Нина Ивановна Воробьёва
Фитотерапия для детей
▼ Скачать + Заказать документы
Несмотря на бурный расцвет химии, появление новых высокоэффективных лекарств в последнее время наблюдается возврат к древним методам народной медицины, накопившим бесценный опыт по восстановлению здоровья человека и проверенный годами. Одним из таких методов является фитотерапия.
Публикация «Фитотерапия для детей» размещена в разделах
Наука располагает многочисленными сведениями о широком использовании растений для лечения болезней. Этнография и археология свидетельствуют о том, что не существовало такого племени, рода, которые не имели бы представления о лечебных свойствах растений, в том числе пищевых.
Много сведений о растениях – целителях содержат письменные источники древности. В Египте за четыре тысячи до нашей эры был создан специальный справочник лекарственных растений. На стенах древнеегипетских храмов и пирамид ученые находят изображения декоративных растений. Большое внимание лекарственным растениям уделялось в Древней Греции и Риме.
Применялись растения и в средневековой медицине. Большим знатоком лекарственных растений был Абу Али ибн Сина (Авиценна). В своем основном медицинском труде «Канон врачебной науки» он описал несколько сот лекарственных растений с указанием способа применения. На медиков средневековой Европы оказали большое влияние арабские авторы, переводившие труды античных ученых, в том числе и медиков. Европейцы через посредничество арабов познакомились с культурой античного мира. Сведения о лекарственных растениях проникали в Европу так же из Индии, Тибета, других азиатских стран, а с открытием Америки европейцы узнали о растениях Нового Света.
На Руси издавна применялись лекарственные растения, но официально их стали использовать при Иване Грозном в XIV веке с учреждением Аптекарского приказа. В Москве закладывались «аптекарские огороды», где выращивались лекарственные травы. По распоряжению Петра I лекарственные растения стали культивироваться в других городах. На аптекарском острове был заложен самый крупный в России аптекарский огород», превратившийся в советское время в Ботанический институт Академии наук.
Фитотерапия может быть основной, вспомогательной и использоваться наравне с другими методами. Особое значение она имеет для профилактики обострений хронических болезней. Комплексная терапия подчас включает в себя применение антибиотиков, антигистаминных препаратов, гормонов, физиотерапевтических процедур и т. д. Поэтому роль лекарственных растений на каждом этапе лечения определяется возможностями воздействия на патологические процессы.
В исследованиях Б. Н. Гажева, Т. А. Виноградовой, В. К. Мартынова обоснованы основные принципы фитотерапии : принцип показанности и приоритетности, индивидуальности, непрерывности и преемственности, преимущественного лечения сборами лекарственных растений.
На лекарственные растения может развиваться аллергия, поэтому необходимы их тщательный отбор и подбор. Следуя принципам показанности, приоритетности и индивидуальности реализуется правило гласящее, что надо лечить больного, а не болезнь. Фитотерапия менее обременительна для ребенка и, как правило, не вызывает негативного к ней отношения. Это позволяет обеспечить непрерывность лечения, которое обычно проводится длительными курсами с периодической сменой фитосборов или части входящих в них лекарственных растений. Преемственность в лечении – это учет на каждом качественно новом этапе терапии результатов предыдущих этапов и средств, с помощью которых они были достигнуты.
Эффективность траволечения несколько не уступает другим методам терапии. В условиях детского дошкольного учреждения персонал имеет все возможности для широкого использования фитотерапевтических методов профилактики, реабилитации и лечения своих воспитанников. Фитотерапия применяется при заболевании всех органов, систем человека, а также может применяться и как профилактическое средство и может выступать как одно из средств повышения физической активности человека. Существуют травы, растения, обладающие витаминным комплексом, что, конечно, благотворно влияет на самочувствие.
Из лекарственных растений преимущественно стимулирующего действия на нервную систему, Т. В. Усатова использует готовые лекарственные препараты: настойку аралии маньчжурской, настойку женьшеня (золотого корня). Эти препараты применяют в качестве тонизирующих и общеукрепляющих средств, для повышения работоспособности и сопротивляемости организма к стрессовым ситуациям и неблагоприятным воздействиям внешней среды. Женьшень эффективен при астенических и астенодепрессивных состояниях различной этиологии, различных неврозов, бессоннице. Применяют препарат в осеннее - зимний период (весной и летом пить нельзя) и, как результат, отмечаем отсутствие жалоб на вялость, головную боль, повышается общий тонус организма ребёнка.
Этим же целям, а именно: устранению дискомфорта, снятию плохого настроения служат и настойки заманихи и левзеи. Так, профессоры С. Я. Сокалов и И. П. Замотаев о препарате левзеи, что уже на 10-12 день приёма отмечается улучшение общего состояния, нормализация сна и аппетита.
В основе неврозов у детей, как и у взрослых, лежит психотравмирующая конфликтная ситуация, которая глубоко переживается ребёнком и вызывает срыв высшей нервной деятельности. В качестве успокаивающих седативных средств используют как отдельные лекарственные растения, так и сборы 2-3 растений или сложного состава, позволяющих при их применении восстановить нарушенные функции центральной нервной системы, что способствует улучшению самочувствия ребёнка.
Для этих целей в фитобаре имеется настой корня валерианы, пион декоративный, пустырник обыкновенный, настой плодов укропа огородного, травы тысячелистника и обязательно мёд, который используется как составляющий компонент многих настоев. Для снятия спазм, гиперкинеза используем мяту перечную, ромашку аптечную. Комплекс фитотерапии подразумевает использование этих ценных даров природы и при ингаляциях, для которых в оздоровительно-компенсирующем центре есть все условия.
В комплексном воздействии на детей неоценимую пользу приносит экстракт элеутерококка. Он применяется с целью повышения их умственной работоспособности на занятиях, уменьшения утомляемости при физических нагрузках, усиления остроты зрения, улучшения слуха.
С целью профилактики гипо- и авитаминозов С и Р, которые проявляются в снижении сопротивляемости организма к вредным факторам воздействия, применяют плоды шиповника. Дефицит аскорбиновой кислоты наблюдается у детей, испытывающих физическое и нервно-психическое напряжение. Витамины, содержащиеся в плодах шиповника, повышают защитные свойства организма, витамин С играет важную роль в питании тканей глаза человека.
Детям оказывают помощь не только в детском саду, но и дают рекомендации и советы для дома, а именно:
• ванны с использованием трав, действующих успокаивающе на нервную систему, например, ромашковую;
• использование растений для снятия головной боли;
• применение с терапевтической целью соков и фруктов: для повышения тонуса – сок сырой морковки и винограда, для улучшения памяти – свекольный сок и абрикосы, грейпфрут восстанавливает силы организма, дыня влияет успокаивающе на центральную нервную систему, рябина черноплодная улучшает сон, черника – зрение;
• предложение готовых успокоительных сборов.