Галина Чернова
Физическое воспитание — это творчество
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое воспитание – это творчество.
В развитии и формировании личности ребенка большое значение имеет физическая культура. Реализация принципов развивающего образования вполне возможна, более того, необходима в области физического воспитания дошкольников.
Публикация «Физическое воспитание — это творчество» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Явным эталоном методик физического воспитания является спорт и принятые в нем нормативные способы организации двигательной активности. Конечно, в дошкольном возрасте учитываются возрастные особенности детей, однако, и здесь, как и в спорте, явное преимущество отдается внешней картине движения, и приоритетное направление этой работы – «натаскивание» детей в сфере выполнения элементарных движений.
Схема методики:
- показ инструктором образца движения
- многократное воспроизведение с детьми этого образца
- перенос усвоенного образца в новые ситуации
- окончательное закрепление навыка
В качестве главного результата развития основных видов движений рассматривается прочно усвоенный моторный навык. Само по себе в этом нет ничего плохого, но вызывает сомнение то, как двигательные умения и навыки мы формируем у детей, какими средствами и какой ценой достигается их прочное усвоение.
Физическая культура – потому и культура, что призвана вывести ребенка за рамки повседневного накапливаемого им (культурно не оформленного) двигательного опыта. Я поставила цель- взять за основу принцип творческой направленности в работе по физическому воспитанию.
Для того, чтобы справиться с поставленной задачей, я руководствовалась главной идеей – приобщение к физической культуре организуется как процесс творческого преобразования обыденного двигательного опыта ребенка и его эталонов.
«Желаете познать вещь – сделайте её» - гласит один из принципов философии Б. Спинозы. Значит, чтобы правильно сделать то или иное движение или упражнение, его надо прочувствовать, как бы пропустить через себя. Это было первой задачей в моей работе. Детей надо было научить входить в образ, условно ставить себя на то место, кто является носителем эталона. Вообще говоря, ни один технический навык ребенок не может усвоить без помощи фантазии. С целью поддержки интереса к физической культуре, творческого подхода к ней, я составила комплексы занятий в стихотворной форме. Это следующие комплексы занятий на весь учебный год:
Сентябрь – тема «Овощи»
Октябрь – тема «Грибы»
Ноябрь – тема «Обувь»
Декабрь – тема «Дикие животные»
Январь – тема «Карелия», «Дикие животные»
Февраль – тема «Зимние забавы»
Март – тема «Наш поселок»
Апрель – тема «Космос»,
Май – тема «Насекомые»
Сначала по каждой теме дети работали в группе с воспитателем и логопедом, а затем каждую тему закрепляли на физкультурном занятии.
Так же проводила двигательно – творческие занятия, основанные на видах устного народного творчества, например, при выполнении общеразвивающего упражнения «Совушка- сова», (и. п. - основная стойка, руки на поясе, поворот головы, махи руками) используется потешка:
«Совушка – сова
Большая голова.
Во все стороны глядит
Да вдруг как полетит…»
Хочется, чтобы дети выполняли движения с душой, выдумкой, фантазией. Своё творчество ребенок проявляет, изображая движения различных животных. Например, в игре с мячом «Кто как двигается», дети проговаривают слова:
«Мяч лови, да поскорей,
Покажи шаги зверей»,
А затем дети показывают движения животных, развивая при этом свое творческое воображение.
Я сделала картотеку, где подобраны изображения различных животных. Дети сначала рассматривают животных, затем рассказывают об их повадках, характере, вспоминают сказки и произведения об этих животных. Например, лиса хитрая, с красивым пушистым хвостом, передвигается неслышно, хвостом заметает следы. Дети в движении передают характер зверя.
Со временем дети с удовольствием изображали петушка, ежика, птичку и т. д. Затем я составила комплексы ритмической гимнастики на определенную тему, на определенную музыку, и дети с удовольствием под музыку выполняли движения, подражая различным животным и персонажам из сказок и мультфильмов. Составлены и выучены с детьми следующие комплексы ритмической гимнастики: «Антошка», «Весёлые лягушата», «Барыня», «Красная шапочка», «Воздушная кукуруза» и др.
Построение и выбор средств, зависел от поставленных целей и задач занятия. Основным средством были упражнения и элементы ритмической и художественной гимнастики, которые подразделялись на:
элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые и прикладные упражнения);
упражнения с предметами (лентой, обручем, шарфом, платочками, мячом, скакалкой, булавами);
упражнения без предметов (равновесие, вращение, перемещение, волны, круги, махи, наклоны, выпады, прыжки и др.);
упражнения с элементами хореографии и танца;
упражнения на согласованность движений с музыкой;
ритмические упражнения;
упражнения на релаксацию;
упражнения из других видов спорта;
свободные перемещения по площадке (индивидуальные и групповые);
элементы акробатических упражнений.
