Марина Асташина
Физкультурные минутки для оздоровления и воспитания
▼ Скачать
Физкультурные минутки для оздоровления и воспитания
Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. (В. А. Сухомлинский)
В соответствии с Законом “Об образовании в Российской Федерации” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.
Публикация «Физкультурные минутки для оздоровления и воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Поэтому в настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него
необходимые знания, умения и навыки о здоровом образе жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
С 2016 года в нашем МДОУ детский сад № 23 "Радость" стартовал проект: «Радость» - территория здоровья». Концептуальной основой проекта является - здоровьесберегающие технологии.
В рамках этого проекта разрабатывается методическая тема "Физкультурные минутки для оздоровления и воспитания».
Была поставлена задача, привести весь имеющийся материал в определённую систему и расширить классификацию в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Пункт 1.6 ФГОС «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».
Физкультурные минутки должны стать жизненной привычкой. Уже сейчас дети долго сидят - у телевизоров, с планшетами, с репетиторами. Практически всех ожидает - в кавычках - «компьютерная жизнь». Важно помочь усвоить правило «ЗОЖ» - «давай себе разгрузку».
Дело в том, что физкультурные минутки в НОД используются педагогами, но зачастую это происходит бессистемно, хаотично, порой без учета возраста детей, однообразно, то есть используются одни и те же тексты и движения.
Физминутка - это кратковременный отдых, один из видов двигательно- оздоровительных моментов в любом виде деятельности.
Задачи физической минутки: способствовать снятию физического, психического (интеллектуального и эмоционального) перенапряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой, повышению общей работоспособности, в целях сохранения здоровья, предотвращения утомляемости. Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений.
Систематизировать этот материал можно по следующим критериям:
- возраст детей (должны подбираться с учетом возраста детей, их ЗУН);
- индивидуальные особенности детей группы. Например, гендерный подход.
- дети с ОВЗ (ФГОС ДО, гл. 1, пункт 1.6, № 2) физкультурная минутка для детей с ОВЗ должна быть адаптирована;
- включать их в тот или иной вид деятельность - нужно дифференцированно;
- тематические пальчиковая гимнастика и физминутки;
Иногда очень интересно придумать физминутку вместе с детьми. Дети любят рифмовать слова и придумывать под них движения, а мы с удовольствием их записываем и собираем в свою копилку.
Воспитывающее значение физкультурной минутки тоже нужно использовать: содержание текста и движения помогают укрепить дружбу, напомнить о доброте, смелости, проявить находчивость.
Но главный момент воспитания - это маленький урок здоровья, урок ЗОЖ. Самого маленького ребенка учим понимать свое физическое и психическое состояние. У нас в программе есть такой курс «Познаю себя». Устал, посидел на стульчике - нужно встать, размяться. Ручки, ножки, глазки хотят отдохнуть.
Поэтому, следует подбирать физминутки и включать их в сюжетно-ролевые игры и игровые ситуации: «Семья вечером у телевизора», «Бюро программирования» и т. д. Если ребенок усвоит урок и пойдет по жизни с физминуткой - значит мы воспитали в нем стремление сохранять самое дорогое - здоровье.
Таким образом, если мы соблюдаем все перечисленные нами критерии, то физкультурная минутка полностью выполняет свою функциональную нагрузку и становиться полноценным компонентом здоровьесберегающей технологии.
Тем самым мы способствуем сохранению и укреплению здоровья детей, что является приоритетной задачей в воспитании и обучении подрастающего поколения.