Костенко Юлия
Консультация «Финансовая грамотность для дошкольников»
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ — Финансовая грамотность – это те знания, умения и навыки, которые необходимы человеку для принятия разумных финансовых решений, а также для достижения финансового благополучия.
Финансово грамотный человек – это человек, который:
Публикация «Консультация „Финансовая грамотность для дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
умеет грамотно обращаться с денежными средствами, сохраняет и приумножает их;
ведет учёт доходов и расходов;
ориентируется в экономической обстановке страны;
может распознать признаки финансового мошенничества;
выполняет свои обязательства налогоплательщика;
умеет ориентироваться в банковских услугах.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ – Экономическое воспитание — это процесс, который направлен на взаимодействия взрослого и ребёнка.
Возникают вопросы:
- Когда же нужно начать знакомство с экономикой?
- Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста?
- Как организовать и проводить с дошкольниками образовательную работу в увлекательной игровой форме?
Когда же следует начинать знакомство с экономикой? С какого возраста человек должен узнать о мире экономических отношений?
Современная жизнь диктует нам свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в самом начале дошкольного возраста — когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Конечно, ребенок-дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с педагогом и родителями путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.
В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада, а также складываются представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями : деньги, труд, товар, цена — и этическими: честность, щедрость, экономность.
Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями учатся ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей. У них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т. п., о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) Россиии других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.
Еще одна наша с вами задача – помочь малышам с раннего детства сформировать полезные экономические навыки и привычки. В частности, беречь свои и чужие вещи, поддерживать порядок, экономить свет и воду.
Кто из участников образовательного процесса должен принимать участие по формированию у детей финансовой грамотности?
Деятельность по формированию у детей финансовой грамотности ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители.
Схема педагог-воспитанник включает в себя: комплексно-тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения – все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Экскурсии с целью знакомства с людьми разных профессий.
Все мы знаем, что ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста - ИГРА.
На наш взгляд, формирование основ финансовой грамотности должно проходить на основе сюжетно-ролевых игр, КАКИХ? «Магазин», «Кафе», «Супермаркет», «Ярмарка» и т. д. Это не будет чем-то вырывающимся из контекста дошкольного образования и в то же время, поможет ребенку социализироваться.
Так в старшем дошкольном возрасте дети с интересом играют в игру "Что?Где?Когда?" Дети играя в игру считают себя взрослыми, и лечге и с интересом усваивают информацию.