Ольга Шаяхметова
Фитбол-гимнастика для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида № 18 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников"
СОГЛАСОВАНА:
Педагогическим советом
Протокол №1
от «29» августа 2017г. УТВЕРЖДЕНА:
Приказом заведующего МБДОУ Детский сад 18
от «29» августа 2017г. №80-ОД
___С. И. Молвинских
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Темочки:
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Старшая группа
- Фитбол. Занятия на фитболе, упражнения с мячом для детей
- Темочки
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ФИТБОЛ - ГИМНАСТИКА»
Срок реализации - один год
Красноуфимск, 2017
Автор-разработчик: Шаяхметова Ольга Михайловна, инструктор по физической культуре муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 18 с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному направлению развития воспитанников»
В программе представлена нетрадиционная форма работы по оздоровлению детей, гимнастика на фитболах – больших гимнастических мячах. Реализация данной программы способствует формированию у детей практических навыков здорового образа жизни, потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом, развитию осознанного отношения к своему здоровью, воспитывает умение бережно относиться к своему организму, оценивать себя и свое состояние.
Содержание
1. 1. Пояснительная записка….…. 4
2. Комплекс основных характеристик образования….….…. 5
2.1. Объем программы….…. 5
2.2. Содержание программы….….
2.3. Планируемые результаты реализации программы…. ….
3. Организационно-педагогические условия реализации программы…
3.1. Учебный план….
3.2. Комплексно-тематическое планирование….
3.3. Оценочные материалы… 6
21
21
21
21
24
4. Список литературы…. 28
Приложение 1. Комплексы общеразвивающих упражнений…. 30
Приложение 2. Подвижные игры с фитболами…. 33
Приложение 3. Музыкально – ритмический комплекс «Буратино»….…. 52
Приложение 4. Музыкально – ритмический комплекс «Веселые путешественники»…
54
Приложение 5. Требования к проведению занятий и последовательность обучения упражнениям на фитболах….
57
1. Пояснительная записка
В настоящее время ученые и практики констатируют возникающее противоречие между декларируемыми ценностями здоровья, здорового образа жизни и тем фактом, что все большее количество детей имеют отклонения в психофизическом развитии. Происходит понимание того, что здоровье - это не просто отсутствие болезней, а полнота жизненных сил, гармоничное развитие личности и ее взаимосвязи с окружающим миром. Статистика говорит о том, что количество детей с 1-й группой здоровья катастрофически снижается; происходит рост нарушений опорно-двигателъного аппарата, нарушений в развитии речи, гипервозбудимость или заторможенность. Причинами являются ухудшение экологии, невысокий уровень материального благосостояния, уменьшение двигательной активности.
Для решения проблем оздоровления детей и профилактики различных заболеваний недостаточно традиционных форм и методов работы по физическому развитию дошкольников. Необходимо искать эффективные технологии, способствующие профилактике и коррекции психофизического развития детей. По нашему мнению одной из таких технологий является использование фитбол-гимнастики. Это новое современное направление оздоровительной работы с использованием мячей большого размера, ее эффективность подтверждена опытом коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы.
В разных странах программы с использованием гимнастических мячей большого размера применяют более 50 лет, в нашей стране – около 10 лет. Фитбол является многофункциональным оборудованием, обеспечивающим решение общеразвивающих и профилактических задач.
Образовательная программа дополнительного образования детей 5-7 лет «Фитбол-гимнастика» разработана и составлена на основании директивных и нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность учреждений всех типов, реализующих программ дополнительного образования:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26) (с изм. от 04.04.2014г.).
Систематическое использование фитболов на занятиях с детьми 5-7 лет способствует улучшению координации движений, снижению нарушений опорно-двигательного аппарата, активизации дыхательной системы, позволяет достичь поставленной цели - предупреждения нейроортопедических нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования больших гимнастических мячей. Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
• формировать навык правильной осанки, развивать мышечную систему через упражнения на фитболах;
• развивать дыхательную систему, способствовать формированию правильного речевого дыхания;
• развивать физические качества: гибкость, силу, ловкость, выносливость, быстроту движений;
• формировать устойчивую мотивацию к занятиям физической культурой в детском саду и семье.
