Оксана Бондаренко
Физкультурно-оздоровительный проект «Развитие речевой активности дошкольников на занятиях по физической культуре»
▼ Скачать +Заказ
Введение
Для малыша дошкольника двигаться также естественно, как дышать, есть, пить, спать. Первое, что начинает делать новорожденный – двигаться. Известно, что более подвижные дети развиваются быстрее, раньше начинают ходить, бегать, говорить. Они крепче телом, меньше болеют, проявляют активный познавательный интерес к жизни; у них чаще веселое и радостное настроение. На сегодня серьезным недостатком системы дошкольного воспитания является малоподвижность детей. Они много занимаются сидя и редко играют на свежем воздухе. Это плохо сказывается не только на физическом, но и на духовном развитии, снижается тонус их нервной системы, угнетает их психическую активность. У физически ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, эмоциональный тонус и настроение снижены. Это в свою очередь, отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.
Публикация «Физкультурно-оздоровительный проект „Развитие речевой активности дошкольников на занятиях по физической культуре“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение этой потребности особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Врачи утверждают, что без движения ребенок не может вырасти здоровым, ибо движение - это преграда любой болезни. Движение – это ещё и хороший воспитатель. Благодаря движению окружающий мир открывается малышу во всем его многообразии; память мышление, речь ребёнка становятся совершеннее. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
Работа по развитию и обогащению словарного запаса детей может включаться в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий. При этом учитываются возрастные особенности, состояние здоровья, физическое развития дошкольников. Любая двигательная активность повысит интерес ребёнка, если при проведении утренних гимнастик, подвижных игр, занятий физкультурой, в самостоятельной двигательной деятельности детей использовать считалки, словесные игры, стихотворный текст. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.
Актуальность
Речь является важнейшей психической функцией человека. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности.
У детей дошкольного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлена недостаточная сформированность моторных функций. Как показывает изучение анамнеза детей с речевой патологией, особенности моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста: позже возрастных нормативных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т. д., у них с запозданием формируются локомоторные функции (лазание, ходьба, прыжки и др.).
Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, детям трудны движения перекатывания мяча с руки на руку, прыжки на правой и левой ноге, ритмичные движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.
Сочетание речи и движения является важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей.
Проблема:
У детей с отклонениями в речевом развитии несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной, лицевой, артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук, на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений.
Новизна и педагогическая целесообразность проекта
Новизна состоит в том, что в занятия включены элементы, имеющие оздоровительную направленность, и обеспечивают интегрированную физкультурно-речевую совместную деятельность.
Цель:
повысить эффективность педагогического воздействия на детей через систему интегрированных физкультурно-речевых занятий с использованием двигательно-речевых средств.
Задачи:
Способствовать повышению интереса у дошкольников к занятиям физической культурой;
расширять словарный запас, активизировать речевую деятельность детей;
развивать память, внимание, мелкую и общую моторику, координацию движений;
использовать некоторые формы речевой деятельности в самостоятельной двигательной деятельности.
Ожидаемый результат:
удовлетворение естественной биологической потребности дошкольников в движении;
овладение детьми двигательными умениями и навыками;
активизация речевой деятельности детей;
повышение интереса детей к двигательно-речевым упражнениям, превратив их в занимательную игру.
Концептуальное обоснование проекта
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых.
Одним из важнейших направлений развития дошкольников является работа, обеспечивающая физическое развитие и укрепление здоровья детей, преодоление и ослабление недостатков в их психофизическом развитии (в данном случае – нарушения речи). Ее значение определяется тем, что у детей с нарушениями речи зачастую с первых лет жизни наблюдаются разнообразные отклонения не только в психическом, но и физическом развитии.
Среди основных концептуальных положений в специальной литературе, касающихся данной проблемы, следует выделить утверждение специалистов о взаимообусловленности функциональных и морфологических изменений, а также представление о значимости движений для развития речевых функций головного мозга (Н. А. Бернштейн, Дж. Брунер, М. М. Кольцова и др., о взаимосвязи физического и психического развития в онтогенезе, о значении моторики в психическом и личностном развитии ребенка, учете сензетивных периодов, а также о деятельностном подходе в развитии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия).
Педагогическое воздействие в целях восстановления нарушенных и развития еще не сформировавшихся двигательных функций предполагает применение специальной системы физических упражнений в процессе обучения, воспитания и развития детей с общим недоразвитием речи. С этой целью на занятиях физической культурой широко используются различные физические упражнения.
