Конанова Анна
Факультативный курс «Математика и конструирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Факультативный курс «Математика и конструирование»
1. Пояснительная записка.
Необходимость разработки и внедрения программы в образовательный процесс. Необходимость разработки и внедрения программы в образовательный процесс.
Публикация «Факультативный курс „Математика и конструирование“» размещена в разделах
Для современного этапа развития школьного математического образования характерен переход от экстенсивного обучения к интенсивному. Вновь актуальными становятся проблемы развития интуиции, образного мышления, а также способности мыслить творчески, не стандартно. В настоящее время педагогов и ученых методистов привлек огромный развивающий и образовательный потенциал геометрии. Это объясняется двумя причинами.
Во-первых, в геометрическом материале много общего с художественным восприятием мира, так как большое место в изучении предмета принадлежит образному мышлению. Таким образом геометрический материал позволяет активно использовать наглядно-действенную и наглядно-логическую формы мышления которые наиболее близки детям младшего школьного возраста, и опираясь на которые, дети постепенно выходят на высшую степень мышления – словесно-логическую.
Во-вторых, увеличение объема геометрического материала в начальных классах позволяет более эффективно подготовить учеников к изучению систематического курса геометрии, который вызывает у школьников среднего звена существенные трудности.
Программа составлена для учащихся четвертого класса. Этот возраст характеризуется тем, что у ребенка вырабатываются определенные приемы мышления: сравнение- сопоставление объектов, анализ, абстракция, обобщение, конкретизация. Изучение геометрического материала способствует выработке данных приемов, помогает учащимся перейти от наглядно-действенного вида мышления к теоретическому. Вместе с тем обучение геометрии играет важную роль в формировании пространственного мышления, которое является специфическим видом мыслительной деятельности. Оно имеет место в решении задач, требующих ориентации в практическом и теоретическом пространстве, и рассматривается как разновидность образного мышления. Таким образом, введение геометрического материала в начальной школе способствует более полному развитию личности ребенка
Цель:
создание условий для формирования у детей графических умений и навыков работы с чертежными инструментами, для развития умений выполнять и читать чертежи, создавать модели различных объектов на основе изученного геометрическою материала, а также условия для формирования элементов конструкторского мышлении и усиления связи обучения с практической деятельностью учащихся.
Задачи:
формировать умение ориентироваться в пространстве
- способствовать развитию пространственных представлений, умения мыслить, сравнивать, сопоставлять;
- расширять кругозор детей;
- развивать память, внимание, наблюдательность, речь;
- развивать творческие способности детей.
Отличительные особенности программы.
Основные содержательные линии
С учетом специфики данного учебного предмета в примерной программе выделены четыре содержательные линии, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал : «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности», «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической дея-тельности)», «Домашний труд», «Практика работа».
Особенности возрастной группы.
Содержание программы выбрано с учётом возрастных особенностей детей 4-го класса.
Режим занятий.
Программа разработана для проведения 68 уроков в течение учебного года (2 часа в неделю).
Методы и формы обучения:
Словесные
Наглядные
Практические
Интерактивные методы (Ролевая игра, пары и группы, «Мозговая атака», «Общая дискуссия», проекты, «Общий галдёж», Словесные ассоциации, рисование, воспроизведение информации
2. Основное содержание всех тем
Построение отрезка, равного данному, с использованием циркуля и неоцифрованной линейки.
Виды треугольников. Построение треугольника по трем сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки.
Взаимное расположение геометрических фигур на плоскости.
Изготовление моделей треугольников различных видов.
Изготовление геометрической игрушки «Гнущийся многоугольник» путем перегибания бумажной полосы, составленной из 10 равных равносторонних треугольников.
Правильная треугольная пирамида. Элементы треуголь ной пирамиды: грани, ребра, вершины. Развертка правильной треугольной пирамиды. Построение каркасной модели правильной треугольной пирамиды.
Изготовление модели правильной треугольной пирамиды разными способами: изготовление развертки и склеивание из нее правильной треугольной пирамиды; сплетение из двух полос бумаги, каждая из которых состоит из четырех равных равносторонних треугольников, следующих друг за другом.
Площадь прямоугольника (квадрата). Площадь прямоугольного треугольника.
Изготовление по чертежам аппликаций («Дом», «Бульдозер», выполнение чертежа по рисунку аппликации (на примере аппликации «Паровоз»).
Изготовление по технологическому рисунку композиции «Яхты в море».
Деление окружности на 2, 4, «равных частей.
Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей.
Вычерчивание розеток.
Вписанный в окружность треугольник.
Изготовление моделей предметов на основе деления круга на 8 равных частей (объемный цветок).
Изготовление модели часов.
Изготовление набора для геометрической игры «Танг-рам» и его использование для построения заданных фигур.
Изготовление изделий способом оригами («Лебедь»).
Техническое конструирование и моделирование.
Транспортирующие механизмы: их особенности и назначение.
Изготовление из деталей «Конструктора» модели подъемного крана и транспортера.
3. Требования к уровню подготовки учащихся.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
К концу обучения по данной программе четвероклассники
Должны знать:
Геометрический материал курса выстраивается в после довательности постепенного увеличения числа измерений в изучаемых геометрических фигурах: точка, линии, плоскостные фигуры, пространственные тела и многогранники.
Учащиеся должны уметь:
Практическая деятельность учащихся включает в себя следующие основные этапы:
изготовление чертежа и модели изучаемой геометрической фигуры;
— работа с чертежом или изготовленной моделью с целью выявления основных свойств изучаемой фигуры и обобщения полученных результатов;
— фиксация полученных результатов одним из спосо бов: вербальным, графическим или практическим — и их использование для выполнения последующих заданий;
— изготовление объектов по рисункам, чертежам, технологическим картам, выполнение чертежа по рисунку или готовому объекту.
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
Формы контроля:
- тематический;
- итоговый;
- групповой;
- фронтальный;
- индивидуальный;
- текущая аттестация включает:
• Практические работы;
5. Учебно-методический комплект.
Программа рекомендована Министерством образования к учебному комплекту «Школа России»
под редакцией С. В. Волковой, С. И. Пчелкиной
6. Дополнительные обобщающие материалы.
Литература для учителя:
Математика и конструирование. Пособие для учащихся 4 класса начальной школы, авт. С. И. Волкова, издательство «Просвещение».
5. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование», 1—4 классы. Пособие для учителя, авт. С. И. Волкова, издательство «Просвещение».
Электронные издания:
Программа «Интегрированный УМК для начальной школы»
Компакт диск «Детская энциклопедия КиМ»
Компакт диск «Большая энциклопедия»
Компакт диск «Детская энциклопедия «Мне интересно всё»
Интернет-ресурсы:
Уроки - Начальная школа - Каталог файлов - Учительский портал www.uchportal.ru/load
zakaz@akademkniga.ru
https://cd.animashky.ru
Омский образовательный портал www.omsk.edu.ru/_vmo/_elementary
https://p1.minedu.unibel.by/ru/main.
Начальная школа : : Архив учебных программ - презентации, уроки, тесты. www.rusedu.ru/
https://www.ppoisk.com/
https://www.lenagold.ru
Детские электронные презентации viki.rdf.ru/cd_lena/
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» https://festival.1september.ru/
7. Перечень учебного оборудования и наглядных пособий
Таблицы по геометрии
Чертежные инструменты