Целенаправленная работа с использованием фитбол-гимнастики позволяет достичь следующих результатов:
• систематическое применение комплексов фитбол-гимнастики гармонично тренирует основные группы мышц, что способствует профилактике и коррекции нарушений осанки;
• занятия с использованием дыхательной гимнастики, приемов кинезиологии и просодики способствуют формированию правильного речевого дыхания;
• упражнения без устойчивой опоры тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений, функцию равновесия и другие физические качества: ловкость, силу, выносливость, скорость;
• использование фитболов оказывает общее стимулирующее влияние на физиологическое состояние ребенка, повышает эмоциональный фон занятий, вызывая положительный настрой.
2. Комплекс основных характеристик образования
2.1. Объём программы
Деятельность кружка рассчитана на один учебный год с детьми старшего дошкольного возраста. Продолжительность занятия 25-30 мин. Занятие кружка проводится 4 раз в месяц, один раз в неделю. Один раз в год в рамках программы предусмотрено совместное мероприятие с родителями. Итогом работы по программе за год является открытое занятие в форме физкультурного досуга, праздника, развлечения, оформление фотостенда «Детский фитбол»
Всё занятие проходит под музыкальное сопровождение.
Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться на занятиях как предмет, снаряд или опора. Все обучение строится на основе интеграции физкультурных, оздоровительных и речевых задач.
Важнейшее требование к занятиям - дифференцированный подход к занимающимся, учитывая их состояние здоровья, физическое развитие, двигательную подготовленность, а также знание навыков для самостоятельных занятий.
2.2. Содержание программы
Занятие состоит из 3 частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть предполагает эмоциональный настрой детей на работу и подготовку организма к основной части тренировки. В основной части происходит максимальная нагрузка на организм, которая должна быть оптимальной для детей. В связи с этим во время занятия должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей. Заключительная часть способствует улучшению восстановительных процессов и расслаблению организма.
2.3. Планируемые результаты реализации программы.
• представляет о правильной осанке,
• представляет на какую группу мышц оказывает воздействие то или иное выполняемое упражнение.
• принимает правильную осанку при выполнении упражнений во всех исходных упражнениях;
• выполняет упражнения, направленно воздействующие на формирование правильной осанки и укрепления мышечного корсета;
• выполняет упражнения на развитие вестибулярного аппарата, гибкости и подвижности в суставах;
• выполняет дыхательные упражнения, способствующие увеличению подвижности грудной клетки.
3. Организационно-педагогические условия реализации программы
Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды для реализации программы дополнительного образования у дошкольников, предусматривает наличие соответствующей предметно-пространственной среды, а также оборудования и инвентаря, способствующего развитию и укреплению детского организма, а также профилактике отклонений в физическом развитии. Используемое в фитбол-гимнастике оборудование должно быть не только удобным, но и радовать глаз, развивать вкус детей, содействовать их эстетическому воспитанию.
3.1. Учебный план
Общее количество часов Теоретических Практических
«Фитбол – гимнастика» 33 2 31
3.2. Календарный учебный график
№ п\п Месяц Программное содержание Количество занятий
1 Сентябрь Формирование правильную осанку, развивать мышечную систему путём выполнения упражнений на фитбол-мячах, дать представление о форме и физических свойствах фитбола, обучение правильной посадке на фитболе. 4
2 Октябрь Закрепление навыка правильной осанки, укрепление дыхательной системы, развитие координации движений,
Формирование представлений о базовых положениях при выполнении упражнений на фитболах. 4
3 Ноябрь Укрепление дыхательной системы, развитие координации движений, мышечной системы путём выполнения упражнений на мячах, Формирование представлений о базовых положениях на мячах при выполнении упражнений.
Формирование опорно-двигательного аппарата и закрепление навыка правильной осанки. 4
4 Декабрь Формирование навыка правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе. Обучение на сохранение правильной осанки при уменьшении площади опоры, равновесие и координацию, обучение упражнениям в расслаблении мышц на фитболе. 4
5 Январь Формирование навыка держать осанку, укрепление мышечной системы, обучение выполнению комплекса с использованием фитбола в едином для всей группы темпе, контролирование при выполнении упражнений с колебательными покачиваниями на фитболе, постоянный контакт с поверхностью мяча. 2
6 Февраль Обучение выполнению комплекса ОРУ в едином темпе, обучение выполнению упражнений на растягивание; развитие мышечной системы, дыхательной системы путём выполнения упражнений на мячах, формирование навыка правильной осанки. 4
7 Март Укрепление дыхательной системы, развитие координации движений, мышечной системы, путём выполнения упражнений на мячах. Формирование навыка правильной осанки.
