Лучший педагог года

Физкультурно-оздоровительный проект «Развитие речевой активности дошкольников на занятиях по физической культуре»

Оксана Бондаренко
Физкультурно-оздоровительный проект «Развитие речевой активности дошкольников на занятиях по физической культуре»
▼ Скачать +Заказ

Введение

Для малыша дошкольника двигаться также естественно, как дышать, есть, пить, спать. Первое, что начинает делать новорожденный – двигаться. Известно, что более подвижные дети развиваются быстрее, раньше начинают ходить, бегать, говорить. Они крепче телом, меньше болеют, проявляют активный познавательный интерес к жизни; у них чаще веселое и радостное настроение. На сегодня серьезным недостатком системы дошкольного воспитания является малоподвижность детей. Они много занимаются сидя и редко играют на свежем воздухе. Это плохо сказывается не только на физическом, но и на духовном развитии, снижается тонус их нервной системы, угнетает их психическую активность. У физически ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, эмоциональный тонус и настроение снижены. Это в свою очередь, отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.

Публикация «Физкультурно-оздоровительный проект „Развитие речевой активности дошкольников на занятиях по физической культуре“» размещена в разделах

Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение этой потребности особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Врачи утверждают, что без движения ребенок не может вырасти здоровым, ибо движение - это преграда любой болезни. Движение – это ещё и хороший воспитатель. Благодаря движению окружающий мир открывается малышу во всем его многообразии; память мышление, речь ребёнка становятся совершеннее. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.

Работа по развитию и обогащению словарного запаса детей может включаться в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий. При этом учитываются возрастные особенности, состояние здоровья, физическое развития дошкольников. Любая двигательная активность повысит интерес ребёнка, если при проведении утренних гимнастик, подвижных игр, занятий физкультурой, в самостоятельной двигательной деятельности детей использовать считалки, словесные игры, стихотворный текст. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.

Актуальность

Речь является важнейшей психической функцией человека. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности.

У детей дошкольного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлена недостаточная сформированность моторных функций. Как показывает изучение анамнеза детей с речевой патологией, особенности моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста: позже возрастных нормативных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т. д., у них с запозданием формируются локомоторные функции (лазание, ходьба, прыжки и др.).

Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, детям трудны движения перекатывания мяча с руки на руку, прыжки на правой и левой ноге, ритмичные движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.

Сочетание речи и движения является важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей.

Проблема:

У детей с отклонениями в речевом развитии несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной, лицевой, артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук, на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений.

Новизна и педагогическая целесообразность проекта

Новизна состоит в том, что в занятия включены элементы, имеющие оздоровительную направленность, и обеспечивают интегрированную физкультурно-речевую совместную деятельность.

Цель:

повысить эффективность педагогического воздействия на детей через систему интегрированных физкультурно-речевых занятий с использованием двигательно-речевых средств.

Задачи:

Способствовать повышению интереса у дошкольников к занятиям физической культурой;

расширять словарный запас, активизировать речевую деятельность детей;

развивать память, внимание, мелкую и общую моторику, координацию движений;

использовать некоторые формы речевой деятельности в самостоятельной двигательной деятельности.

Ожидаемый результат:

удовлетворение естественной биологической потребности дошкольников в движении;

овладение детьми двигательными умениями и навыками;

активизация речевой деятельности детей;

повышение интереса детей к двигательно-речевым упражнениям, превратив их в занимательную игру.

Концептуальное обоснование проекта

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых.

Одним из важнейших направлений развития дошкольников является работа, обеспечивающая физическое развитие и укрепление здоровья детей, преодоление и ослабление недостатков в их психофизическом развитии (в данном случае – нарушения речи). Ее значение определяется тем, что у детей с нарушениями речи зачастую с первых лет жизни наблюдаются разнообразные отклонения не только в психическом, но и физическом развитии.

Среди основных концептуальных положений в специальной литературе, касающихся данной проблемы, следует выделить утверждение специалистов о взаимообусловленности функциональных и морфологических изменений, а также представление о значимости движений для развития речевых функций головного мозга (Н. А. Бернштейн, Дж. Брунер, М. М. Кольцова и др., о взаимосвязи физического и психического развития в онтогенезе, о значении моторики в психическом и личностном развитии ребенка, учете сензетивных периодов, а также о деятельностном подходе в развитии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия).

Педагогическое воздействие в целях восстановления нарушенных и развития еще не сформировавшихся двигательных функций предполагает применение специальной системы физических упражнений в процессе обучения, воспитания и развития детей с общим недоразвитием речи. С этой целью на занятиях физической культурой широко используются различные физические упражнения.

