Боженова Нелли Дмитриевна
Об изменениях в ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 "О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413"
6. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
личностным, включающим: метапредметным, включающим: предметным, включающим
• осознание обучающимися российской гражданской идентичности;
• готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;
Публикация «Об изменениях в ФГОС» размещена в разделах
• наличие мотивации к обучению и личностному развитию;
• целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы; • освоенные обучающимися межпредмет-ные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);
• способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планиро-ванию и осуществлению учебной деятель-ности, организации учебного сотрудни-чества с педагогическими работ-никами и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
• овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
• освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области.
•
Личностные результаты освоения основной образовательной программы обучающимися должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентации, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.
Стандарт определяет элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем и творческой деятельности) освоения основной образовательной программы с учетом необходимости сохранения фундаментального характера образования, специфики изучаемых учебных предметов и ориентирован на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки (далее - предметные результаты).
ПО НАПРАВЛЕНИЯМ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
гражданского воспитания:
• сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
• осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
• принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
• готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
• готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;
• умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
• готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
• сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
• ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
• идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
• духовно-нравственного воспитания:
• осознание духовных ценностей российского народа;
• сформированность нравственного сознания, этического поведения;
• способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
• осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
• ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
эстетического воспитания:
• эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;
• способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
• убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
• готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;
физического воспитания:
• сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
• потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
• активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;
• трудового воспитания:
• готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
• готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
• интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
• готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
экологического воспитания:
• сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
• планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
• активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
• умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
• расширение опыта деятельности экологической направленности;
• ценности научного познания:
• сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
• совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
• осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
ДОСТИЖЕНИЕ
Личностные результаты освоения основной образовательной программы достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность,
в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения,
и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества и старшему поколению,
закону и правопорядку,
труду, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
• самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;
• устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;
• определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
• выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
• вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
• развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
б) базовые исследовательские действия:
• владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
• способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
• овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
• формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
• ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
• выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
• анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
• давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
• разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
• осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;
• уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
• уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
• выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
• ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
• владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
• создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
• оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;
• использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
• владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
8.2. Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
• осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
• распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
• владеть различными способами общения и взаимодействия;
• аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
• развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
• выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
• принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной: работы;
• оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
• предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
• координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
• осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
8.3. Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
• самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
• самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
• давать оценку новым ситуациям;
• расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
• делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
• оценивать приобретенный опыт;
• способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
• давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
• владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
• использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
• уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
• самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
• саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
• внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
• эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
• социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:
• принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
• принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
• признавать свое право и право других людей на ошибки;
• развивать способность понимать мир с позиции другого человека. Требования к предметным результатам:
• формулируются в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и конкретных умений;
• формулируются на основе документов стратегического планирования с учетом результатов проводимых на федеральном уровне процедур оценки качества образования (всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования, международных сравнительных исследований);
• определяют минимум содержания среднего общего образования, изучение которого гарантирует государство, построенного в логике изучения каждого учебного предмета;
• определяют требования к результатам освоения основной образовательной программы по учебным предметам на базовом и углубленном уровнях и ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоения основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.
• обеспечивают возможность дальнейшего успешного профессионального обучения и профессиональной деятельности.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоения основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения и профессиональной деятельности.
В адаптированных основных образовательных программах требования к личностным результатам дополняются специальными результатами коррекционно-развивающей работы по развитию жизненной компетенции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.