Евгения Булычева
Фестиваль туризма «Лесная азбука» (с участием родителей)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- организация двигательной активности детей на свежем воздухе;
- оздоровление детей;
- формирование основ здорового образа жизни;
- совершенствование двигательных навыков и физических качеств: выносливости, ловкости, быстроты, силы;
- приобретение детьми теоретических и практических туристских знаний и умений;
- закрепление знаний о природе родного края, животном и растительном мире Зауралья;
- закрепление элементарных знаний по оказанию первой медицинской помощи;
Публикация «Фестиваль туризма „Лесная азбука“ (с участием родителей)» размещена в разделах
- формирование эмоционально положительного отношения друг к другу, воспитание коллективизма, взаимопомощи; любви к родному краю, бережного отношения к природе;
- содействие формированию гармоничных взаимоотношений между детьми и родителями, привлечение родителей к участию в жизни детского сада.
Предварительная работа. Консультации для воспитателей по подготовке и проведению фестиваля туризма. Занятия познавательной направленности с детьми на тему туризма, придумывание названия команды, девиза, разучивание стихов, речёвок, песен на туристическую тематику, изготовление эмблем. Оформление грамот участникам фестиваля с указанием номинации.
Организация. Фестиваль туризма проходит на спортивной площадке и стадионе МДОУ № 18, где заранее организуются места для проведения конкурсов, посадочные места, площадка для соревнований, музыкальное сопровождение, место для импровизированного стола, устанавливаются палатки. Участниками фестиваля являются дети подготовительной к школе группы, родители, педагоги МДОУ № 16 «Колокольчик» и МДОУ № 18 «Ромашка».
Оборудование. Детские рюкзаки по количеству детей, костюмы туриста и Рассеянного, чемодан, 2 больших рюкзака с туристическим снаряжением, стрелки-ориентиры, листья деревьев, палатки, поленья для костра, аптечка с медикаментами, 2 удочки, жестяные рыбки, 2 обруча, 2 ведра, корзина с грибами, бумажные языки пламени для костра, гитара, угощение для пикника, чай в термосах, кружки по количеству участников, грамоты.
Ход фестиваля.
Дети, родители, педагоги с рюкзаками за плечами, с туристическими эмблемами на груди выстраиваются в две шеренги на спортивной площадке. К ним, напевая, подходи Турист.
Турист (воспитатель в туристической одежде):
Собирайся, лихой народ!
Мы отправляемся в поход!
Здравствуйте, ребята! Я сегодня отправляюсь на турслёт! Вы со мной?
Дети. Да!
Турист. Тогда давайте для начала разделимся на команды и представимся.
Дети произносят названия своих команд и девиз, перестраиваются в две колонны, с речёвкой отправляются в путь.
Кто шагает с рюкзаком?
Мы, туристы!
Кто со скукой не знаком?
Мы, туристы!
Нас вперед ведут.
Дороги!
Наш девиз:
«Всегда вперед!»
Эй, ребята,
Тверже шаг!
Что турист берет в дорогу?
Песню, ложку и рюкзак!
Мы голодные как звери!
Открывайте шире двери!
Нам еда полезна будет,
Силы новые разбудит.
Кто отстал?
Не отставай!
Кто устал?
Не унывай.
Кто идти захочет с нами —
Нашу песню запевай!
Навстречу им выбегает Рассеянный (педагог, очень тепло одетый).
Рассеянный. Я тоже хочу в поход!
Турист. Кого я вижу! Рассеянный с улицы Бассейной! Как всегда все забыл. Даже забыл поздороваться.
Рассеянный. И, правда, забыл. Здравствуйте, ребята! Здравствуй, дорогой мой друг!
Турист. Здравствуй, Рассеянный! Что с тобой? (Оглядывает его со всех сторон).
Рассеянный. А что такое?
Турист. Как-то ты странно одет. Настоящие туристы никогда не оденутся, как ты.
Рассеянный. А кто такие туристы?
Турист. Туристы — это люди, которые любят путешествовать. Отправляясь в поход, они надевают удобную одежду.
Рассеянный. Чем тебе не нравится моя одежда? Я шубу одел, чтобы ночью не замерзнуть; теплые сапоги с тремя парами носков, чтобы ноги не промокли. Голову прикрыл сковородкой, чтобы она служила мне шлемом. А то вдруг что-нибудь на голову свалится.
Турист. Ребята, можно так одеваться для похода? Как правильно одеваются для путешествия в лес? (Ответы детей).
