Ирина Степанюга
Консультация «Феномен доброты у современных дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В образовательном процессе современного детского сада социально-эмоциональное развитие дошкольников представляет одно из ведущих направлений. Линия развития у детей социальных чувств и гуманистических мотивов является обязательной составляющей образовательного содержания. В каждой образовательной деятельности происходит развитии эмоционального мира дошкольников, гуманных чувств, эстетических переживаний и моральных убеждений. Единство гуманных и эстетических чувств, нравственных переживаний помогает ребёнку правильно строить индивидуально поведении и отношения с окружающими людьми. Актуальность социально –эмоционального развития детей возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором нередко наблюдается дефицит доброты, доброжелательности,культуры общения. Социологи отмечают возрастании в детской среде агрессивности, .эмоциональной неустойчивости,равнодушия к проблемам окружающих людей. Надо отметить современные родители желают,прежде всего развить в детях стремление и лидерству, успеху, самоутверждению, но. к сожалению,забывают о воспитании доброты и милосердия, без которых трудно стать по-настоящему счастливым человеком. В результате недостаточности позитивного опыта на ранних этапах развития у ребёнка впоследствии возникают трудности социальной адаптации, неспособность выразить собственные эмоциональные переживания, неумение распознавать и учитывать чувства других людей, добиваться взаимопонимания.
Публикация «Консультация „Феномен доброты у современных дошкольников“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
Многие отечественные и зарубежные учёны исследователи утверждают, что формирование эмоционального мира человека – важнейшее условие полноценного развития и становления его как личности. Современное дошкольное образовании создаёт условия для формирования внутреннего, уникального мира ребёнка,в котором эмоции и чувства занимают большое место. Воспитание эмоций сохраняет своё ведущее значение на протяжении всего периода дошкольного детства. Эмоциональное развитие дошкольника неразрывно связано с нравственным воспитанием. Под руководством взрослых в процессе социально-эмоционального развития у дошкольников формируется общая гуманистическая направленность поведения,понимания ценности всего,что создано человеком и природой. Особенностью социально- эмоционального развития является то, что его нельзя ограничить определённым местом и временем в образовательном процессе дошкольной организации. Эмоциональный опыт приобретается ребёнком постоянно. Учитывая это,необходимо наполнить жизнь дошкольника в детском саду впечатлениями, которые неуклонно способствовали бы накоплению ценных для развития его личности переживаний.
Воспитание доброты и отзывчивости у дошкольников в социальных акциях.
Для детей дошкольного возраста социальная акция –это участие имеющих социальную значимость событиях,возможность самореализации оказание помощи тем, кто в ней нуждается. С одной стороны,участие в акции позволяет ребёнку освоить социальный опыт внутри социальных отношений,с другой – это активная деятельность по воспроизводству социальных отношений и действий, приводящих к положительному результату. Социальная акция – это хороший способ помочь ребёнку получить опыт сопричастности и научиться творить добро. Почему социальны акции воспитывают у детей дошкольного возраста доброту и отзывчивость?
1. Акции направлены на формировании активной жизненной позиции, они дают представление о том,что от каждого человека,в том числе и от ребёнка,зависит состояние окружающей среды: природы, люди, тех кто нуждается в помощи. Ребёнок способен изменить в лучшую (или худшую) сторону своё окружение (свой мир).
2. С помощью социальных акции происходит не механическое запоминания правил в окружающем мир и воспроизведение знаний а трансформация знаний в отношение опыта. Это своего рода вид культурной практики социальной направленности. Данная форма развивает у дошкольников эмоциональную сферу, формирует отношении, влияет на систему ценностей ребёнка,развитие эмпатии (сопереживание, сочувствие, содействие)и рефлексии (самоанализа).
3. Социальная акция –это возможность участия всех субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей, социальных партнеров).
4. Социальная акция –это всегда результат с «обратной связью», что принципиально важно для позитивной социализации ребёнка – дошкольника. Именно «обратной связи»акция обладает огромным воспитательным потенциалом.
Свою работу я начинала с рассматривания понятия "доброта".
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Доброта — важнейшее нравственное качество, а ее воспитание — первоочередная задача педагога в условиях дефицита доброты и отзывчивости в современном мире. «…доброта — самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое, в конечном счете, верное по пути к личному счастью». Человек должен жить в сфере добра и следовать путями доброты.