Анастасия Погомий
Физкультурные занятия в первой младшей группе: приемы и методы организации
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы здоровьесбережения являются наиболее актуальными в образовательных концепциях детских садов. Тем, более, когда речь идёт о самых маленьких воспитанниках - ребятах первой младшей группы (2-3 года, которые испытывают серьёзные эмоциональные перегрузки, связанные с адаптацией к новым условиям. Поэтому образовательная деятельность в области физической культуры призвана не только формировать умения и навыки двигательного характера, но и помогать поддерживать психическое здоровье младших дошколят.
Публикация «Физкультурные занятия в первой младшей группе: приемы и методы организации» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Значение проведения занятий по физкультуре в первой младшей группе
Значение организации занятий по физической культуре в первой младшей группе соответствует целям образовательной области «Физическое развитие», определённым Федеральными государственными образовательными стандартами, и состоит в:
• развитии показателей таких физических качеств, как скорость, сила, выносливость, гибкость и умение координировать свои движения;
• пополнении багажа первейших движений (бег, ходьба, прыжки);
• тренировке правильной осанки и устойчивого положения тела;
• воспитании осознанной необходимости в физической активности.
Задачами организации непосредственной образовательной деятельности (ООД, призванными решать поставленные цели, является:
• обучение прыгать на одном месте, а также продвигаться вперёд с помощью прыжков, отталкиваясь двумя ногами;
• развитие способности бегать непрерывно в течение 30–40 секунд, а также быстро передвигаться к обозначенной цели;
• освоение навыка залезать на 2–3 перекладины шведской стенки;
• формирование умения обращаться с мячом (брать, держать, катать, бросать);
• тренировка ходьбы в разных направлениях с перешагиванием объектов высотой не больше 10 см;
• отработка броска мячика в горизонтальную плоскость на расстояние до 1 м двумя руками вместе и поочерёдно, левой, правой;
• приобщение к участию в элементарных подвижных играх за счёт повторения движений, показанных педагогом, а также имитации действий персонажей (к примеру, попрыгать как зайчики, поклевать зёрнышки, как цыплята и пр.);
• воспитание чувства коллектива в процессе участия в выполнении упражнений и заданий игрового характера.
Методика организации физкультурных занятий в первой младшей группе
Физкультура с детьми 2-3 лет проводится два раза в неделю. Занятия физкультурой являются одним из векторов реализации задач образовательного направления «Физическая культура», поэтому тематика занятия согласуется с темами других направлений, что отражается в перспективном планировании. Кроме того, составление плана позволяет рационально сгруппировать виды активности малышей и подобрать игровые упражнения для осуществления целей и задач занятия.
По мнению специалиста в области физического воспитания, детей дошкольного возраста Д. В. Хухлаевой, развитие движений детей раннего возраста 2-3 лет происходит в процессе правильной игровой деятельности, самостоятельной двигательной деятельности и во время физкультурных занятий, главной задачей которых является развитие основных движений, таких как лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки.
Методические приёмы для физкультурных занятий
В работе с малышами 2-3 лет педагогу потребуются все виды приёмов, позволяющие и реализовать цели, задачи занятий конкретного учебно-воспитательного направления, и быстрее адаптировать детей к новым условиям взаимодействия со сверстниками и взрослыми в целом.
1. Наглядные приёмы
Переход от манипулятивного к наглядно-образному типу мышления детей первой младшей группы определяет ценность наглядности на занятиях, которая воплощается:
• картинками с изображением детей или мультипликационных персонажей;
• сопровождением к речевым средствам (например, картинками с героями загадок или стихотворений, литературными персонажами по теме);
• игрушками-персонажами занятия;
• атрибутами для занятия (гимнастическими палками, мячами, массажными мячиками, кеглями, обручами и пр.);
• демонстрацией, то есть выполнением педагогом всех упражнений и игровых действий в качестве наглядного объяснения задания;
показом - презентацией хода выполнения задания героями видеоролика.
2. Речевые приёмы
Малыши 2-3 лет только начинают осваивать речь, поэтому в работе с ними слово играет важную роль.
Объяснение
Объяснения следует насыщать жестами и мимикой, обогащая, таким образом, копилку средств выразительности у детей.
Беседа
Как уже отмечалось выше, дети первой младшей группы только-только начинают говорить, поэтому диалог с ними, а беседа предполагает именно эту форму взаимодействия, получится с трудом. Вопросы нужно формулировать так, чтобы малыши могли ответить «да» или «нет», а также используя освоенные слова.
Рифмовки
В данном случае речь идёт о стихотворениях, так как разгадывание загадок требует определенных знаний, которым дети 2-3 лет ещё не все могут похвастаться. Рифмовки обычно используются для мотивации детей к началу выполнения упражнений вводного этапа, а также как иллюстрация к пальчиковым упражнениям. Речевые приёмы на занятиях по физкультуре не только разъясняют задания, но и мотивируют малышей на работу.
3. Практические приёмы
В контексте подготовки физкультурных занятий практические приёмы выступают в роли творческих заданий, призванных обобщить изученное, или выразить свои впечатления от освоения того или иного материала. К примеру, занятие на тему «В гости к мишке» можно подытожить рисунком угощения для мишки - малинкой. Те малыши, у которых ещё не получается рисовать без наглядной опоры, ягоду раскрашивают.
Вариантом поделки для итога занятия на любую тему может быть создание «Цветочной поляны» : дети приклеивают заранее вырезанные педагогом лепестки на заготовку с цветочной поляной
4. Игровые приёмы
Самая продуктивная группа приёмов, учитывая то, что работа с малышами первой младшей группы имеет игровую форму.
Игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.
Применение игровых приемов на занятиях по физической культуре помогают детям лучше усвоить основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, метание, бросание, лазание, развитию познавательной активности, формированию элементарных знаний о самом движении, умению выслушивать и понимать задание на физкультурных занятиях, индивидуальному общению с ребенком, развитию слуховой и зрительной ориентировки.
На физкультурных занятиях используется три вида игр:
1. дидактические, призванные познакомить или обобщить материал занятия;
2. подвижные, составляющие основу двигательного режима на физкультурном занятии;
3. театрализованные, представляющие материал занятия в образах (например, когда малыш выступает на занятии от лица персонажа, к примеру, заиньки, медведя, принцессы и др.).
Суть анализа физкультурного занятия
Любая образовательная деятельность в ДОУ тщательно анализируется, что позволяет не только сделать вывод об уровне подготовки воспитанников, сравнить достижения на разных этапах развития, но и получить представление о методической грамотности педагога в выборе способов взаимодействия с ребятами. В первой младшей группе, в отличие от других групп, мониторинг проводится один раз в год. При этом алгоритм анализа и самоанализа будет общим вне зависимости от возраста воспитанников.