Юлия Боброва
Финансовая грамотность как основа функциональной грамотности детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Боброва Юлия Андреевна
Васильевское муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Финансовая грамотность как основа функциональной грамотности детей дошкольного возраста
Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
Функциональная грамотность
Публикация «Финансовая грамотность как основа функциональной грамотности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Функционально грамотный человек- это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненный задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
А. А. Леонтьев
Функциональная грамотность связана с готовностью:
• Добывать знания;
• Применять знания и умения;
• Оценивать знания и умения;
• Осуществлять саморазвитие
Функциональная грамотность характеризуется следующими показателями:
Готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования;
Возможность решать различные (в т. ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать формированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
Способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно- этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
Совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.
Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО
Формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;
Формирование речевой активности дошкольников;
Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;
Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.
Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по формированию финансовой грамотности необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Дети уже с раннего возраста сталкиваются с миром денег. Они как губки впитывают впечатления, знания, стили поведения окружающих их взрослых. К 5-6 годам благоприятный период дошкольного детства, когда с помощью беседы, совместного исследования или использование различных игровых приемов возможно сформировать такие качества как бережливость, ответственность, честность, целеустремленность, заботливость, трудолюбие, взаимопомощь и поддержка.
Какие азы финансовой грамотности должны быть сформированы у детей :
• Это понимание природы и функции денег;
• Умение ценить и считать деньги;
• Умение экономить и сберегать;
• Умение тратить деньги и жить по средствам;
• Умение возвращать долги.
Без труда нет жизни на земле
1. Первое понятие с которым должен познакомиться ребенок- это труд.
2. Объяснить ребенку, что многое из того, что окружает является результатом совместного труда людей.
3. Основная задача так организовать эту деятельность, чтобы ребенок уважал свой и чужой труд, проявлял интерес к труду, самостоятельность и трудолюбие, учился трудиться в коллективе и для коллектива.
4. Необходимо научить ребенка испытывать радость от выполнения трудовой деятельности и от того, что его деятельность может приносить пользу окружающим людям.
Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны.
Начинать разговор о деньгах лучше с простого понятного детям объяснения, что деньги-это средство, с помощью которого можно купить что-то нужное или желаемое. Наиболее распространенный и основной источник получения — денег- это заработная плата. Для этого мы работаем. Объяснить ребенку, что деньги являются результатом труда, мерой его оценки. Деньги-вознаграждение за честный труд.
Занимать и одалживать в понимании дошкольника должно означать : брать у кого-то и давать-кому-то, причем не обязательно деньги. Объяснить ребенку, что, если берешь чужую игрушку поиграть на время, следует вернуть ее в срок. Рассказать, что на покупку любой вещи были истрачены деньги родителей владельца этой вещи.
Тратим разумно, сберегаем и экономим.
Умение разумно распоряжаться деньгами неразрывно связано с умением сберегать. Прежде всего надо дать ребенку понять, что если Вы идете в магазин, то это вовсе не означает, что вы обязательно ему что-то купите. Подарите ребенку копилку. Ребенку следует объяснить условия накопления и предоставить выбор: потратить деньги или пополнить свою копилку. Объяснить, что, если экономить и копить дольше, можно накопить больше и рассчитывать на более дорогую покупку. В результате усилий у ребенка сформируется навык бережливости и усвоится суть сбережений – достижение определенной цели.
Покупаем, продаем и обмениваем.
После того как у ребенка сформировано уважительное отношение к деньгам, как к ценности, в которой заключен труд его родителей, а также понимание ого, что количество денег в семье всегда ограничено, можно переходить к выработке важного умения-отличать желание от потребности. Надо объяснить ребенку разницу между потребностью и желанием. В беседе с ребенком следует спокойно задавать ему наводящие вопросы, например, что будет, если всю зарплату истратить на игрушки?
Учимся планировать
Основная задача- объяснить важность планирования жизни человека. В старшем дошкольном возрасте очень важно привить ребенку навыки планирования, так как это будет необходимо ему в дальнейшей жизни, прежде всего при обучении в школе, и поможет ему расти более организованным, грамотно распределять свое время. Начать обучение с совместного планирования покупок перед походом в магазин. Надо дать ребенку осуществить покупки по составленному плану под контролем родителей.
Методы и приемы работы с детьми по финансовой грамотности.
• Беседы;
• сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры;
• чтение стихов, сказок, пословиц, поговорок;
• тематические занятия;
• интеллектуальные игры и развлечения;
• походы в магазин, аптеку, сбербанк и тд.
Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. К. Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.
Взаимодействие с семьей
Семья-основа формирования предпосылок финансовой грамотности, которая является культурной базой, образцом социально- нравственных отношений.
• Создание и обогащение развивающей среды
• Консультации
• Родительские собрания
• анкетирование