марина герасименко
Феномен леворукости. Выявление и обучение леворуких детей
▼ Скачать + Заказать документы
За множеством серьезных трудностей, стоящих перед образовательной системой нашей страны в настоящее время, о проблеме левшей забыли, видимо, не считая ее первостепенной в сравнении с такими серьезными проблемами, как подростковая преступность, наркомания, беспризорность.
Но еще в XIX в. итальянский психиатр Чезаре Ломброзо писал о том, что в тюрьме среди заключенных особенно много левшей, и делал вывод, что именно левши более склонны к правонарушениям, чем люди, использую-щие правую руку в качестве ведущей. Многие современные авторы соглашаются с этим мнением.
Публикация «Феномен леворукости, Выявление и обучение леворуких детей» размещена в разделах
Отечественный исследователь феномена детской леворукости нейрофизиолог А. В. Семенович отмечает, что 70% детей с трудностями школьного обучения составляют левши.
Чтобы лучше понять, что такое левшество, приведем два научных толкование этого феномена :
1. Под левшеством понимается левая асимметрия — преобладание левой части над правой в совместном функционировании парных органов. Левшество не сводится лишь к леворукости, оно возможно в функциях всех парных органов.
2. Виды асимметрий: моторные (рук и ног, сенсорные (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса). В 1981 г. выделена психическая асимметрия. Присущее каждому данному человеку сочетание моторных и сенсорных асимметрий — индивидуальный профиль функциональных асимметрий.
3. Леворукость — преимущественное пользование левой рукой при выполнении различных действий.
Сюда не относится вынужденная леворукость вследствие перенесенных различных заболеваний.
Леворукость и праворукость обусловлены генотипически. По данным разных авторов, леворукие дети составляет 2,4% если папа и мама правши, 17,2% — если один из родителей левша, и 42% — если оба родителя левши. Есть случаи конкордантности - согласованности по леворукости у однояйцевых близнецов, и врожденная способность использовать праву и левую руку относительно одинаково амбидекстрия.
Феномен леворукости встречается чаще среди детей, чем среди взрослых. Многие из тех, кто считает себя правшами, на самом деле скрытые левши со стертыми признаками леворукости.
Морфологические особенности леворуких людей.
- Левая рука несколько больше правой.
- Ноготь левого мизинца несколько шире.
- Более развиты вены на тыльной стороне левой кисти.
- Более подвижна мимика левой половины лица.
Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) у лиц с леворукостью выявляет следующие особенности в работе головного мозга: уменьшенный процент «альфа»-волн и увеличение процента «медленных» волн; повышенная чувствительность к гипервентиляции.
По данным статистики: на Земле леворуких людей -10%, и прослеживается тенденция к увеличению их числа. Физиологически леворукость обусловлена особенностями функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга.
Психофизиологические особенности леворуких людей.
Плохая зрительно-двигательная координация. Это может выражаться в плохом почерке, в трудностях при срисовывании различных графических изображений.
Различные речевые нарушения. Наиболее часто проявляются в ошибках при звуковом анализе. И. Макарьев в своей книге «Если ваш ребенок левша» приводит неутешительные данные о том, что заикается каждый третий леворукий ребенок.
Особенности пространственного восприятия. Это искажение форм и пропорций фигур, зеркальность движений (письма). Плохая зрительная память (как правило).
Сложности концентрации и переключения внимания на фоне его общей слабости.
Эмоционально-психологические особенности леворуких.
повышенная эмоциональная чувствительность;
ранимость;
быстрая утомляемость, как следствие этого — ограниченная работоспособность;
высокий уровень креативности;
ярко выраженные способности к оригинальному художественному творче-ству;
раздражительность и обидчивость;
подверженность различным страхам (боязливость);
низкий уровень самоконтроля;
пониженный эмоциональный фон (преобладание плохого настроения);
комфортность (склонность к пассивному восприятию действительности);
совестливость;
робость;
повышенный уровень тревожности;
эстетическая впечатлительность.
В России, в силу различных причин, проблемами адаптации леворуких детей к жизни не занимались вплоть до конца XX в. Невнимательное, а порой и пренебрежительное отношение к особенностям леворуких, к сожалению, встречается и сейчас. Это происходит отчасти потому, что педагоги и психологи не помогают левше с раннего детства раскрыть свой потенциал и легче адаптироваться к социуму. Если же не отворачиваться и тем более не пытаться переделать на правый «нормальный» лад личность леворукого ребенка, а помочь ему развить присущие ему способности для более полной интеграции в общество в качестве его равноценного члена, можно достичь замечательных результатов.
В каком возрасте и какими методами можно определять ведущую руку?