Занятия физическими упражнениями основаны на одной из главных потребностей человека – его влечении к движениям. Широкие возможности использования физических упражнений определяются ведущем значением локомоторного аппарата во всей жизнедеятельности человека. Необходимым условием нормального функционирования и совершенствования всех важнейших систем организма человека, в том числе внутренних органов, является моторная активность.

Органическая связь между психикой и моторикой подмечена давно. Психика выражается в моторных актах, но эта связь обоюдна: моторика влияет на психику.

Недостаточность движений либо чрезмерная возбудимость не только усугубляет любое заболевание и приводит к патологии всего нервно-мышечного аппарата, но и отрицательно сказывается на функциях анализаторов детей.

Физическое воспитание комплексно осуществляет задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Основные принципы работы в рамках проекта

При построении занятий учитывались следующие принципы обучения:

принцип доступности - применение упражнений сообразно возрастным особенностям детей, уровню развития физической подготовленности;

принцип индивидуальности - осуществление индивидуального подхода к детям разного возраста, пола, двигательной подготовки и физического развития;

Принцип систематичности и последовательности – необходимость регулярности при формировании у детей двигательных умений и навыков, постепенность подачи материала от простого к сложному;

принцип наглядности (зрительная, звуковая, двигательная);

принцип активности и сознательности - формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля, развитие сознательности, инициативы, творчества;

принцип успешности каждого ребенка;

принцип психологической комфортности - создание доброжелательной атмосферы на занятиях.

Педагогические технологии

Взаимодействие всех участников проекта осуществляется на основе современных образовательных технологий:

личностно-ориентированная технология обучения и воспитания: обеспечение комфортных условий ребёнку в семье и дошкольном учреждении, предоставление возможности ребёнку для самореализации в игре. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании;

индивидуального подхода - воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для деятельности. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников;

здоровьесберегающие технологии (физминутки, пальчиковые гимнастики, подвижные и спортивные игры, гимнастика (для глаз, дыхательная, динамические паузы, релаксация, закаливания, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье);

технология проектной деятельности одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее;

в современном мире при всем нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, подбирается иллюстративный материал; дополнительный познавательный материал к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

Условия реализации проекта:

для успешной реализации проекта обеспечены соответствующие условия:

сочетание игр и упражнений для тренировки мелкой и общей моторики с речевой деятельностью детей;

организация регулярной работы по совершенствованию речи и движений, выделив для нее оптимальное время;

обеспечение взаимодействия педагогов;

создание предметно-развивающей среды.

Развивающая предметно – пространственная среда:

картотеки считалок, речёвок, зазывалок, закличек;

наглядно-дидактические пособия «Виды спорта»;

комплексы упражнений с речевым сопровождением;

сборник стихов, загадок о спорте;

картотека пальчиковых гимнастик;

картотека дыхательных упражнений;

картотека упражнений с использованием массажного мячика;

картотеки подвижных игр с речитативом;

комплексы упражнений с предметами;

картотека кинезиологических упражнений.

Этапы реализации проекта

Проект состоит из трёх основных этапов: подготовительного, основного и обобщающего.

1. Подготовительный этап.

Сбор, накопление информационной базы по изучаемой проблеме:

• Изучение литературы по данной теме;

• Подбор иллюстративного материала по теме;

• Подбор картотек;

• Создание развивающей среды: подбор атрибутов, для игровой деятельности; дидактических игр.

Цель: обеспечить информационную, мотивационную, организационную готовность участников проекта. Создать условия для решения поставленных задач.

Прогнозируемый результат: обеспечена информационная, мотивационная, организационная готовность участников проекта.

2. Основной этап.

Решаются поставленные задачи всех мероприятий основной части проекта.

Сроки реализации: 1-3 неделя февраля

Цель: внедрение плана–проекта по развитию связной речи в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.

Прогнозируемый результат: повышение интереса у дошкольников к занятиям физической культурой, использование разнообразных форм речевой деятельности в совместной образовательной деятельности.

3. Обобщающий этап.

Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. Определение продукта и вида презентации. Подведение итогов.

Сроки реализации: 4 неделя февраля

Цель: регулярное использование двигательно-речевых средств

Прогнозируемый результат: Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Динамика развития двигательно-речевых способностей воспитанников

Упражнения по развитию речи, проводимые в игровой форме, могут широко использоваться на совместной деятельности по физкультуре, на утренней гимнастике, во время физкультминуток, гимнастики после дневного сна, в подвижных играх, во время прогулок, а также на физкультурных праздниках. Включение в разные виды занятий по физической культуре считалок, поговорок, пословиц, способствует формированию звуковой культуры речи и развитию интереса детей к разным движениям. Все это создает положительный эмоциональный настрой, а творческий подход к проведению занятий будет способствовать быстрому усвоению материала и своевременному формированию навыков речи дошкольников.