Обучение выполнению комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе. 4
8 Апрель Совершенствование качества выполнения упражнений в равновесии.
Закрепление навык правильной осанки при выполнении ОРУ, укрепление мышечного корсета. 4
9 Май
Укрепление мышечного корсета, развитие координации движений, вестибулярного аппарата, совершенствование качества выполнения упражнений. 3
3.3. Оценочные материалы
Высокий уровень. Уверенно, с хорошей амплитудой выполняет упражнения. Способен самостоятельно организовать игру. Самооценивает и контролирует других детей.
Средний уровень. Без усилий выполняет упражнения. Может замечать свои ошибки в технике выполнений. Самостоятельно игры не организовывает.
Низкий уровень. Не замечает ошибок в технике выполнения. С интересом включается в игру, но нарушает правила в подвижных играх.
Литература
1. Алямовская, В. Г. Как воспитать здорового ребенка [Текст] / В. Г. Алемовская. – М., 1993. – 74 с.
2. Вавилова, Е. Н. Укрепляйте здоровье детей: пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Е. Н. Вавилова. – М. : Просвещение, 1986. – 110 с.
3. Веселовская, С. В. Фитбол тренинг [Текст] / С. В. Веселовская, О. Ю. Сверчкова, Т. В. Левчинкова // Пособие по фитбол - аэробике и фитбол - гимнастике. – М. : ННОУ Центр «Фитбол», 1998. – 56 с.
4. Воробьева, Т. А. Мяч и речь [Текст] / Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук. – СПб. : КАРО, 2003. – 91 с.
5. Горботенко, О. Ф. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно – досуговые мероприятия [Текст] / сост. О. Ф. Горбатенко, Т. А. Кардаильская, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 159 с.
6. Дошкольное образование. Словарь терминов [Текст] : словарь / Сост. Виноградова Н. А. и др. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 400 с.
7. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ [Текст] : пособие для воспитателей / Под ред. З. И. Бересневой. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 32 с.
8. Картушина, М. Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников : программа развития [Текст] / М. Ю. Картушина. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.
9. Колодницкий, Г. А. Ритмические упражнения, хореография игры: методическое пособие [Текст] / Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов. – М. : Дрофа, 2004. – 105 с.
10. Кузнецова, М. Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий: учебное пособие для воспитателей [Текст] / М. Н. Кузнецова. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 96 с.
11. Лагутин Л. Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении [Текст] / Л. Б. Лагутин // Теория и практика физической культуры. – 1994. - №7. – С. 8 – 11.
12. Лопухина, И. С. Речь, ритм, движение [Текст] / И. С. Лопухина. – СПб. : Дельта, 1997. – 123 с.
13. Осокина, Т. И. Физическая культура в детском саду [Текст] : учебное пособие/ Т. И. Осокина. М. : Просвещение, – 1986 – 304 с.
14. Овчинникова, Т. С. Двигательный игротренинг для дошкольников : учебное пособие [Текст] / Т. С. Овчинникова. – СПб. : Речь. – 2009. – 176 с.
15. Система физического воспитания в ДОУ: планирование, информационно - методические материалы, разработки занятий и упражнений, спортивные игры [Текст] : учебное пособие / сост. О. М. Литвинова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 238 с.
16. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: учебное пособие [Текст] / под общ. ред. Н. В. Сократова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 173с.
17. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения [Текст] : методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений / под ред. С. О. Филипповой. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 416 с.
18. Формы оздоровления детей 4-7 лет: учебное пособие для воспитателей [Текст] / Сост. Е. И. Подольская – Волгоград: Учитель, 2009. – 157 с.
19. Шарманова, С. Б. Спортивная наука – детям. Формирование правильной осанки в процессе физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / С. Б. Шарманова, А. И. Федоров. – Челябинск: Урал ГАФК, 1999. – 203 с