Никонорова Дарья
Физическая активность детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ.
Одним из важнейших показателей здоровья детского организма является его естественная подвижность.
Двигательная активность - биологическая потребность ребенка, степень удовлетворения которой во многом определяет характер развития организма Установлено, что всякого рода нарушения функций организма наших детей объясняется гипокинезом. Двигательный дефицит у детей может приводить к выраженным функциональным нарушениям. Отмечена прямая связь между гипокинезией и снижением активности многих ферментов, влиявших на характер окислительных процессов и биохимических превращений в организме Происходит снижение устойчивости детского организма к простудным факторам и болезнетворным микроорганизмам Наблюдаются отставание моторики (снижение силы, быстроты, выносливости, задержек развития вегетативных функций, происходит сужение диапазона функциональных возможностей сердечнососудистой системы и органов дыхания. В любом возрасте можно ликвидировать и гипокинезию и её отрицательные последствия.
Публикация «Физическая активность детей в ДОУ» размещена в разделах
Наилучший способ повышения двигательной активности детей -правильное соответствующее возрасту физическое воспитание В системе физического воспитания используют средства: утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультурные занятия, физические упражнения и подвижные игры в режиме дня, закаливание.
Утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей. И не должно быть гимнастки по принуждению, если ребенок не хочет заниматься сегодня, не надо его принуждать, но причину такого поведения следует понять. Используйте разные формы проведения гимнастики.
Наиболее распространено в практике дошкольных учреждений следующее:
-традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;
-обыгрывание какого-нибудь сюжета: "На прогулке", "Воробышки" и т. д.
Например, на прогулке дети наблюдали плавное, медленное падение крупных
снежинок, лепили снежки, бросали их. На утренней гимнастике можно воссоздать в представлении детей эту яркую Эмоциональную картину с помощью физических упражнений.
Комплекс общеразвивающих упражнений повторяется 1-2 недели Местом проведения утренней гимнастики может быть физкультурно-музыкальный зал, групповая комната, участок детского сада. Для движений - ходьба, бега, лазания, прыжков, метания. Физкультурное занятие состоит из 3-х частей: вводной, основной, заключительной.
Цель вводной части - повысить эмоциональное состояние детей, активизировать их внимание, подготовить организм к нагрузкам основной части. Содержанием вводной части являются строевые упражнения; различные виды ходьбы и бега, прыжки, упражнения для коррекции осанки и профилактики плоскостопия, обучение правильному дыханию.
Основная часть - включает 3 элемента - общеразвивающие упражнения, обучение основным движениям, подвижную игру. Упражнения общеразвивающего характера (О. Р. У.) даются для развития и укрепления мышц плечевого пояса, живота, спины, ног для гибкости позвоночника. Можно использовать разнообразные гимнастические пособия (обручи, булавы, мячи, флажки, скакалки, канаты). Упражнения выполняются из разных исходных положений - стоя, лежа на спине и животе, сидя. Это способствует повышению качества движений, увеличивает нагрузку, в работу вовлекаются все группы мышц. Вслед за ними идет обучение основным видам движения, объем которых для каждой возрастной группы определен в программе детского сада. Можно использовать индивидуальный, способ. - инструктор по физвоспитанию разучивает упражнения с одним ребенком, а остальные в этот момент наблюдают и по мере освоения техники упражнения начинают его выполнять. Индивидуальная работа дает результат только для конкретного ребенка, другие дети, ожидая своей очереди, выполняют упражнения в общем режиме.
При групповом способе формируются 2-3 подгруппы, каждая получает свое задание. С одной проводится обучение запланированному движению, остальным предлагается выполнение уже знакомых упражнений. По команде инструктора подгруппы меняются местами. При этой методике повышается общая и моторная плотность занятия; постепенно нарастает динамика пульса; появляется возможность закрепления навыков при повторении упражнений, которым дети обучались раньше
Поточный способ предусматривает выполнение упражнений по очереди. Разновидностью поточного способа является круговой, когда дети выполняют друг за другом не одно, а серию упражнений, повторяя каждую серию 4-6 раз. Этот способ применяется не для разучивания, а для закрепления двигательных навыков и развития физических качеств.
Последний элемент основной части - подвижная игра - в значительной степени обогащает двигательный режим, способствует развитию всех физических качеств - силы, ловкости, выносливости, быстроты реакции, тренировки тормозных процессов. Она дает детям максимальную двигательную разрядку.
Для восстановления частоты пульса и подведения педагогического итога занятия оно завершается заключительной частью, включающей либо игру, либо физические упражнения с постепенным снижением темпа.
