Фидания Сахбутдинова
ФГОС и народная педагогика: точки соприкосновения
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС И НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА : точки соприкосновения
Ахметова Халида Галлямовна,
воспитатель МБДОУ №64,
города Нижнекамска, Республика Татарстан.
Федеральные государственные образовательные стандарты нацеливают педагогов на важную часть общей образовательной работы с дошкольниками: социально-коммуникативное развитие, основными задачами которого являются - формирование первичных представлений о себе, семье, обществе, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, усвоение моральных и нравственных ценностей, принятых в обществе.
Публикация «ФГОС и народная педагогика: точки соприкосновения» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
В этой части ФГОС коррелирует с основами народной педагогики, о которой и пойдёт речь в этой статье.
Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры каждого народа. Видные исследователи народной культуры и педагогики Каюм Насыйри, Константин Ушинский, Ризаэтдин Фахретдин в своих трудах наглядно показали глубокую неразрывную взаимосвязь народной и официальной педагогик. Широко опирались на идеи народного опыта Ян Амос Коменский, Иоганн Песталоции, Лев Толстой. Народная мудрость, совокупность знаний и навыков воспитания, сохранившаяся в этнокультурных традициях, народном этическом и художественном творчестве, национально-специфических устойчивых формах общения и взаимодействия представителей различных поколений друг с другом - является важнейшим средством обеспечения единства и преемственности поколений, целостности любого этноса. Требования к воспитанию в народной педагогике преимущественно извлекаются из устного народного творчества - фольклора. Фольклор, таким образом, является квинтэссенцией народной мудрости, сохранённой в веках.
Одним из определяющих компонентов воспитания в народной педагогике выступает передача национальных традиций в процессе взаимодействия поколений. С древнейших времен сохранились традиции ухода за малолетними детьми, воспитания подростков и юношей, подготовки к семейной жизни, а также соответствующие устойчивые дидактические принципы.
В современных условиях педагоги дошкольного образования при внедрении ФГОС, с удовольствием опираются на народные традиции, отдавая дань таким незыблемым столпам народной педагогики, как
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, народу
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
- формирование безопасного, дружелюбного, осознанно- правильного поведения в быту, социуме, природе
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
В народном сознании четко выражены идеи добра и зла, ценности, черты и качества, поощряемые и осуждаемые в народе (например, "трудолюбие - лень", "героизм - предательство"). Национальное своеобразие воспитания проявляется у каждого народа как свое отличительное, самобытное (культура, язык, обычаи, традиции). Это своеобразие мы видим также в поведении людей, умении разговаривать и обсуждать какие-либо проблемы, выстраивать взаимоотношения и налаживать сотрудничество. Издавна в народе считали, что искренность, доброта, трудолюбие - наилучшие качества, которые могут проявиться в человеке. Народные праздники, ритуалы, эпос, легенды, сказки, пословицы и поговорки, в которых воплощена народная мудрость, особенно богаты морально-этическими назиданиями, наставлениями, во многом отражают бесценный педагогический опыт, направленный на приобщение к богатствам национальной, а через них – и мировой культуры, приобщение к общенациональным ценностям, следование нравственным законам жизни.
Процесс воспитания человека основан на лучших примерах и образцах поведения, наблюдениях за живой природой. Природа – один из важнейших факторов народной педагогики, это не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. В большинстве своем человек всегда чувствовал и понимал природу, бережно откосился к ней, обожествлял ее силы, восхищался ее творениями и явлениями. Эта часть социально – коммуникативного воспитания тесно связана с такими направлениями ФГОС как познавательное развитие, патриотическое воспитание, формирование экологической культуры, и подразумевает
- расширение представлений ребёнка о природе родного края и страны, деятельности человека в природе
- формирование эмоционально – положительных чувств и представлений о окружающем
- воспитание любви к родной природе, родному языку, фольклору.
Решающее значение в достижении поставленных целей приобретает качество взаимодействия взрослого с детьми. Позиция равноправия, сотрудничества, принятия ребёнка во всех его проявлениях, формирование толерантности и гражданской идентичности является основным условием полноценного социально - коммуникативного воспитания в условиях ДОУ. При этом большим подспорьем в организации образовательной работы должна стать именно народная педагогика, формирование любви к своему этносу, языку при уважении традиций и особенностей культуры других народов.
Воспитание согласия и взаимопонимания между людьми и народами относится к числу проблем, которые поставлены всем ходом развития человечества. Исторически сложилось так, что на территории Татарстана жили и живут бок о бок в дружбе и согласии татары, русские, чуваши, марийцы, мордва, башкиры, украинцы, удмурты. Поэтому наши предки всегда стремились к взаимопониманию и национальной толерантности, при сохранении своего языка и культуры. Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове.
Проблема родного слова, как фактора воспитания – одна из важных, насущных проблем воспитательной работы в Республике Татарстан. Федеральные государственные образовательные стандарты дают установку педагогам на формирование прочной любви к родному языку. Воспитатели на практике должны применять самые лучшие, самые сильные и сокровенные стороны родного слова.
Большую ценность в этом плане имеют труды татарского народного просветителя К. Насыйри, который создал первые оригинальные произведения в области татарского языкознания. К Насыйри составил грамматику татарского языка, объяснительные словари и правила правописания, занимался собиранием фольклора. Каюм Насыйри писал: «Если мы более внимательно будем изучать свой язык, убедимся, что он по наличию слов, названий и понятий, вообще во всём своём построении нисколько не уступает другим языкам».
Таким образом, социально - коммуникативное развитие дошкольников тесно связано с народной педагогикой. Передача подрастающему поколению социально-нравственных ценностей предшествующих поколений, прогрессивных традиций народа осуществляется через труд, созидательную деятельность, и приобщение молодёжи к своей истории и произведениям народного творчества, родной природе, языку. Признание, понимание, принятие особенностей каждого человека и народа в целом реализуются во взаимодействии, в информационной, коммуникативной сферах, передаче опыта и культурного наследия от поколения к поколению.