Турист. Слушай, Рассеянный, ребят. Сейчас тепло. И достаточно надеть курточку, брюки, кеды или кроссовки, а на голову бейсболку, чтобы не напекло солнце.
Рассеянный. Сейчас все лишнее сниму и стану настоящим туристом. (Снимает лишнюю одежду, надевает кеды и бейсболку.)
Рассеянный. Ну, как? Уже, можно идти?
Турист. Подожди немножко. Я вижу, что ты все вещи сложил в чемодан. В поход ходят не с чемоданом, а с чем? Подскажите, ребята!
Дети. С рюкзаком!
Турист. Открывай свой чемодан, покажи, что ты взял с собой.
Рассеянный открывает чемодан и вываливает кучу вещей.
Турист. Ну, Рассеянный, ты взял много лишних вещей. Сейчас ребята тебе помогут выбрать вещи, которые нам пригодятся в походе.
Игра «Что нужно для похода»
Педагог называет предметы необходимые в походе (например: хлеб, соль, сахар, чай, котелок, ложка, коврик, вода в бутылке, кружка, мыло, походная аптечка, фонарик) – дети хлопают в ладоши; предметы, которые не берут с собой в поход (холодильник, настольная лампа, письменный стол, компьютер, телевизор и т. д.) – дети топают ногами.
Турист. Чтобы рюкзак было удобно нести, его надо правильно уложить. Мягкие вещи (полотенце, коврик и запасную одежду положите вдоль задней стенки, чтобы вашей спине было мягко. Вниз кладут вещи более тяжелые, например, пищу (картошку, крупу). Повыше — остальные продукты — хлеб, чай, сахар, соль. У передней стороны рюкзака помещают миску, сверху— кружку, а сбоку, завернутые в бумагу или целлофан вилку, ложку и нож. В наружный карман можно положить мыло, расческу, маленькую походную аптечку.
Рассеянный. Давайте попробуем собрать рюкзак правильно.
Эстафета «Укладка рюкзака»
Участвуют 2 команды по 8 человек. Перед каждой командой вещи: фляжка, коврик, кружка, ложка, мыло в мыльнице, полотенце. На расстоянии 4—5 метров от них находится рюкзак. По очереди дети берут любой предмет и укладывают его в рюкзак. Побеждает команда, быстрее собравшая рюкзак. Турист и Рассеянный проверяют, правильно ли дети уложили вещи.
Рассеянный надевает рюкзак.
Рассеянный. Ребята! Я понял, почему в поход не ходят с чемоданом. Если нести рюкзак за спиной, то руки будут свободны.
Турист. Я еще возьму с собой нитки, иголку и несколько пуговиц (показывает.) Вот они у меня в отдельной коробочке. Вдруг в походе зацепишься за сучок, порвешь одежду, тогда они нам и пригодятся. А еще заверну в целлофан спички, чтобы они не отсырели.
Рассеянный.
Мой рюкзак всегда со мной.
Дом походный за спиной.
Турист.
Отправляемся мы в путь.
Приключения нас ждут.
Мы по стрелкам пойдём
И дорогу быстро найдём.
Дети строятся в 2 колонны друг за другом. Ориентируясь по заранее разложенным указателям (стрелкам, ищут дорогу на поляну (стадион детского сада). Рассматривают деревья и кустарники, встречающиеся у них на пути (тополь, берёза, сирень, яблоня и др.).
Игра «Угадай дерево по листу»
Детям демонстрируются различные листья деревьев. Внимательно рассмотрев их, дети должны назвать с каких деревьев эти листья.
У, ну-ка, ребятки,
Отгадайте загадки…
Загадки о деревьях:
Что же за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
У меня длинней иголки,
Чем у зелёной ёлки.
Если расту не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)
Когда будет лето
В самом разгаре,
Нам дерево это
«Снежинки» подарит. (Тополь)
У дерева этого листья немножко
Похожи на пальцы раскрытой ладошки.
Какое же дерево шлёт нам поклон?
Не дуб, не берёза, а дерево… (клён).
Турист знакомит детей с тем, под каким деревом безопаснее всего находиться во время грозы и можно разбить палатку (например, под дубом, сосной, елью, тополем находиться опасно, под берёзой – нет, нельзя прятаться под одиноко стоящим деревом).
Турист. Запомните: если будет гроза, под деревьями лучше не прятаться. Лучше переждать ее около кустов, в низинах. А самое лучшее - заранее построить для себя шалаш из сучьев и ветвей или разбить палатку.
Выходят на стадион, где установлены туристические палатки. Дети рассматривают палатки, турист рассказывает, как правильно установить палатку.