Общая продолжительность занятия различна в зависимости от возраста. Для детей 3-4лет - 15-20 мин, 4-5 лет - 20-25 мин., 5-6 лет - 25-30 мин., 6-7 лет - 30-35 мин
Вводная часть - 2-6 мин, основная - 25-25 мин, (О Р У. -3-7 мин., О В Д. - 8-12 мин., игра - 4-6 мин., заключительная-2-3 минуты.
Перед занятием в зале проводится влажная уборка, проветривание. Заблаговременно, в соответствии с планом занятий, подготавливаются необходимые гимнастические пособия, чтобы их можно было быстро расставить и убрать по ходу занятий. Температура воздуха в зале не должна превышать 17°, влажность 40-55%. Дети занимаются в спортивной форме. Можно заниматься в носочках. Музыкальное сопровождение поднимает настроение детей, способствует успешному овладению программным материалом.
Давно замечено, что когда долго выполнять одну и ту же однообразную работу, быстро утомляешься. Именно утомление является причиной снижения работоспособности. Во время проведения учебного процесса надо учить детей активно отдыхать. Наиболее эффективным средством отдыха является кратковременные занятия физическими упражнениями – физкультминутки.
Умственное утомление распознается по снижению внимания, ухудшению усвоения материала. Одновременно нарастает и мышечное утомление, в результате чего нарушается осанка - наклоняется голова (голова падает на грудь, опускаются плечи, сутулится спина. Нарушение осанки в результате длительного сидения, замедляет, в первую очередь, кровообращение, что постепенно приводит снижению других функций организма. Избежать таких отрицательных явлений - дает возможность активный отдых - чередование одного вида работы с другим, умственную работу с выполнением физических упражнений. Подбираются простые упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища, активизирующих дыхание и кровообращение. Когда дети длиггельное время находятся в согнутом положении, целесообразно давать упражнения на разгибание туловища, выпрямление ног. После письма, рисования необходимо включать физкультпаузы до и после занятий. Упражнения выполняются 1-2 минуты, количество их 4-6, каждое повторяется 2-4 раза. Выполняют упражнения сидя на стуле или стоя у стола в медленном темпе или в среднем. Комплекс упражнений менять надо I раз в 2 недели. Физкультпаузы выполняются между занятиями, физкультминутку на занятиях (через 5-7 минут - ориентировочно) .
Действие физических упражнений основано на их способности стимулировать физиологические процессы в организме. Стимулирующее и тренирующее влияние физических упражнений осуществляется преимущественно через центральную нервную систему. Нет такого органа, функциональные возможности которого не изменялись бы под влиянием систематических физических упражнений На сегодняшний день более 60% детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений осанки (по данным Н. И. И. гигиены детей и подростков). Именно поэтому формирование правильной осанки у детей - задача, несомненно, архиважная. Нарушение осанки - не просто косметический дефект или безобидная, не требующая коррекции деформация позвоночника. Это первый звонок, сигнал к заболеваниям юношеским кифозом, остеохондрозом, сколиотической болезнью. Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушение осанки затрудняют работу внутренних органов, ухудшая и без того плохое здоровье и физическое развитие.
Методически правильное проведение ходьбы, бега, лазания и т. д. вырабатывают привычку сохранять правильную осанку, укрепляют мышцы плечевого пояса, спины, живота. Но этого мало. Целесообразно применять ряд специальных упражнений корригирующего характера. Их рекомендуется включать в физкультурные занятия, в утреннюю гимнастику.
Для охраны зрения дошкольников очень важно повысить эффективность 10- минутного перерыва между занятиями. По окончании первого занятия полезно предложить детям подойти к окну и в течении 2-3 минут смотреть вдаль. То же самое целесообразно повторить и после второго занятия. Воспитатели должны ознакомиться и со специальным., комплексом. упражнений для глаз "Минутка". В течение одной минуты во время обязательных занятий детям предлагают поморгать глазами, затем закрыть их, откинувшись на спинку стула, спокойно посидеть и выполнить 2-3 корригирующих упражнения. Эти несложные упражнения, если их проводить ежедневно, помогают восстановить уровень зрительных функций, временное снижение которых под влиянием занятий неизбежно.
Подвижные игры наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения в развлекательной форме
Подвижные игры группируются по параметрам:
-состояние здоровья ребенка;
-степень активности болезненного процесса, продолжительность ремиссии;
-возраст ребенка;
-физическая подготовка;
-психическое развитие ребенка;
-индивидуальные особенности личности ребенка.
