Светлана Александрова
Физкультминутки
▼ Скачать + Заказать документы
Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).
Назначение физкультминуток состоит в том, чтобы обеспечить детям активный отдых, умственную работоспособность на занятии. Двигательные нагрузки в виде физкультминуток на занятии снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают отдых утомленным мышцам, а также органам зрения и слуха. Физкультминутки проводятся в паузах на занятиях по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений. Их цель – поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне.
Публикация «Физкультминутки» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Обычно физкультурные паузы в ДОУ проводятся в течение 1-2 минуты, во время непосредственной деятельности на начальном этапе утомления (в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и т. д.).
Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнение движений под стихотворный текст, а также в виде любого двигательного действия и задания.
Общеразвивающие упражнения для физкультминуток подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Целесообразно подбирать 3-4 упражнения, закончить физкультминутки можно прыжками, бегом на месте или ходьбой. Эти комплексы могут быть использованы на всех видах занятий, но лучше всего там, где чётко выделены структурные части.
Подвижные игры в качестве физкультминуток могут использоваться на всех видах занятий. Следует подбирать игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с содержанием занятия, так как они могут быть проведены в любой его части и в любое, по усмотрению воспитателя время.
Дидактические игры в движении – физкультминутки хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой культуре речи, по математике: «К названному дереву беги», «Найди дерево по семенам», «Вершки и корешки», «Где мы были – мы не скажем, а что делали - покажем» и т. д.
Танцевальные движения можно использовать между структурными частями занятий под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Танцевальные движения под музыку создают у детей хорошее настроение, развивают творческие способности. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, не громкие, иногда плавные, лирические.
Физкультминутки под стихотворный текст в практике дошкольных учреждений используются чаще всего. При подборе их к конкретному занятию следует обратить внимание на следующее:
- стихотворный текст должен быть высокохудожественным. Могут быть использованы стихи известных поэтов, потешки, загадки, считалки;
- преимущество следует отдавать стихам с чётким ритмом, так как они дают возможность использовать разнообразные движения;
- содержание текста стихотворения должны сочетаться с темой занятия, его программной задачей.
В качестве физкультминуток могут быть использованы любые двигательные действия и задания, сочетающиеся с содержанием занятия. Так, отгадывать загадки, например: ребята, могут не словами, а движениями (изобразить зайчика, медведя, лягушку, ёлку, гриб и т. д.). Ценность таких отгадок в том, что ребёнок ищет образ отгадки в движении, что заставляет его более активно вспомнить, думать, находить наиболее выразительные движения. Можно использовать различные имитационные движения: изображения спортсменов (лыжник, гимнаст, боксёр, отдельные трудовые действия (рубим дрова, заводим мотор и т. д., повадки животных (лиса крадётся, заяц прыгает).
Воспитатель наблюдает за самочувствием и поведением детей, как во время физкультминутки, так и после неё. Данные наблюдения используются для боле рационального подбора упражнений и совершенствования методики.
Физминутки, рекомендуемые проводить на занятиях по развитию речи.
Физминутка «Замок»
На двери висит замок,
пальцы рук соединены в «замок»
Кто открыть бы его смог,
повторение движений
Потянули,
руки тянут одну, потом в другую сторону
Покрутили,
сцепленные пальцы к себе от себя
Постучали,
основаниями ладоней постучали друг о друга
И открыли.
пальцы расцепить, ладони в стороны
Физминутка «Прогулка»
Пошли пальчики гулять
пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу
А вторые – догонять
ритмичные движения о стол указательных пальцев
Третьи пальчики – бегом
движение средних пальцев быстро
А четвертые – пешком
медленное движение безымянных пальцев по
поверхности стола
Пятый пальчик поскакал
касание стола мизинчиками
И в конце пути упал.
хлопок кулаками по поверхности стола.
Физминутка «Березка»
Потихоньку пойдем,
в хоровод мы встанем
становятся в хоровод
И к березке подойдем
в белом сарафане
идут в центр хоровода
Разойдемся в круг большой
расходятся
И покружимся с тобой
кружатся
Дует ветер на тебя
вдох-выдох
И садятся птицы
приседают
А на ветках у тебя
Иней серебрится
поднимаются, поднимают и опускают руки
На дворе сейчас зима –
холодно, морозно
поглаживаем себя руками по плечам
Шубу снежную надень,
белая березка!
