Краснова Светлана
ФГОС ДО— стандарт развития и возможностей
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС ДО – стандарт развития и возможности.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольника. С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования большое внимание уделяется работе с родителями.
Публикация «ФГОС до — стандарт развития и возможностей» размещена в разделах
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.
Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
С этой целью используются активные формы и методы работы с родителями:
• посещение семей воспитанников на дому;
• общие и групповые родительские собрания;
• консультации;
• занятия с участием родителей;
• выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
• совместные экскурсии;
• участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
• работа с родительским комитетом группы;
• беседы с детьми и родителями;
• семинар – практикум;
• родительские уголки,
• папки - передвижки
Досуговые методы в работе с родителями оказались самым привлекательными, востребованными, полезными, но и самым трудными в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Требования к психолого-педагогическим условиям, которые создает педагог для гармоничного развития дошкольника.
• Уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
• Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным особенностям.
• Поддержание положительного, доброжелательного отношения друг к другу, взаимодействие в разных видах деятельности.
• Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
• Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
• Защита от всех форм физического и психологического насилия.
• Построение взаимодействия с семьями воспитанников, для их полно-ценного развития.
Игры – инсценировки и театрализованная деятельность ставят перед детьми задачи организовываться в группы, договариваться, осуществлять подготовительную деятельность, умение пригласить зрителей. Показывая сценку или спектакль ребенок примеряет на себя взятые роли, переживает эмоции героев.
При этом особое внимание уделяется детскому экспериментированию, которое способствует формированию гармонично развитой личности дошкольника. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Уголок для самостоятельной деятельности ребенка, его лучший друг. В уголках дети могут самостоятельно организовывать свою деятельность, выбирать с кем играть, формируются навыки общения, культурного поведения в игре.
Творческие уголки помогают ребенку развивать свои способности, закрепляют навыки рисования.
Дидактическая игра развивает основные позновательные процессы: сравнение, умозаключение, анализ, способствуют формированию подвижности и гибкости ума.
Для выполнения выше перечисленных требований у педагогиче-ского работника должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников.
• Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка
• Организация конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников, материалов.
• Построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития воспитанников.
• Открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников.
Требования к результатам.
Целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня ДО.
• Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность, способен выбирать себе род занятий, участников деятельности, способен воплощать разнообразные замыслы.
• Ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
• Ребенок обладает развитым воображением, фантазией, способен к творчеству, владеет разными формами и видами игры, умеет подчи-няться разным правилам и социальным нормам.
• Развиты творческие способности.
• Развита крупная и мелкая моторика.
• Способен к волевым усилиям.
• Проявляет любознательность, наблюдает, экспериментирует.
Литературный список.
1. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М. : ТЦ Сфера, 2005. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). 4. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - М. : Айрис — пресс, 2006.
2. Изгаршева В. М., Сафонова Е. А., лебедева Е. А., Детский сад: Книга для заведующих; Просвещение, 1982.
3. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 3-е изд., исправ. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2001.-. Новиков, Н. И. Из трактата «О воспитании и наставлении детей» // Умом и сердцем / Н. И. Новиков. – М. : 1989.
4. Лещинский В. И., Кульневич С. В. Учимся управлять собой и детьми. – М. : Просвещение, ВЛАДОС, 2005.
5. Профессиональная педагогика: категория, понятия, дифиниции: сборник науч. Тр. Выпуск №4, 2006.
6. Сайт ФГОС ДО presentation.ru.
7. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (В части касающейся дошкольных образовательных учреждений)
https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/8/obrazovatelnyy_standart.docx