Все подвижные игры по психофизической нагрузке даются :
1 группа - игры с незначительной нагрузкой (2-3 недели заболевания.
2 группа - игры с умеренной нагрузкой (3-4 недели заболевания).
3 группа - игры с тонизирующей нагрузкой (4-6 месяцев заболевания).
4 группа - игры с тренирующей нагрузкой (более б месяцев заболевания) .
При занятиях подвижными играми необходимо учитывать реакцию детского организма на них. Игры дозировать труднее, чем физические упражнения. Помимо чисто физической нагрузки подвижные игры несут и эмоциональную нагрузку, причем дети по разному реагируют на эту психофизическую нагрузку в игре. Поэтому очень важно учитывать проявление утомления по ряду признаков, (см. приложение - 1).
Снижение нагрузки может быть за счет:
-уменьшение продолжительности занятий играми;
-уменьшение числа повторений одной и той же игры в занятии;
-уменьшение сложности сюжета игры,
-исходное положение во время игры: сидя, лежа;
-изменение числа участников игры,
-более частое включение пауз отдыха и дополнительных упражнений;
-уменьшение требовательности к выполнению точности и координации движений и быстроте реакции;
-изменение темпа и амплитуды движений в игре,
-использование мелодичной музыки в медленном и среднем темпе, ритмичной, негромкой;
-включение игр 1 и 2 групп
Чтобы дети в процессе самостоятельности могли упражняться в различных видах движений, обязательно следует разместить в группах физкультурное оборудование. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста это гимнастическая стенка в 2 пролета, веревочная лестница, снаряды для пролезания и подлезания, навесные мишени и т. д. Для старшей и подготовительной группы оборудование может быть дополнено канатом, гимнастической скамейкой, ребристыми досками. Желательно в групповой комнате выделить физкультурную зону, где размешается стационарное оборудование и физкультуголок - место хранения пособий, атрибутов. Для реализации программы физического воспитания в состав помещений дошкольных учреждений введен зал для физкультурных занятий площадью 75 кв. м. Оборудование физкультурного зала постоянно находится в зале, в комнате, рядом с залом, где хранится спортивный инвентарь Проведение на участках спортивных занятий, подвижных игр, спортивных праздников, развлечений требует достаточного пространства. С этой целью предусматривается общая физкультурная площадка. Её обязательными элементами являются беговая дорожка, яма для прыжков, игровое поле, различное гимнастическое и спортивное оборудование.
Беговая дорожка может быть прямой или замкнутой, длиной 100х 150 м и шириной 1,5 - 2,5 м. На ней выделяется прямой отрезок длиной 40 м и отмечается место старта и финиша для дистанции бега за 30 м.
Яма для прыжков, размеры которой 2-4 х 1,5 - 2 м и глубина 30-40 см, располагается длинной осы<) с севера на юг. Яма заполняется мелкозернистым песком. Для разбега отводится дорожка длиной 8-12 м и шириной 0,8-1,0 м. На расстоянии 20-30 см от края ямы устанавливается планка для отталкивания.
Игровое поле включает спортивное ядро для игр в волейбол, бадминтон (10 х 8 или 2011 9,4 м,зеленую лужайку площадью 80-160 кв. м.
Площадка спортивного ядра должна иметь твердое покрытие, быть приподнятой над уровнем груша на 5-6 см, иметь уклон or центра к краям для стока дождевой йоды. Зеленая лужайка используется для игр в футбол, подвижных игр. Рядом с лужайкой целесообразно разместить оборудование для лазания, балансирования, подтягивания, полосу препятствий.
Определенную часть времени дети проводят сидя за столом Сидение- активный процесс, направленный на поддержание корпуса, головы в вертикальном положении, что обеспечивает напряжение соответствующих мышц. Такое статическое напряжение мышц даже для взрослых является утомительным, а для дошкольников- нелегкая задача. Воспитать у ребенка привычку правильно сидеть за столом можно только при соответствии размеров мебели по росту, а также при правильном соотношении высоты стола и стула.
Рост ребенка в см
Возраст ребенка
Группа мебели
Цвет маркировки
Высота (см)
Эифференциация (см)
стола
стула
91-100 см
2-4 года
В
голубой
43
24
19
101-115 см
3-6 лет
Г
оранжевый
48
28
20
115-130 см
6-7 лет
Д
желтый
54
32
22
Свыше 130 см
6-7 лет
Ж
красный
60
36
24
Чтобы физкультурное занятие проходило с высокой общей и моторной плотностью, необходимо 1 раз в месяц (по приказу № 186/272 от 30.06.1992 г. or 30.06.1992 г. М3 МО РФ "Совершенствование системы медицинского обеспечения детей в организованных учреждениях") проводить медико-педагогический контроль за распределением физической нагрузки на занятиях. Фиксированное наблюдение ребенка на протяжении всего занятия дает возможность определить общую и моторную плотность, длительность каждой части занятия, установить сколько раз ребенок упражнялся в выполнении движений, наличие корригирующих упражнений, дыхательных.