кружатся
Физминутки, рекомендуемые проводить на занятиях по математическому развитию.
Физминутка «Все умеем мы считать».
Раз, два, три, четыре, пять!
шаги на месте
Все умеем мы считать.
хлопки в ладоши
Отдыхать умеем тоже.
прыжки на месте
Руки за спину положим,
руки за спину
Голову поднимем выше,
голова вверх
И легко-легко подышим.
глубокий вдох-выдох
Подтянитесь на носочках
Столько раз, Ровно столько,
Сколько пальцев на руке у вас.
показали, сколько пальцев на руках, поднялись на носочках 10 раз.
Физминутка «Бабочка».
Видишь, бабочка летает,
махи руками-крылышками
На лугу цветы считает.
счет пальчиком
Раз, два, три, четыре, пять.
хлопки в ладоши
Ох, считать, не сосчитать!
прыжки на месте
За день, за два и за месяц.
шаги на месте
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
хлопки в ладоши
Даже мудрая пчела
махи руками-крылышками
Сосчитать бы не смогла!
счет пальчиком
Физминутка «Маленький гном»
Жил-был маленький гном
приседают, встают
У гнома был маленький дом
изображают руками «крышу» над головой
Гномик кашу варил
«помешивают» кашу
И всем – всем - всем говорил
показывают друг на друга
«Все мы, и ты, и я – друзья!
кладут руку на плечо соседа
В гости ко мне прибегайте
бег на месте
Ноги вытирайте!
«вытирают» ноги
Садитесь за стол
приседают
Кашей угощайтесь!
имитируют действия с ложкой
И друг другу – улыбайтесь!
улыбаются
Физминутки, рекомендуемые проводить на занятиях
по изобразительной деятельности.
Физминутка «Алые цветочки».
Наши алые цветки
Распускают лепестки
плавное раскрывание пальцев
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет
помахивание руками перед собой и опускание их на стол
Наши алые цветки
Закрывают лепестки
сжимание пальцев
Тихо засыпают
Головой качают.
разжимание пальцев
Физминутка «Самолет»
Пролетает самолет,
раскинули руки, летим, глазки вниз
С ним собрался я в полет!
смотрим вниз, не опуская головы, словно оглядывая из кабины землю
Правое крыло отвел –
посмотрели как можно дальше вправо
Левое крыло отвел -
посмотрели влево
Я мотор завожу
рука описывает большой круг, глазки следят за движением руки
И внимательно гляжу!
описываем круг в другую сторону
Поднимаюсь и лечу,
описываем рукой большие восьмёрки
Возвращаться не хочу!
следим за движением руки глазами
Физминутка «Лошадки».
Эй, лошадки, все за мной!
Поспешим на водопой!
руки вперед, пружинистые движения ног
Вот река, широка и глубока,
Не достанешь до дна.
плавное разведение рук в стороны
А водица вкусна! Пейте!
Хороша водица!
наклоны вперед
Постучим копытцем!
Эй, лошадки, все за мной!
притоптывает ногой
Поскакали домой
Гоп – гоп – гоп – гоп - гоп!
прыжки на месте
Памятка для воспитателя по использованию
Физминутки проводятся на начальном этапе утомления (8-я, 13-я, 15-я минуты занятия, в зависимости от возраста, вида деятельности, и т. д.).
- подбираются хорошо знакомые детям, простые и занимательные упражнения;
- отдаётся предпочтение упражнениям для утомлённых групп мышц;
- необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним а, следовательно, и результативность;
- проводить физминутки необходимо в чистом, хорошо проветриваемом и освещенном помещении;
- физминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, танцевальных движений, выполнения движений под стихотворный текст, дидактической игры с движением;
- во время проведения физминуток дети могут сидеть за партой или стоять около неё, стоять в кругу, врассыпную, в парах и т. д.