Марина Рязанцева
Физкультурно оздоровительный проект «Азбука здоровья и развития»
▼ Скачать + Заказать документы
разработала воспитатель Рязанцева Марина Борисовна
Краткая аннотация проекта.
Предоставляемый проект реализуется в МАОУ «Начальная школа - детский сад №15» города Кунгура.
Основной целью проекта является организация физического воспитания в детском саду таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребёнку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.
Публикация «Физкультурно оздоровительный проект „Азбука здоровья и развития“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
Проблема и актуальность.
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7 – 8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о здоровом образе жизни – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путём комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах мото-рики: в общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой мото-рике, что приводит к плохой координации движений в сложных действиях по самообслу-живанию, в трудовых процессах; вызывает затруднения в овладении ручными операциями (письмо, рисование, сказывается на выражении мимики и пантомимики, на формировании выразительной стороны речи, правильного и четкого звукопроизношения). Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
Все родители желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым, и большинство прекрасно понимает, что для нормального роста, развития и крепкого здоровья необходимо движение. Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье. Но следует помнить, что в формировании у дошкольников потребности быть здоровым нотации и поучения не приносят успеха. Лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни – это показать на собственном примере, как нужно относиться к физкультуре и спорту. Если ребенок видит, что родители испытывают удовольствие от здорового активного досуга, они обязательно будут им подражать.
Исходя из принципа «здоровый ребёнок – успешный ребёнок», считаем невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по физическому развитию детей и приобщению детей к здоровому образу жизни. Поэтому в настоящее время осуществляем реализацию данного проекта.
Идея проекта.
Данный проект предусматривает поэтапное ведение работы с разными категориями участников (родителями, детьми) по отдельности и вместе, предлагая, по сути системный подход к решению вопроса физического и оздоровительного воспитания в ДОУ.
Традиционно наше образование построено по схеме: получение информации, интеллектуальная переработка, сознательное применение на практике. Для ребенка биологически целесообразнее другая схема «научения» : непосредственное участие в событии (получение физического, чувственного опыта, осознавание (сознательная переработка, поиски и получение информации о пережитом. Именно по такой схеме строится работа с родителями: через личностный опыт, его проживание, осознание к теоретической информации.
Использование наиболее эффективных оздоровительных практик
Народные подвижные игры
Дыхательная гимнастика
Массаж
Коррекционная гимнастика в игровой форме и использованием русского фольклора в системе воспитательно-оздоровительной работы.
Цель проекта.
Организация физическое воспитание в детском саду так, чтобы оно обеспечивало каждому ребёнку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего ор-ганизма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.
Задачи проекта.
Оздоровительные задачи :
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания;
Формирование правильной осанки, гигиенических навыков.
Образовательные задачи:
Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
Создание условий для реализации условий потребности детей в двигательной ак-тивности;
Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализации их через систему спортивно-оздоровительной работы.
Воспитательные задачи:
Воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблю-дению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
Расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, уважи-тельное отношение к культуре родной страны;
Воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития лично-сти.
Участники проекта :
дети старшего дошкольного возраста, родители, инструктор по физическому воспитанию.
Продолжительность проекта : долгосрочный. (2 года)
Ожидаемый результат.
Снижение уровня заболеваемости.
Повышения уровня физической подготовленности.
Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.
СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО –
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Организация двигательного режима.
2. Профилактическая работа.
3. Оздоровительная направленность общеобразовательного процесса.
1. ЗАДАЧА: Создать условия для реализации потребности в двигательной активности детей в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, гимнастика по-сле сна, прогулки, физкультпаузы, корригирующая гимнастика).
Организованные формы двигательного режима реализуются через следующие прин-ципы:
• Эмоциональная комфортность ребенка;
• Доступность, системность, преемственность проведения оздоровительных меро-приятий в режиме дня;
• Дифференциация и индивидуализация дозирования физической нагрузки с учетом физического развития, уровня подготовленности и состояния здоровья ребенка;
• Постоянное повышение требований качеству выполнения движений.
2. ЗАДАЧА: Повышать общую сопротивляемость детского организма к инфекциям.
План профилактической работы составляется на основе изучения общего состояния здо-ровья детей. В дальнейшем он корректируется врачом ДОУ исходя из результатов диа-гностического обследования воспитателя. Профилактическая работа осуществляется как система общеукрепляющих мер и система индивидуальной помощи детям.
3. ЗАДАЧА: Содействовать функциональному совершенствованию и повышению рабо-тоспособности организма ребенка.
• Корригирующая гимнастика;
• Дыхательная гимнастика;
• Закаливающие мероприятия;
• Работа с семьей
Физкультурно – оздоровительные мероприятия.
мероприятия Время проведения
Утренняя гимнастика, гимнастика пробуж-дения ежедневно
Физкультурные занятия 2 раза в неделю
Физкультурные занятия на воздухе 1 раз в неделю
Физические упражнения на прогулке ежедневно
Физкультминутки на занятиях ежедневно
Досуги, праздники, дни здоровья, актив-ный отдых.
1 раз в месяц
Корригирующая гимнастика (для глаз, ды-хательная, пальчиковая) Ежедневно в течение дня
Массаж стоп Ежедневно после сна в кроватках
Музыкотерапия При укладывании спать, при подъёме, во время игр ежедневно
Бег вокруг сад Сентябрь, октябрь, апрель, май, июнь, июль, август
Подвижные игры Ежедневно на прогулках и в группе
Индивидуальная работа ежедневно
Самостоятельная работа ежедневно
Закаливание ежедневно
Организация работы с семьёй Согласно плану работы
Закаливающие мероприятия.
мероприятия Время проведения
Ходьба по массажной дорожке Ежедневно перед сном
Пребывание в группе в облегчённо форме В течение года
Прогулки при любой погоде В течение года
Гимнастика пробуждения ежедневно
Одностороннее проветривание Соответственно режиму проветривания
Сквозное проветривание Ежедневно в отсутствии детей
Умывание в течение дня прохладной водой ежедневно
Мытьё рук до локтей ежедневно
Полоскание рта после еды После каждого приёма пищи ежедневно