Общая плотность занятий информирует о том, сколько времени потрачено на обучение, которое складывается из объяснения воспитателя, показа упражнения, выполнение упражнений детьми, поправок и замечаний. Это полезная часть занятий, выраженная в % по отношению к обшей его продолжительности, принятой за 100%. При определении обшей плотности, исключается время, затраченное на подготовку зала, расстановку и уборку оборудования, на ожидание очереди. В зале она должна быть не ниже 80-90%, на воздухе 90-95%. Моторная плотность отражает двигательный компонент занятия, т. е. время, в течение которого дети выполняют различные упражнения и находятся в движении В младших группах элемент обучения с объяснениями, показом и контролем выполнения более продолжителен, моторная плотность занятий должна быть не менее 60%, в старших группах до 80%, при занятиях на участке моторная плотность возрастает до 90%.
Физическая нагрузка определяется по динамике пульса После вводной части учащение не менее чем на 20-25%, после общеразвивающих упражнений - не менее чем на 50%, после обучения основным видам движения не менее чем на 25%, после подвижной игры-до 70-90% и даже до 100%. В конце занятий пульс либо восстанавливается до исходного уровня, либо на 15-20% превышает его. Наглядно иллюстрирует сдвига пульса в процессе занятия физиологическая кривая. На горизонтальной оси откладывается время в мин., на вертикальной- прирост пульса в %. Своеобразие физиологической кривой определяется характером занятия. Для занятия обучающего плана физиологическая кривая двухвершинная. Она несколько снижается во время обучения основным движениям, т. к. за счет объяснений, показа уменьшаются двигательный компонент и ЧСС. Глубокое снижение кривой до исходного показателя недопустимо, поскольку в этом случае сердечно-сосудистая система оказывается неподготовленной к массивной нагрузке, предъявляемой подвижной игрой.
В данном случае нарушается один из важных физиологических признаков - постепенное увеличение физической нагрузки. Иной вид имеет кривая на занятиях тренирующих или проводимых на воздухе. Она отражает постепенное нарастание нагрузки с одним подъемом (одновершинная, совпадающее с подвижной игрой.
Определение средней частоты сердечных сокращений используется для выявления тренирующего эффекта занятия. Этот показатель рассчитывается путем суммирования частоты сердечных сокращений по окончании вводной части, общеразвивающих упражнений, обучения основным движениям, подвижной игрой, заключительной части и деления этой суммы на качество замеров.
В группе 3-4 летнего возраста тренирующий эффект обеспечивает занятия, дающие среднюю частоту сердечных сокращений в минуту не менее 150-140 ударов, в старших группах (5-7 лет) - не менее 140-150 ударов. Достижение такого уровня возбудимости пульса возможно при широком включении в занятия бега, прыжков, подскоков, игр с мячом и т. д.
Любое занятие, и том числе и физкультурное, вызывает утомление. По степени его выраженности можно судить о нагрузке и вносить при необходимости коррективы. Небольшая степень утомления обязательна. При наличии признаков средней степени утомления у отдельных детей, нагрузку следует ограничить (уменьшить число повторений упражнений, исключить наиболее трудные, удлинить отдых). Инструктор по физическому воспитанию по наличию и степени выраженности внешних признаков утомления (см. приложение № 1) может судить о предъявляемой физической нагрузке и вносить в занятия необходимые коррективы Следует подчеркнуть, что регулярно проводимый медико-педагогический контроль за формированием двигательных навыков и развитием физических качеств у детей позволяет судить об :
1. Эффективности применяемых средств и методов.
2. Вносить необходимые изменения и дополнения в методику работы
Для предупреждения заболеваемости детей, а также в процессе восстановительного после болезни лечения, рекомендуется применять (по возможности) различные лечебно-профилактические процедуры :
витаминотерапию, прием кислородного коктейля и ингаляции, физиотерапию (УФО, УВЧ и др., ЛФК, массаж.
Эффективность работы по физическому воспитанию детей может быть оценена по следующим направлениям:
1)Перемена группы здоровья на более высокую.
2)Уровень физического развития детей по местным стандартам
3) Выполнение основных движений: качественные и количественные характеристики по возрасту.
4)Физические качества и способности (по тестам).