Занятия физическими упражнениями основаны на одной из главных потребностей человека – его влечении к движениям. Широкие возможности использования физических упражнений определяются ведущем значением локомоторного аппарата во всей жизнедеятельности человека. Необходимым условием нормального функционирования и совершенствования всех важнейших систем организма человека, в том числе внутренних органов, является моторная активность.
Органическая связь между психикой и моторикой подмечена давно. Психика выражается в моторных актах, но эта связь обоюдна: моторика влияет на психику.
Недостаточность движений либо чрезмерная возбудимость не только усугубляет любое заболевание и приводит к патологии всего нервно-мышечного аппарата, но и отрицательно сказывается на функциях анализаторов детей.
Физическое воспитание комплексно осуществляет задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.
Основные принципы работы в рамках проекта
При построении занятий учитывались следующие принципы обучения:
принцип доступности - применение упражнений сообразно возрастным особенностям детей, уровню развития физической подготовленности;
принцип индивидуальности - осуществление индивидуального подхода к детям разного возраста, пола, двигательной подготовки и физического развития;
Принцип систематичности и последовательности – необходимость регулярности при формировании у детей двигательных умений и навыков, постепенность подачи материала от простого к сложному;
принцип наглядности (зрительная, звуковая, двигательная);
принцип активности и сознательности - формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля, развитие сознательности, инициативы, творчества;
принцип успешности каждого ребенка;
принцип психологической комфортности - создание доброжелательной атмосферы на занятиях.
Педагогические технологии
Взаимодействие всех участников проекта осуществляется на основе современных образовательных технологий:
личностно-ориентированная технология обучения и воспитания: обеспечение комфортных условий ребёнку в семье и дошкольном учреждении, предоставление возможности ребёнку для самореализации в игре. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании;
индивидуального подхода - воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для деятельности. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников;
здоровьесберегающие технологии (физминутки, пальчиковые гимнастики, подвижные и спортивные игры, гимнастика (для глаз, дыхательная, динамические паузы, релаксация, закаливания, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье);
технология проектной деятельности одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее;
в современном мире при всем нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, подбирается иллюстративный материал; дополнительный познавательный материал к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
Условия реализации проекта:
для успешной реализации проекта обеспечены соответствующие условия:
сочетание игр и упражнений для тренировки мелкой и общей моторики с речевой деятельностью детей;
организация регулярной работы по совершенствованию речи и движений, выделив для нее оптимальное время;
обеспечение взаимодействия педагогов;
создание предметно-развивающей среды.
Развивающая предметно – пространственная среда:
картотеки считалок, речёвок, зазывалок, закличек;
наглядно-дидактические пособия «Виды спорта»;
комплексы упражнений с речевым сопровождением;
сборник стихов, загадок о спорте;
картотека пальчиковых гимнастик;
картотека дыхательных упражнений;
картотека упражнений с использованием массажного мячика;
картотеки подвижных игр с речитативом;
комплексы упражнений с предметами;
картотека кинезиологических упражнений.
Этапы реализации проекта
Проект состоит из трёх основных этапов: подготовительного, основного и обобщающего.
1. Подготовительный этап.
Сбор, накопление информационной базы по изучаемой проблеме:
• Изучение литературы по данной теме;
• Подбор иллюстративного материала по теме;
• Подбор картотек;
• Создание развивающей среды: подбор атрибутов, для игровой деятельности; дидактических игр.
Цель: обеспечить информационную, мотивационную, организационную готовность участников проекта. Создать условия для решения поставленных задач.
Прогнозируемый результат: обеспечена информационная, мотивационная, организационная готовность участников проекта.
2. Основной этап.
Решаются поставленные задачи всех мероприятий основной части проекта.
Сроки реализации: 1-3 неделя февраля
Цель: внедрение плана–проекта по развитию связной речи в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.
Прогнозируемый результат: повышение интереса у дошкольников к занятиям физической культурой, использование разнообразных форм речевой деятельности в совместной образовательной деятельности.
3. Обобщающий этап.
Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. Определение продукта и вида презентации. Подведение итогов.