Турист. Ребята, пора нам делать привал. А на привале нужно уметь развести костёр, чтобы приготовить себе пищу, обогреться, просушить одежду. Как вы думаете, что нам необходимо, чтобы развести костёр? (Ответы детей).
Дети собирают хворост и дрова для костра.
Турист показывает детям, как соорудить различные типы костров («Колодец», «Шалаш»).
Эстафета «Разведи костёр»
Участвуют по 5 человек из каждой команды. Первые четыре участника поочерёдно относят по одному полену к месту разведения костра (в обруч, пятый игрок – складывает из них костёр в виде колодца. Чья команда быстрее «разведёт» костёр.
Турист. Наши костры готовы. Ну, а сейчас я устроюсь рыбачить на берегу. Вы пойдёте со мной на рыбалку?
Эстафета «Рыбалка»
Участвуют 2 команды по 8 человек. На расстоянии 4—5 метров от каждой команды находятся обручи с лежащими в них жестяными рыбками, рядом с обручами стоят ведерки. Первый участник держит «удочку» с магнитом, прикрепленным к концу лески. Каждый играющий должен поймать одну рыбку, снять её с «удочки», положить в ведерко и передать «удочку» следующему игроку.
Ведёрки с рыбой весят над костром, «варят уху».
Рассеянный. Ой, ой, ой! Я чистил рыбу на уху и порезал себе палец! Что мне делать? Помогите мне!
Дети-санитары достают аптечку, промывают рану, смазывают зелёнкой, забинтовывают палец.
Турист. А сейчас мы проверим ваши знания и узнаем, достойны ли вы носить звание настоящих туристов.
«Конкурс эрудитов»
Командам по очереди предлагается ответить на ряд вопросов:
1. Какие виды туризма вы знаете? (Велосипедный, пеший, горный, конный, автомобильный, водный и т. д.).
2. Какие части света вы знаете? (Север, юг, запад, восток).
3. Где восходит солнце? (На востоке). Где заходит солнце? (На западе).
4. Каких зверей надо опасаться в лесу? (Хищных: волка, кабана, медведя; лося).
5. Можно ли пить воду из рек, озёр и других источников? (Нет, её можно пить только после фильтрации и кипячения в течение 10 минут).
6. Как себя правильно вести в лесу? (Нельзя далеко уходить от взрослых, мусорить, разорять гнёзда и муравейники, нельзя разжигать вблизи деревьев костёр, шуметь, обижать лесных жителей, ломать деревья, охапками рвать цветы).
7. Можно ли брать из леса найденных детёнышей животных и птиц? (Нет).
8. Как называется предмет, с помощью которого узнают части света, который помогает туристу ориентироваться на местности? (Компас).
Рассеянный (появляется с корзиной грибов). Я насобирал грибов. Сейчас вкусный обед приготовим. И будет у нас на первое уха, а на второе – грибы с картошкой.
Турист. Ну-ка, посмотрим, что за грибы ты насобирал!
Рассеянный. Сейчас покажу. Но сначала отгадайте мои загадки про грибы.
Под осиной у дорожки
Он стоит на толстой ножке.
Под осиной жить привык
Нежный … (подосиновик)
Что за гриб? –
Решите сами.
Он – начальник над грибами.
Самый белый, крепкий,
Самый ценный, редкий…
Вы уже сказать должны б:
-Знаем - это … (белый гриб).
Грудно, дружно там и тут
На пеньках грибы растут.
Стоят на ножках тонких
Вокруг пеньков … (опёнки).
Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пестрый, как петрушка,
Ядовитый … (мухомор).
Турист. Стой, Рассеянный. Ребята, а разве можно употреблять в пищу мухоморы? Почему? (Ответы детей).
Ребёнок. «Мы – туристы».
Туристы не любят
Лежать на диване,
А любят шагать
По тропинке лесной.
Бродить по горам,
Отдыхать на поляне
И дальше идти
С рюкзаком за спиной.
А вечером ловко
Поставить палатки,
Когда подступает ночная пора,
Забыть про усталость
И стёртые пятки,
И слушать гитару,
И петь у костра.
Организуется пикник: дети поют песни под гитару «Улыбка», «Вместе весело шагать по просторам» и т. д., садятся вокруг импровизированного костра, пьют чай.
Свободная двигательная деятельность детей на спортивной площадке.
Итоговая работа: свои впечатления о фестивале туризма дети и родители отображают в рисунках, затем проходит выставка работ, оформляется фотоколлаж «Лесная азбука».