Наталья Гавшина
Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр
«Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр».
Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма человека. В узком значении – обозначает антропометрические и биометрические показатели: рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, характер и величина изгибов позвоночника.
Целью физического развития является формирование у детей основ здорового образа жизни.
Публикация «Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр» размещена в разделах
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2020
Актуальность данной темы: заключается в воспитании здорового поколения с гармоничным развитием физических качеств. В любом обществе здоровье человека является высшей ценностью, важнейшим достоянием государства, оно-бесспорный приоритет, залог жизнестойкости и прогресса общества.
Проблема: к сожалению, в нашей стране наблюдается отчетливая тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Результаты углубленных медицинских осмотров показывают, что значительная часть детей, посещающих дошкольные учреждения, имеет различные отклонения здоровья, отстает в физическом развитии. Это свидетельствует о том, что проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются актуальными в практике общественного и семейного дошкольного воспитания и диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации.
Гипотеза:формирование физического развития детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр будет успешнее, при реализации комплекса следующих педагогических условий:
будет организована систематическая работа по использованию подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста;
будут использоваться разные виды подвижных игр;
будут разработаны методические рекомендации для родителей
На основе анализа научной литературы и педагогического опыта мною выявленное следующее противоречие между декларируемыми целями физического воспитания, физической подготовки подрастающего поколения и реальными возможностями государства их осуществления для каждого человека. Выявленное противоречие обусловило выбор темы исследования, цель которого: изучение возможности подвижных игр в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования физического развития детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр, а предмет: возможности подвижной игры в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Свое исследование проводила в два этапа. На первом-теоретическом этапе я решала следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы проблемы физического развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть роль подвижных игр в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать содержание работы в дошкольном образовательном учреждении по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
4. Описать методику использования подвижных игр в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Решая первую задачу, я изучила труды А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева, И. П. Дегтярёв, Л. В. Абдульманова, В. А. Сухомлинский, М. Ю. Кистякова и выявила, что физическое воспитание является важным звеном в системе дошкольного воспитания. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы физического и психического здоровья детей, развиваются физические качества, формируется потребность в двигательной активности.
Решая вторую задачу, я изучила труды Н. М. Амосова, В. К. Бальсевич, Ю. К. Чернышенко, В. Н. Новохатько, Е. И. Панкратьева и выявила, что подвижные игры необходимы для единства психофизического, интеллектуального, нравственного, эмоционального воспитания; для достижения полной гармонии с самим собой и с окружающим миром; для возможности реализации свободы и выбора действий, что является необходимым для качественной подготовки детей старшего дошкольного возраста.
Решая третью задачу, я изучила педагогический опыт воспитателей, используя метод опроса и анализа статей периодической печати. В опыте воспитателей выделила такие положительные стороны: владеют способами организации детей на игру, используют интересные приемы распределения ролей (считалки). Однако в работе воспитателей мною обнаружены и некоторые слабые стороны: редко учитывают желание детей в двигательной деятельности, малоактивные дети остаются без внимания.
Сделанные на первом этапе исследования выводы я старалась учесть на втором этапе своего исследования – эмпирическом, в ходе которого проверяла положения сформулированной гипотезы. Исследование было проведено в детском саду МБДОУ No 2 «Сказочный Город», в нем участвовало 15 человек.
Проверяя первое положение гипотезы, я провела: констатирующий эксперимент направленный на изучение актуального уровня физического развития детей старшего дошкольного возраста. Диагностику уровня физического развития детей. Диагностика проводилась в соответствии с "Программой воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и "Методическими рекомендациями к программе воспитания и обучения в детском саду" под редакцией В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Наблюдения за двигательной деятельностью детей, как в процессе самостоятельной деятельности, так и в организованных формах работы.
Двигательная активность - это биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.
Подвижная игра – это сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры.
Движение - это путь не только к здоровью,но и к развитию интелекта.
Игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Игровая деятельность - ведущий вид деятельности в старшем дошкольном возрасте; подвижные игры способствуют совершенствованию основных движений и развитию физических качеств в непринужденной обстановке.
Подвижные игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективными комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Результат игры - это радость и эмоциональный подъём.
Провела анализ данных диагностики, и получила уровни физического развития детей старшего дошкольного возраста.