Специалисты считают, что целесообразно делать это в 4-5 лет (именно в этом возрасте возникает стойкое предпочтение одной из рук).
Мы рекомендуем использовать для определения рукости систему тестов, разработанную М. Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским.
Эта система включает игровые задания, подобранные с учётом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Бытовые, часто используемые действия дети выполняют обеими руками, что затрудняет выделение ведущей руки. Поэтому некоторые задания мы даем в двух вариантах.
Для того чтобы результаты тестирования были объективными, постарайтесь соблюдать следующие условия:
1. Лучше, чтобы ребёнок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть. •
2. Это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребёнка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребёнком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т. п. будут разложены рядом со столом на низком столике, чтобы ребёнок не видел их, не отвлекался.
Первое задание - рисование. Положите перед ребёнком лист бумаги и карандаш (фломастер, предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребёнка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: «я не умею», «у меня не получится». Можете успокоить малыша: «Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся». Подбодрите его, скажите, что он делает всё верно. В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков. Проследите за тем, чтобы ребёнок правильно и удобно держал ручку или карандаш, не напрягался при выполнении задания, правильно сидел. Во всех заданиях, приведённых ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активное действие.
Второе задание - открывание небольшой коробочки, например спичечного коробка. Ребёнку предлагается несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди спичку (фигуру) в одной из коробочек». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки. Вы можете использовать для этого задания коробочки со счетными палочками.
Третье задание - «Построй колодец из палочек (спичек)».
Четвертое задание - «Игра в мяч». Нужен небольшой мяч (теннисный, который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладётся на стол прямо перед ребёнком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросать мяч в цель, например в корзину, ведёрко, круг.
Пятое задание - вырезание ножницами рисунка по контуру. Можно использовать любую открытку (вырезать цветок, зайчика, узор и т. п.). Учтите, что более активной может быть рука, которой ребёнок держит ножницы, и та, которой он держит открытку. Ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребёнок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Вы можете получить неверный результат, если размер и форма ножниц не соответствуют руке ребёнка. Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото (карт). Все карточки (10-15 штук) ребёнок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки. Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола перед ребёнком и только после этого ещё раз сформулировать задание: «Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их перед собой». Для того чтобы ребёнку было интереснее, попросите его называть то, что нарисовано на карточках.
Шестое задание - нанизывание бисера или пуговиц на иголку с ниткой или шнурок.
Седьмое задание - выполнение вращательных движений. Ребёнку предлагают открыть несколько флаконов, баночек (2-3 шт.) с завинчивающимися крышками. Учтите, ребёнок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить сам пузырёк.
Восьмое задание - развязывание узелков (заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины). Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел). В этом задании бывает трудно выделить ведущую руку, так как развязывание узелков - процесс довольно сложный и ребёнок, как правило, использует обе руки. Можно использовать иной вариант этого задания - составление цепочки из скрепок. Как правило, ребёнок в одной руке держит скрепку, а другую скрепку пытается присоединить.
Девятое задание - построить из кубиков дом, ограду и т. п.
Ведущей является рука, которая чаще берёт, укладывает и поправляет кубики. При складывании кубиков чаще используются обе руки. Кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребёнка, поэтому можно продублировать задание, предложив ребёнку конструктор, мозаику с конкретным заданием.
Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их таблицу. Если при выполнении задания ребёнок активнее работает левой рукой, то ставится знак плюс (+) в графу «Левая рука», при предпочтении правой - в графу «Правая рука». Если одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак плюс ставится в графу «Обе руки».
Десятое задание - для родителей. Это данные о семейной леворукости. Если в семье у ребёнка есть леворукие родственники - родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки, нужно поставить плюс в графу «Левая рука», если нет - в графу «Правая рука». Если вы получили больше семи плюсов в графе «Левая рука», то ребёнок скорее всего леворукий.
Внимательно проанализируйте результаты. Если вы получили все плюсы в графе «Левая рука» за задания 2-9, а за первое - рисование - плюс будет стоять в графе «Правая рука», то это означает, что бытовые действия ребёнок действительно может лучше выполнять левой рукой, а графические - правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой в выполнении графических заданий.
Психологические исследования доказали несостоятельность представления о связи между леворукостью и низким уровнем умственного развития.
Леворукость не может быть препятствием для достижения успеха в жизни. Мы знаем множество замечательных спортсменов, музыкантов, художников, врачей, журналистов - левшей.
Школьные проблемы не являются прямым следствием леворукости. Чаще всего леворукость только сопровождает нарушения в состоянии здоровья и отклонения в развитии, причём те и другие проявления могут иметь как единую общую причину, так и разные факторы, определяющие их возникновение.