Елена Черемушкина
Факультативное занятие с элементами лепки по сказке «Казак — гончар» для старшей группы ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Факультативное занятие по лепке «Глиняная посуда» (региональный компонент) по сказке «Казак - гончар».
Подготовила воспитатель Черемушкина Е. М.
Цель: продолжать знакомить детей с жизнью и бытом казаков, познакомить с новой профессией (гончар, собственными руками создать посуду из глины.
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие в интеграции образовательных областей: «познавательное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие».
Публикация «Факультативное занятие с элементами лепки по сказке „Казак — гончар“ для старшей группы ДОУ» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Гончар. Знакомство с гончарным промыслом
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Материал: глиняная посуда, картинки с глиняной посудой, кусочки глины или пластилина, салфетка, дощечки.
Предварительная работа: чтение сказки «Казак – гончар» лепка шара, скатывание колбаски. Рассматривание выставки гончарных изделий казачьей утвари.
Задачи:
1. Обучающая:
Обучение детей лепить посуду, используя приемы раскатывания, вдавливания уравнивания пальцами края формы
2. Развивающая:
Развитие у детей способности к созданию собственного замысла. Расширение словарного запаса, ознакомление с предметами старины и их старинное название.
3. Техническая:
Закрепление умения раскатывать шар, ладонями, сплющивать его.
4. Воспитательная:
Воспитание усидчивости, желание доводить начатое дело до конца. Радоваться умению изготовления предметов собственными руками.
Ход факультативного мероприятия : чтение сказки (3мин. 50 сек.)
«Казак — гончар»
Жил да был как-то в одной из станиц Кубанской области казак по имени Василь.
В то время как раз не проходило никаких военных действий, и казаки занимались своим хозяйством.
Одни имели какое-нибудь ремесло, другие просто держали скот, а все вместе выращивали пшеницу, кукурузу и другие культуры.
У Василя было большое хозяйство. Куры, утки, гуси, овцы, козы, коровы и лошади. Кроме этого он имел достаточно земли, чтобы и себя прокормить и свою живность.
Но была у казака одна задумка : очень он имел большое желание вылепливать из глины всякую посуду. Никто вокруг не знал об этом его тайном желании. А он всем своим существом хотел стать гончаром.
Услышал он как-то, что в славном граде Екатеринодаре есть казак, в совершенстве владеющий гончарным искусством. Оседлал Василь коня и отправился в Екатеринодар.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело складывается. Отыскал Василь мастера и стал у него учиться. Пробыл он в славном казачьем граде три месяца и три дня.
За это время научился он многому. Учитель сказал, что остальное в гончарном деле постигается в процессе работы, в процессе каждодневного общения с глиной, с творчеством, с природой.
Прибыл Василь в свою станицу и принялся за дело. Привез глины, соорудил небольшой станок для изготовления кувшинов, и каждый день постигал в этом ремесле опыт.
И понял, что учитель был прав, потому что опыта и мудрости набираешься тогда, когда проходишь через свои собственные ошибки. А на чужих ошибках не научишься никогда.
Стали приходить к гончару казаки со всей станицы и покупать глиняную утварь: кувшины для зерна, для вина, горшки для пищи и другую посуду, необходимую станичникам. Василь постепенно изучил, а так же и сам придумал множество секретов в гончарном искусстве и обошел в мудрости сего дела своего учителя, хотя и не знал об этом.
А однажды пришел к Василю в гости сам батька атаман Мудрый. Сначала он осмотрел работы мастера, а затем хозяин пригласил атамана к столу.
Вот сидят они, пьют, едят, и ведут непринужденную беседу. Затем забили люльки табаком, закурили, атаман и спрашивает:
- Ну скажи мне, Василь, почему ты все-таки решил работать гончаром?
- Решил я работать с глиной,- ответил тот,- потому что и мы, люди, вылеплены из нее Богом.
Атаман удивился такому ответу и продолжил:
- Тогда скажи, почему Бог сделал одних людей хорошими, других плохими, а твои горшки все до единого хороши?
- Да, они все красивы, но один я делаю для вина, а другой - для отходов. Хотя впоследствии и тот и другой могут перемениться: тот, что был с вином, может стать под отходы, а в том, который был с отходами, смогут хранить доброе вино.
Батька Мудрый получил свое прозвище от казаков за мудрость, как в военном искусстве, так и в мирной жизни. К нему часто приходили станичники за советом по самым различным вопросам, и батька всем помогал: кому словом, а кому делом.
И теперь ему было очень приятно беседовать с мудрым гончаром и даже не хотелось уходить домой. Он словно встретился с родным человеком. Но пора было расставаться, так как в небе уже светила луна и звезды.
Рассказать о некоторых видах глиняных изделий, об их названии и предназначении (приложение внизу).
Релаксация: «КОНЬ»
Конь меня в дорогу ждёт, Руки за спиной
Бьёт копытом у ворот, поднимание согнутых в коленях ног
На ветру играет гривой покачивание головой
Пышной, сказочно красивой
Быстро на седло вскачу, руки на поясе, подскоки на месте
Не поеду - полечу,
Цок-цок-цок, ускоренные шаги на месте (топот)
Цок – цок – цок,
Там за дальнею рекой обе руки вверх, взмахи
Помашу тебе рукой.
Практическая часть:
- Посмотрите, какой у меня получился кувшин (какого цвета, какой формы). Воспитатель демонстрирует образец.
- Для чего нужен кувшин? миска?
- Как можно слепить миску?
Берём глину или пластилин, не забудем отделить кусочек для ручки. Катаем шарик. Пальчиками вдавливаем, делаем углубление.
Самостоятельная работа:
Дети лепят самостоятельно миски, крынки, кувшины по образцу.
- Теперь мы возьмём свои изделия и поставим на стол. Какая красивая посуда у нас получилась. Давайте порадуемся, какие мы с вами умелые гончары. У нас теперь много казачьей посуды.
Рефлексия:
- Какую сказку мы сегодня читали? («Казак – гончар»)
- Что мы делали перед тем, как вылепить миску, крынку или кувшин? (скатали шар и колбаску)
- Какие названия казачьей посуды вы запомнили? Для чего используется?
- Молодцы. Сейчас идем мыть руки с мылом и оформим выставку для родителей.