яна пономарева
Физкультурно-оздоровительная работа
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
№69 «Брусничка»
городского округа «город Якутск»
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
«Формирование правильной осанки и
профилактика плоскостопия»
Выполнила: инструктор по ФК
Пономарева Яна Витальевна
с. Маган 2017г.
Вводная часть
Публикация «Физкультурно-оздоровительная работа» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Совершенствование физического воспитания в дошкольном учреждении нуждается в решении целого ряда проблем, одной из которых является профилактика нарушений осанки.
Значение хорошей осанки трудно переоценить: здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются основой не только стройной и красивой фигуры, но и залогом физического здоровья и психологического благополучия.
Осанка является комплексным показателем состояния здоровья детей.
Изучение специальной литературы свидетельствует о широком распространении функциональных нарушений осанки среди дошкольников. Многие ученые (И. С. Красикова, И. В. Милюкова, Т. А. Евдокимова) отмечают, что на протяжении последних десятилетий в нашей стране сложилась тревожная тенденция ухудшения физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе, и детей. Высок процент дошкольников с нарушениями телосложения и осанки. Практически здоровые дети составляют сегодня лишь 1-4 % от всего детского населения. Количество детей с нарушениями осанки за последние 30 лет увеличилось в 3 раза, составляет по данным исследований (М. Д. Дидур, А. А. Потапчук, от 60% до 80%, то есть в среднем, четыре ребенка из пяти имеют видимые деформации опорно-двигательного аппарата. Нарушение осанки – это не болезнь, а пока лишь, нарушения развития костно-мышечного аппарата. Однако на фоне этого, как многим кажется безобидного дефекта, развиваются такие серьезные заболевания, как сколиоз, кифоз, остеохондроз, которые уже с трудом поддаются лечению и способны отравить всю дальнейшую жизнь. Кроме того, деформации скелета, даже незначительные, самым неблагоприятным образом сказываются, на развитии внутренних органов, приводят к различным расстройствам их деятельности.
Актуальность: Среди функциональных отклонений, выявляемых у детей дошкольного возраста, наибольший удельный вес составляет отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, в частности нарушение осанки и уплощение стоп. Даже незначительные отклонения неблагоприятно сказываются на развитии ребенка.
Цель: Обеспечение воспитаннику возможность сохранения своего здоровья за период нахождения в детском саду, формирование физически, интеллектуально и социально зрелой личности дошкольника. А также профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки.
Задачи:
1. Создавать условия для профилактики плоскостопия и нарушения осанки детей в различных видах и формах физкультурной деятельности;
2. Знакомить с доступными способами укрепления здоровья, побуждать сознательно, относиться к своему здоровью;
3. Содействовать охране и укреплению здоровья детей;
4. Обогащать двигательный опыт через различные виды движений;
5. Формировать потребность в постоянной двигательной активности и способности ее регулировать.
Создание условий для формирования правильной осанки у детей.
Большое значение для нормального физического развития, профилактики нарушений осанки и зрения имеет оснащение детских дошкольных учреждений мебелью, соответствующей гигиеническим требованиям. Гигиенические требования, предъявляемые к детской мебели, касаются в первую очередь размеров столов и стульев. Стулья должны быть в комплекте со столом – одной группы мебели, которая должна быть промаркирована. Подбор мебели для детей проводится с учетом антропометрических показателей по требованию СанПина.
Работа по профилактике плоскостопия и нарушения осанки в различных частях занятия по физкультуре и других формах работы по физическому воспитанию.
Двигательный режим включает двигательную активность ребенка в течение дня и должен учитывать организацию всей жизни детского коллектива. Оптимальный двигательный режим предполагает проведение на высоком методическом уровне комплекса организационных форм физического воспитания дошкольников: утренней гимнастики, физкультурных занятий с высокой моторной плотностью (60-80% во всех возрастных группах, физминуток на занятиях, гимнастики после дневного сна, подвижных игр и кружковых занятиях. Двигательный режим в детском саду начинается с утренней гимнастики, которая направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способности детей, закрепление двигательных навыков, на формирование правильной осанки и профилактике плоскостопия.
Формирование знаний, умений, навыков у детей по использованию физического воспитания в целях профилактики плоскостопия и нарушения осанки
В сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения особое место отводится валеологическому образованию, одной из задач которого является формирование необходимых знаний, умений и навыков по использованию средств физического воспитания в целях профилактики различных заболеваний и функциональных отклонений.
Какой же должна быть обувь для дошкольника
1. Обувь должна соответствовать форме, размеру стопы
2. Подошва должна быть гибкой.
Подошва не должна быть высокой. Слишком мягкая подошва (например, в чешках) также не допустима
3. Высота каблука не должна превышать 5-10 мм
4. В профилактике деформации стопы особое значение имеет наличие фиксированного задника, который позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает ее отклонение наружу.
5. Наряду с фиксированным задником обувь должна обеспечивать прочную фиксацию в носочной части.
6. Прочная фиксация стопы в обуви обеспечивается также соответствующими креплениями. Их отсутствие может привести к ослаблению мышц, снижению свода и деформации пальцев.
7. Конструкция обуви должна обеспечивать достаточный уровень воздухообмена.
Работа с родителями
Усиление педагогической пропаганды среди родителей является одной из актуальных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями. Для привлечения родителей к активному участию применяем следующие формы работы :
• Родительские собрания;
• Анкетирование родителей;
• Тематические консультации;
• Дни открытых дверей;
• Открытые занятия по физкультуре;
• Уголки для родителей в каждой группе;
• Папки-передвижки
Заключение
Главное средство профилактики и необходимый компонент лечения заболеваний позвоночника – выработка навыка правильной осанки. К сожалению, это трудная задача не столько для ребенка, сколько для родителей и педагогов. Сама собой хорошая осанка может сформироваться в исключительных случаях – у совершенно здорового, переполненного энергией, гармонично развитого ребенка. Всем остальным необходимо:
Обеспечить условия для формирования правильной осанки;
Знать, что такое правильная осанка, как именно надо стоять, сидеть и двигаться не сутулясь;
Сознательно и бережно относиться к своему здоровью и одной из главных его опор – позвоночнику;
Доводить навык правильной осанки до автоматизма с помощью специальных упражнений.
Важно как можно раньше начать профилактику дефектов или коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища. Самые лучшие средства для профилактики нарушений осанки: движение во всех видах, подвижные игры на воздухе, утренняя гимнастика, закаливание, достаточное освещение и правильно подобранная мебель, постоянное наблюдение за позой ребенка во время игры, занятий, специальные комплексы упражнений.
Таким образом, систематически-организованная, воспитательно-образовательная и физкультурно-оздоровительная работа положительно влияет на формирование навыков правильной осанки и профилактики плоскостопия. Здоровый ребенок должен много двигаться, тем более что из-за особенностей детской нервной системы и мышц поддерживать неподвижную позу ему труднее, чем бегать, прыгать, вертеться и скакать.
В положении сидя или стоя. Особенно если находиться в одной и той же позе приходится дольше нескольких минут, ребенок «обвисает», вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые диски, и начинается формирование плохой осанки. Небольшая, но регулярная физическая нагрузка – необходимое условие для нормального развития опорно-двигательного аппарата.