрости, здоровья, тепла и ярких моментов. Начинается лето с троицких хороводов и игрищ. В народе этот праздник еще называли «Зеленые святки», потому, что березке приносили подношения - крашеные в зеленый цвет яички.
Здесь и березке честь, и девушкам хвала. Праздник проходит на воздухе в природной зоне. На березку повязываются ленточки, загадываются желания, на голову плетутся венки из цветов и трав. Обязательно проводятся парные пляски и игры. Основное угощение – яишница. Купальский праздник связан со сказкой, кладами, и поиском волшебного цветка папоротника. Это инициация (очищение) поэтому все игры связаны с водой. Дети прыгают через искусственные костры по одному и парами и если день жаркий, то в конце праздника обливаются водой из водяных пистолетов. Несомненно, что такое веселье вызывает у ребят эмоциональный отклик и невообразимое удовольствие. А все в совокупности: действия, эмоции, общение, обливание, свежий воздух, решают ряд детских здоровьесберегающих задач.
Таким образом, фольклор, это не просто прекрасное средство для интенсивного личностного развития ребенка: его речи, мышления, воображения, но и является важным фактором для развития таких качеств, как терпение, понимание, усердие, доброта, взаимовыручка. А это в свою очередь есть необходимое условие для духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания ребенка.
К. Д. Ушинский писал: «Педагогика – тончайшее творчество, а так как дети состоят из сплошных загадок, то и решать нам их придется всю жизнь…»
Литература:
1. Г. М. Науменко «Фольклорный праздник в детском саду и в школе» М., 2000
2. «Педагогический репертуар для детского фольклорного ансамбля» Барнаул, 2012;
3. «Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях» (методическое пособие) С-П., 2005;
4. Федеральный государственный образовательный стандарт ДО