В играх по ритмопластике дети тренируют своё воображение, перевоплощаются в различные предметы, входят в образ различных объектов. Например, в игре «Кактус и ива», дети сначала должны изобразить колючий, злой кактус, а затем превратиться в спокойную, ласковую иву. В игре «Мокрые котята» ребенок сначала превращается в мокрого котенка, который сохнет на солнышке, стряхивает с лапок капельки дождя, соответственно снимая зажимы мышц рук, ног, корпуса и лица.
Большое значение придаю народному фольклору, считалкам, зачинам в подвижных и народных играх. Это избавляет детей от скучного, трафаретного знакомства с изучаемым элементом. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают игру более интересной, обогащают её содержание. Сначала ребёнок разучивает считалку, закрепляет ёе, а потом применяет её в играх и на занятиях, и в свободной деятельности.
Танцевально – гимнастические композиции, народные и сюжетные танцы – ещё одна широкая область для творчества детей. Дети преображаются, они могут передавать свои навыки и умения в различном рисунке танца, раскрыть свою фантазию. Составлены и выучены с детьми следующие танцы и композиции: «Маленькая страна», «Гусары», «Шарманка», «Восточный танец», «Цыганочка» и др.
Отличительной особенностью при этом является :
- поэтапное и детальное разучивание упражнений и движений в медленном темпе;
- наименьшее количество повторений упражнений;
- медленный темп выполнения упражнений и движений;
- простые по сложности упражнения;
- акцентирование внимания на ошибках в виду быстрой утомляемости;
- музыкальное сопровождение в медленном и среднем темпе.
Творчество детей воспитывается и на физкультурных праздниках, развлечениях, Днях здоровья. Дети принимают активное участие в проведении таких мероприятий, показывают интересные танцевально – ритмические композиции, ритмические движения, спортивные и народные танцы, учатся друг у друга. Робких, застенчивых детей стараюсь привлечь в различные постановки танцев, в хороводы, в народные игры. Дети становятся увереннее в своих движениях, исчезает скованность. У детей повышается уровень положительного эмоционального реагирования, возможности психорегуляции, а также приспособленность к окружающей психологической среде
Для реализации темы «Физическое воспитание – это творчество» я изготовила следующие пособия:
- альбом подвижных игр
- карточки – схемы для выполнения различных построений и движений
- карточки – схемы для выполнения статических поз
- имитационные картинки
- карточки для выполнения различных видов ходьбы
- карточки для выполнения упражнений и движений с различным спортивным оборудованием
- картотека считалок
- картотека подвижных игр
- картотека игр по ритмопластике
Таким образом, приобщение к физической культуре должно быть гибким, рассчитанным на применение в нетиповых ситуациях, открытым к преобразованию, построенным на творческом подходе. Я старалась построить работу таким образом, чтобы присутствовал процесс творческого преобразования обыденного двигательного опыта ребенка и его эталонов. Дети сталкивались с необходимостью решения специфических проблемно-двигательных задач, и если сначала могли стесняться себя и друг друга в раскрытии собственных эмоций, своих собственных чувств, своих движений, то сейчас дети активно экспериментируют со способами построения собственных движений. Дети уже сами предлагают мне изменить рисунок ритмической композиции, заменить одно движение другим, показывают новые движения, которые они сами придумали.
Игровое экспериментирование с возможностями собственного тела при построении тех или иных движений и комбинаций позволило детям решать возникающие проблемы. Они раскрепостились, преодолели барьер внутри себя, стали более активными и общительными.
Результатом принципа творческой направленности в работе по физическому воспитанию стало самостоятельное создание ребенком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта и наличие мотива, побуждающего к творческой деятельности.
Внося творчество в работу с детьми, я убедилась в том, что это отразилось на показателях по физическому развитию ребенка (см. диагностику по физическим показателям). Дети стали более раскрепощенными, целеустремленными, ловкими, гибкими, более эмоциональными, уверенными в себе. Так же одним из главных результатов стало снижение заболеваемости.
Творческий подход к физической культуре характеризуется полным отсутствием механической системы выполнения движений и полная загруженность эмоциями, слияние ребенка с природой явлений и природой движений, что положительно сказывается и на результатах в других видах деятельности и на оздоровлении детей.
Утверждая тезис, что физкультура – это творчество, я сочиняю стихи, переделываю песни, разрабатываю сценарии массовых мероприятий, принимаю участие во праздниках, проводимых в детском саду, играю разные роли.
Провожу кружковую работу, придумываю и ставлю танцы, с которыми дети выступают не только в саду, но и в поселке на различных мероприятиях.
Литература:
Литература:
Журналы «Дошкольное воспитание» :
- статья «Вечное движение» 2004 год №5
- статья «Физическое воспитание – это творчество» 2004 год №2
Журнал «Дошкольная педагогика» 2006 год (сентябрь – октябрь)
- Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления»
- Е. В. Смирнов «Северная кадриль»
- В. Мальми «Народные танцы Карелии»
- Л. И. Шитикова «Край, в котором ты живёшь»
- И. В. Гуреева «Активный отдых»
- С. М. Лойтер «Русский детский фольклор в Карелии»