Сроки реализации: 4 неделя февраля
Цель: регулярное использование двигательно-речевых средств
Прогнозируемый результат: Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
Динамика развития двигательно-речевых способностей воспитанников
Упражнения по развитию речи, проводимые в игровой форме, могут широко использоваться на совместной деятельности по физкультуре, на утренней гимнастике, во время физкультминуток, гимнастики после дневного сна, в подвижных играх, во время прогулок, а также на физкультурных праздниках. Включение в разные виды занятий по физической культуре считалок, поговорок, пословиц, способствует формированию звуковой культуры речи и развитию интереса детей к разным движениям. Все это создает положительный эмоциональный настрой, а творческий подход к проведению занятий будет способствовать быстрому усвоению материала и своевременному формированию навыков речи дошкольников.
Преимущества интегрированных занятий заключается в том, что они:
1. способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса дошкольников;
2. в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, снимают перенапряжение, перегрузку;
3. расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне развитой личности;
4. эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах музыки, литературы, пластики движений и др.
Основные показатели достижений детей в рамках проекта:
С использованием двигательно-речевых средств при проведении утренних гимнастик,
подвижных игр, занятий физкультурой у детей повышается;
в самостоятельной двигательной деятельности дети используют считалки, словесные игры, стихотворный текст;
совершенствуется произношение,
отрабатывается определенный темп речи;
развивается речевой слух;
улучшается координации речи с движениями;
дети используют средства интонационной речевой выразительности при проведении подвижных игр (силу голоса, интонацию, ритм и темп речи).
Формы физкультурно - речевой работы.
N Виды Цель использования, в каких случаях используется
1 Считалки Практически во всех подвижных играх и игровых упражнениях необходим выбор водящего
2 Слова – заклички в подвижных играх Слова – заклички помогают детям не только восстановить силы и дыхание, но и совершенствуют память и речь.
3 Стихи на спортивную тематику, речевки Используются при выполнении ОРУ и основных движений
4 Спортивные термины Обогащение словарного запаса детей за счет названий видов спорта, гимнастических снарядов и спортивных терминов
Хороводные игры и игры с речитативом. Вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями
5 Обговаривание правил игры Закрепление знаний о правилах подвижных и малоподвижных играх, умение организовывать игры в самостоятельной деятельности
6 Игровые зарядки Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса
7 Речевые приемы Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для младших дошкольников
8 Различные виды расчета при построении Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для старших дошкольников
9 Стихи и песни тематического содержания Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса, использование на спортивных праздниках и физкультурных досугах
10 Пальчиковая гимнастика Развитие ритма и мелкой моторики рук
11 Упражнения на развитие мелкой моторики Развитие мелкой моторики, ловкости, быстроты реакции
12 Дыхательная гимнастика Координация движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, тренировка правильного носового дыхания, укрепление круговой мышцы рта.
13 Кинезиологические упражненния Оптимизация основных психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи, слуха, воображение, восприятие.
14 Предметно-манипулятивная деятельность Развитие двигательных функций рук.
15 Логоритмика Профилактика речевых нарушений путем совершенствования двигательных навыков.
16 Рефлексия Выявление основных компоненты деятельности
Взаимодействие с родителями
• Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
• Консультация
Вывод
В результате использования различных речевых форм на физкультурных занятиях, в сочетании с другими средствами, у детей возрастает интерес к занятию, повышается эмоциональный настрой, дисциплинирует детей, хорошо работает мыслительная активность, удерживает и развивает внимание, память, воображение и другие психические процессы, улучшает речь, слуховой ритм, благотворно влияет на развитие и укрепление дыхательной системы, улучшает кислородный обмен, чем развивает выносливость организма и устойчивость к простудным заболеваниям, сочетание движения и речи развивает умение владеть своим телом.
Таким образом, использование этих форм на физкультурных занятиях оказывает трехстороннее влияние на развитие ребенка, его интеллектуальной сферы, психической и физической в комплексе.
Литература:
Подольская Е. И. Физическое развитие детей 2-7 лет. Сюжетно-ролевые занятия. Волгоград: Учитель, 20
Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. Спб: Детство-Пресс. 2017
Нечитайлова А. А. Фитнес для дошкольников. Спб: Детство-Пресс. 2017
Соколова Л. А. Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников. Спб: Детство-Пресс. 2016
Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. М: Просвещение, 1986
Тимофеева Е. А. Подвижные игры. М: Просвещение, 2006
Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников. Спб: Речь, 2009
Шипунова В. А. Береги здоровье. Беседы с ребенком. Издательский дом «Карапуз», 2014
Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. СА-ФИ-ДАНСЕ. Танцевально-игровая гимнастика для детей: СПб. : «Детство-пресс»,2000
Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.