Ирина Хандешина
Фольклор и математика в развитии дошкольников
Успешно овладеть навыками счета, математическими понятиями (величина, форма, временным и пространственным ориентированием уже начиная с раннего возраста, могут помочь детям малые формы фольклора : пестушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, считалки, скороговорки и др. Знакомство с понятием величина (с выделением интонационно).
Публикация «Фольклор и математика в развитии дошкольников» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Пестушки. Большие ноги шли по дороге: Топ-топ. Топ-топ. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ-топ. Топ-топ-топ-топ. Формирование понятия перечисления (с загибанием пальчиков). Заговор. У лисы боли, у волка боли. У Ванюшки боль на березу в лес улети. Потешка-игра «Сорока - ворона». Постепенное приучение к труду, и к понятиям перечисления. Сорока-ворона кашу варила, на порог скакала, деток скликала: - Подите, дети, кашу есть. (перебирать пальчики) Этому дала на ложке, этому - на поварешке, Этому - на лучинке, этому - на тычинке, Этому - весь горшок! и т. д. У детей постарше спросить: - Сколько всего братьев? Кто самый старший? Большаку – дрова рубить, а тебе воду носить, Средняку – печку топить, а тебе обед варить,
А мальчишке песни петь, песни петь да плясать, родных братьев забавлять. Знакомство детей с количественными представлениями. Как Марфуша для Петра наварила, напекла девяносто два блина, Два корыта киселя, пятьдесят пирогов – не нашла и едоков. Можно попросить детей назвать по порядку животных и птиц, которым белка продала орехи; посчитать количество лап у животных и птиц; колёс у тележки, и найти карточку с соответствующей цифрой. Определить, кто больше, кто меньше по размеру и т. д. Сидит белка на тележке, продает она орешки: Лисичке-сестричке, воробью, синичке, Мишке толстопятому, заиньке усатому. Кому в платок, кому в зобок, кому в лапочку.
Потешки, формирующие понятие пространства и величины. Предложить детям показать в воздухе размеры горки и норки, можно и нарисовать. На дворе горка, под горкой норка. В этой норке крот норку стережёт. Божья коровка, где твои детки? Во глубокой ли норе, на высокой ли горе?
Загадка может служить исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т. д.). Например, загадку: На четырёх ногах стою, ходить я вовсе не могу. Когда устанешь ты гулять, ты можешь сесть и отдыхать. (Стул) можно использовать для знакомства с числом и цифрой 4. Ребёнка можно попросить вспомнить, о чем эта загадка, показать числовую карточку числа 4; предложить найти такую же в кассе цифр; назвать соседей числа 4 в числовом ряду; вспомнить состав числа 4 из единиц и двух меньших чисел (на наглядной основе). Например: 4=1+1+1+1, 4=1+3, 4=2+2, 4=3+1. Предложить вспомнить загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями: Два брюшка, четыре ушка. (Подушка).
Скороговорка закрепляет, отрабатывает математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Три сороки, три трещотки потеряли по три щетки. Три – сегодня, три – вчера, три – еще позавчера. У четырёх черепашат по четыре черепашонка.
Пословицы и поговорки. Закрепление количественных представлений и развитие речи. В одно ухо слушает, а в другое выпускает Двое пашут, а семеро руками машут. Яким простота: две рукавицы за поясом, а третью ищет.
Считалки ( народные названия: счетушки, читки, пересчет и др.) способствуют развитию количественных представлений, пространственных и временных отношений, простейшего понятия формы. Многие считалки направлены на сообразительность, в них содержатся задания, например, на сложение. Складывать цифры в считалке весело и интересно. А игра слов и звучаний развивает внимание и сообразительность. Подогрела чайка чайник, пригласила восемь чаек: «Приходите все на чай!». Сколько чаек, отвечай? Сколько всего чаек? (Девять чаек.) Начинается считалка: на березу сели галка, Две вороны, воробей, три сороки, соловей. Сколько птиц село на березу? (Восемь птиц.) Раз, два, три, четыре, кто у нас живет в квартире? Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка, два котенка, Мой щенок, сверчок и я — вот и вся моя семья! Раз, два, три, четыре, пять, всех начну считать опять. Сколько всего животных и людей в считалке? (Всего десять)
Народные сказки, которые ребёнок от многократных прочтений знает наизусть, являются хорошим материалом для обучения математике. В любой из них всевозможные математические ситуации. “Теремок” поможет запомнить и количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй - лягушка и т. д.) и основы арифметики. Ребёнок легко усвоит, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица - стало четверо. “Колобок” и “Репка” особенно хороши для освоения порядкового счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался Колобку третьим? А в “Репке” можно и о размере поговорить. Кто самый большой? Дед. Кто самый маленький? Мышка. И о порядке вспомнить. Кто стоит перед кошкой? А кто за бабкой? И какой формы Колобок? И построить героев по росту. В сказке “Три медведя” - и медведей можно посчитать, и о размере поговорить. В сказке “Жихарка” маленький человечек раскладывает ложки, считает. С детьми старшего возраста, можно вспомнить в каких сказках встречаются числа.
Малые фольклорные жанры приносят радость приобщения к светлым мыслям, способствуют не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах и т. д., но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти.