Нина Лихачева
Физические и моральные травмы в школе. Как поддержать уязвимых учащихся
▼ Скачать + Заказать документы
Физические и моральные травмы в школе. Как поддержать уязвимых учащихся
Стратегии, которые могут использовать учителя в работе с проблемными учениками.
Практически в каждом классе найдется ребёнок, который требует к себе больше внимания, чем остальные дети. Обычно такой ученик сильно выделяется на фоне других: он испытывает трудности в общении с коллективом и учителями, его успеваемость каждый год падает всё ниже, а поведение и вовсе приводит в ужас. Одним словом, проблемный ребёнок.
Публикация «Физические и моральные травмы в школе, Как поддержать уязвимых учащихся» размещена в разделах
Сейчас каждый читатель представил себе типичного хулигана, который не даёт жизни всей школе. Прекрасно! А теперь пусть ваше воображение нарисует спокойного, скромного и робкого ученика, который то и дело страдает от проделок этого хулигана. Представили эту парочку?
На первый взгляд это две полные противоположности: слабый и сильный, спокойный и агрессивный, застенчивый и наглый. Однако есть одна характерная черта, которая объединяет этих учеников. Оба ребёнка — уязвимы. Один страдает физически, из-за неспособности дать отпор, а другой — морально, поскольку его не принимает коллектив.
Каждый новый день в школе для таких учеников — это очередное испытание с множеством преград, которые мешают эмоциональному, социальному и личностному развитию. Привычные для всех методики воспитания, похоже, не работают на этих конкретных учащихся.
Так что же делать педагогу, чтобы хоть как-то поддержать этих детей и помочь им справится с физическими и моральными травмами в школе?
Вот несколько эффективных советов.
Задайтесь вопросом: «почему это происходит»?
Поведение — это невербальное общение, которое мы, к сожалению, не всегда понимаем правильно. Бывало ли так, что вас чем-то разозлили на работе и, по возвращении домой, вы поссорились с родными? Вероятно, вы даже и не думали вымещать свое раздражение на близких вам людях, однако, так оно и случилось.
Многие уязвимые ученики (особенно подростки) точно так же реагируют на ситуации, вызывающие сильные эмоции. Они предпочитают отталкивать других, ведь это менее болезненно, чем быть отвергнутым самому.
Эти учащиеся больше всего нуждаются в построении отношений с людьми, которые помогут им чувствовать себя комфортно. Зная это, педагоги могут соответствующим образом скорректировать свои реакции и действия для работы с такими учениками.
На практике можно попробовать пересадить уязвимого ученика к ученику, с которым он, вероятнее всего, сможет создать устойчивые и более-менее крепкие отношения.
Учитывайте возраст и уровень развития учащихся
Социальный и эмоциональный уровни развития и зрелости у проблемных детей часто не соответствуют их хронологическому возрасту. Педагоги, как правило, привыкли помогать ученикам, если у них возникают проблемы с обучением. Однако, не стоит забывать, что многие уязвимые дети зачастую отстают и в социально-эмоциональном развитии.
В этот трудный период их жизни многие «проблемные» ребята приобретают «уличные» привычки (курение, употребление спиртного и тд., которые вводят педагогов в заблуждение, создавая образ более зрелых личностей.
Чтобы понять как помочь такому ученику, нужно проанализировать его круг общения, привычки и интересы. Это займёт некоторое время, однако поможет наладить контакт с ребёнком и выстроить доверительные отношения для последующих действий.
Тщательно продумывайте методики работы с уязвимыми учениками
Поведение таких учащихся зачастую определяется эмоциями и предыдущим опытом общения с окружающими. Учитывайте, что большинство наказаний, к которым вы будете прибегать, вряд ли окажут сильное влияние на уязвимых учеников. Скорее всего они испытали в своей жизни гораздо худшие вещи, чем замечание в дневник и вызов родителей к директору.
Так что, если вы хотите добиться необходимого воспитательного эффекта, вам придётся тщательно продумывать свои методы работы. Старайтесь не осуждать поведение уязвимых учащихся перед всем классом. Лучше выберите подходящее время и обстановку для индивидуальной беседы, чтобы свести назревший конфликт к минимуму.
Уязвимые учащиеся иногда испытывают трудности с элементарными задачами из-за того воздействия, которое оказывают на них проблемы и травмы в школе. Например, такие ребята не могут поддерживать зрительный контакт или контролировать некоторые движения.
В таких ситуациях может помочь элементарная приветливость педагога. Не стоит недооценивать силу улыбок, добрых слов и располагающих жестов, которые способны воодушевить и поддержать ученика.
Также было бы полезно создать некую группу поддержки для проблемных учеников. Это даст вам возможность обращаться за советом к коллегам в поиске оптимальных методик работы с уязвимыми детьми.