Проверяя второе положение, я провела: формирующий эксперимент, целью которого является организация подвижных игр в работе по формированию физического развития детей старшего дошкольного возраста. Выбор игры, создание интереса к игре, объяснение игры, распределение ролей в игре, руководство ходом игры. Варьирование и усложнение подвижных игр, методика проведения подвижных игр.
Проверяя третье положение гипотезы, я осуществляла разработку методических рекомендаций для родителей: картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста.
Завершая эксперимент, я провела повторное обследование испытуемых в целях выявления динамики в развитии физического уровня детей старшего дошкольного возраста в сторону более высокого.
Полученные в ходе анализа результаты показали, что детей с высоким уровнем физического развития увеличилось на 39 %, число детей со средним уровнем осталось 40%, а с низким осталось 7 %. У детей заметно повысилось внимание, улучшилась ориентировка в пространстве, стали быстро реагировать на сигналы воспитателя.
Кроме того, я обратила внимание на то, что более выраженная динамика в развитии физического уровня произошла у девочек, потому что в этом возрасте происходит физиологический скачок в физическом развитии.
Полученная мною в эксперименте положительная динамика в развитии физического уровня детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр позволяет заключить, что выдвинутая мною гипотеза получила подтверждение, задачи решены, цель достигнута.
Моя работа имеет практическую значимость в разработке перспективно-тематического планирования, оно может быть использовано как педагогами дошкольных образовательных организаций, так и студентами при изучении данного вопроса. Картотека подвижных игр может быть интересна родителям детей старшего дошкольного возраста.
Список использованных источников:
1. Абдульманова Л. В. Воспитание физической культуры у детей дошкольного возраста. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2015.-115.
2. Абдульманова Л. В. Развитие основ физической культуры детей 4 – 7 лет в парадигме культуросообразного образования. – Ростов н/Д6 Изд – во Рост. ун – та, 2015. – 220 с.
3. Адашкявичене Э. Й. Спортивные упражнения в детском саду. - М. : Просвещение, 2015.
4. Аксенова Н. Формирование двигательной активности. Старший дошкольный возраст//Дошкольное воспитание№6.-2016.-С. 30-48.
5. Алексеева Н. П. Воспитание игровой деятельности. Книга для учителя. – М: «Просвещение», 2015.
6. Антонов Ю. Е. «Здоровый дошкольник 21 века», М., 2016 г.
7. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. - М. : Изд. Центр «Академия», 2016.
8. Быкова А. И. Подвижные игры в организации жизни детей и педагогическое руководство ими // Роль игры в д/с., 2015.
9. Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья // Дошкольное воспитание. -2016.-№3.-С. 117-122.
10. Викулов А. Д. «Развитие физических способностей детей», Ярославль, 2015.
11.. Глазырина Л. Д. Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2016.
12. Гориневский В. В., Марц В. Г., Родин А. Ф. Игры и развлечения: Сборник, 2014.- 195 с.
13. Дегтярев И. П. Физическое развитие. 2014 – С. 23-48
14. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 2015.
15. Змановский Ю. Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях // Дошкольное воспитание. 2015, № 9, с. 23-25.
16. Кудрявцев В. Т. Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет. -М., 2015.
17. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М: Просвещение, 2014.
18. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М: Просвещение, 2015.
19. Кенеман А. В., Осокина Т. И. «Детские народные подвижные игры», М., 2016 г.
20. Кистяковская М. Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. – М: Педагогика, 2014.
21. Клевенко В. М. Быстрота как развитие физических качеств. - Москва 2016. - 290 с.
22. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. «Развивающая педагогика оздоровления».- М., 2016 г.
23. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. - М. : Просвещение, 2015.
24. Литвинова Т. И., «Русские народные подвижные игры», М., 2014 г.
25. Миронова Р. М. Игра в развитии активности детей: Кн. для учителя. - Мн. : Нар. Асвета, 2014.
26. Новоселова С. Л. О новой классификации детских игр//Дошкольное воспитание. – 2016.
27. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. – Издание 3-е, переработанное. М:Просвещение, 2016.
28. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. - М. : Просвещение, 2014. - 143 с. : ил.
29. Покровский Е. А. Значение детских игр в отношении воспитания и здоровья. – М. : тип. А. А. Карцева, 2015. – 24с.