Преимущества интегрированных занятий заключается в том, что они:

1. способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса дошкольников;

2. в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, снимают перенапряжение, перегрузку;

3. расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне развитой личности;

4. эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах музыки, литературы, пластики движений и др.

Основные показатели достижений детей в рамках проекта:

С использованием двигательно-речевых средств при проведении утренних гимнастик,

подвижных игр, занятий физкультурой у детей повышается;

в самостоятельной двигательной деятельности дети используют считалки, словесные игры, стихотворный текст;

совершенствуется произношение,

отрабатывается определенный темп речи;

развивается речевой слух;

улучшается координации речи с движениями;

дети используют средства интонационной речевой выразительности при проведении подвижных игр (силу голоса, интонацию, ритм и темп речи).

Формы физкультурно - речевой работы.

N Виды Цель использования, в каких случаях используется

1 Считалки Практически во всех подвижных играх и игровых упражнениях необходим выбор водящего

2 Слова – заклички в подвижных играх Слова – заклички помогают детям не только восстановить силы и дыхание, но и совершенствуют память и речь.

3 Стихи на спортивную тематику, речевки Используются при выполнении ОРУ и основных движений

4 Спортивные термины Обогащение словарного запаса детей за счет названий видов спорта, гимнастических снарядов и спортивных терминов

Хороводные игры и игры с речитативом. Вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями

5 Обговаривание правил игры Закрепление знаний о правилах подвижных и малоподвижных играх, умение организовывать игры в самостоятельной деятельности

6 Игровые зарядки Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса

7 Речевые приемы Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для младших дошкольников

8 Различные виды расчета при построении Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для старших дошкольников

9 Стихи и песни тематического содержания Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса, использование на спортивных праздниках и физкультурных досугах

10 Пальчиковая гимнастика Развитие ритма и мелкой моторики рук

11 Упражнения на развитие мелкой моторики Развитие мелкой моторики, ловкости, быстроты реакции

12 Дыхательная гимнастика Координация движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, тренировка правильного носового дыхания, укрепление круговой мышцы рта.

13 Кинезиологические упражненния Оптимизация основных психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи, слуха, воображение, восприятие.

14 Предметно-манипулятивная деятельность Развитие двигательных функций рук.

15 Логоритмика Профилактика речевых нарушений путем совершенствования двигательных навыков.

16 Рефлексия Выявление основных компоненты деятельности

Взаимодействие с родителями

• Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

• Консультация

Вывод

В результате использования различных речевых форм на физкультурных занятиях, в сочетании с другими средствами, у детей возрастает интерес к занятию, повышается эмоциональный настрой, дисциплинирует детей, хорошо работает мыслительная активность, удерживает и развивает внимание, память, воображение и другие психические процессы, улучшает речь, слуховой ритм, благотворно влияет на развитие и укрепление дыхательной системы, улучшает кислородный обмен, чем развивает выносливость организма и устойчивость к простудным заболеваниям, сочетание движения и речи развивает умение владеть своим телом.

Таким образом, использование этих форм на физкультурных занятиях оказывает трехстороннее влияние на развитие ребенка, его интеллектуальной сферы, психической и физической в комплексе.

Литература:

Подольская Е. И. Физическое развитие детей 2-7 лет. Сюжетно-ролевые занятия. Волгоград: Учитель, 20

Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. Спб: Детство-Пресс. 2017

Нечитайлова А. А. Фитнес для дошкольников. Спб: Детство-Пресс. 2017

Соколова Л. А. Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников. Спб: Детство-Пресс. 2016

Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. М: Просвещение, 1986

Тимофеева Е. А. Подвижные игры. М: Просвещение, 2006

Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников. Спб: Речь, 2009

Шипунова В. А. Береги здоровье. Беседы с ребенком. Издательский дом «Карапуз», 2014

Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. СА-ФИ-ДАНСЕ. Танцевально-игровая гимнастика для детей: СПб. : «Детство-пресс»,2000

Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Детский тимбилдинг на занятиях по физической культуре»Фотоотчет «Детский тимбилдинг на занятиях по физической культуре» Сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в образовательном пространстве, и поэтому инструктору по ф / к необходимо.

Конструирование на занятиях по физической культуре в ДОУКонструирование на занятиях по физической культуре в ДОУ Конструирование на занятиях по физической культуре в нашем ДОУ мы используем, чтобы разнообразить занятия по физкультуре, повысить интерес.

Конструктивная деятельность детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуреКонструктивная деятельность детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре На занятиях по физической культуре инструктор отрабатывает свои задачи по физическому воспитанию: обогащает двигательный опыт детей, помогает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физкультурно-оздоровительный проект «Развитие речевой активности дошкольников на занятиях по физической культуре»
Опубликовано: 14 ноября 2024 в 10:29
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Физкультурно-оздоровительный проект «Развитие речевой активности дошкольников на занятиях по физической культуре»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Бондаренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД