Людмила Слободяник
Факультатив «Юный математик».
▼ Скачать + Заказать документы
Факультатив «Юный математик».
Возраст воспитанников: 5-6 лет
Срок реализации программы: 1 год.
Педагог МБДОУ детского сада №8 «Тополёк»
Город Клинцы
Слободяник Л. Н.
Пояснительная записка
по программе обучения формирование элементарных математических представлений (математике).
Публикация «Факультатив „Юный математик“,» размещена в разделах
Обучение дошкольников началам математики отводится важное место в педагогике. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышением внимания к компьютеризации, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи.
В последние десятилетия возникли тревожные тенденции, а именно: в системе образовательной работы детских садов стали использоваться школьные формы обучения, что не соответствует возрастным особенностям детей.
В связи с перестройкой преподавания в начальной школе и в дошкольных учреждениях, а также новыми психологическими исследованиями, задача развития познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста по – прежнему остаётся актуальной на сегодняшний день.
Цель программы: развивать познавательные способности детей средствами дидактических игр математического содержания.
Задачи:
1. Активировать познавательную деятельность детей путё м развития психических процессов: память, внимание, восприятие.
2. Стимулировать максимальную активность при помощи игр математического содержания.
3. Развивать самостоятельность, активность, творчество, направленность на поиск нетрадиционных способов решения, развивать нестандартное мышление.
4. Вызвать живой познавательный интерес к играм математического содержания.
Задача, стоящая перед педагогом дошкольного учреждения, существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную тему ребёнка.
Учебная задача не ставится перед ребёнком прямым образом, он усваивает материал непреднамеренно.
Данная программа способствует внедрению современных подходов к обучению детей дошкольного возраста:
Сочетание практической и игровой деятельности.
Решение детьми проблемных ситуаций.
Умение понимать предложенную задачу и решать её самостоятельно.
В ходе выполнения задания у детей возникает потребность овладеть определёнными знаниями.
Дидактические игры и игровые упражнения предлагаются в определённой системе и последовательности, что очень важно для развития детей.
Предлагаемые игровые упражнения помогут педагогу избежать сухого дидактизма при ознакомлении детей с математическими понятиями (число, цифра, плюс, минус, равно, неравно).
Роль игровых средств в современном обучении возрастает. Психологами доказано, что игровые упражнения помогают ребёнку адаптироваться в учебном процессе и овладеть основами математики.
Дидактические игры и упражнения самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Обучающие игры, предложенные в данной программе, - это вид деятельности, занимаясь которым дети учатся. Это средство для расширения, углубления и закрепления знаний.
Календарно – тематическое планирование.
№
п/п Дата Тема Содержание Практическая
деятельность
1. 1неделя
сентябрь Живые числа. Совершенствовать навыки счёта в прямом порядке в пределах 10. Закреплять знания детей в соотношениях и цифрах в пределах 5. Практические занятия с тетрадью.
Д/и «Живые числа», «Найди свою пару».
Задачи в стихотворной форме в пределах двух.
2. 2неделя
сентябрь Считай дальше. Совершенствовать навыки счёта в прямом порядке в пределах 10. Учить называть числа в обратном порядке. Познакомить со знаками. Игра с мячом «Считай дальше».
Счёт в обратном порядке в пределах 5.
Д/и «Будь внимательным».
3. 3неделя
сентябрь Считай от 5,3,4. Совершенствовать навыки счёта в обратном порядке в пределах 5. Познакомить со знаками +,-. Д/и «Считай дальше», «Весёлый счёт», «У какой цифры больше фантов?».
4. 4неделя
сентябрь Состав числа 3 из двух меньших. Совершенствовать навыки счёта в прямом порядке в пределах 10. Совершенствовать навыки счёта в обратном порядке в пределах 5. Познакомить с составом числа 3 из двух меньших. Закрепить умение увеличивать число 2 на 1. Д/и «Сбежавшие числа».
Работа с прописями.
5. 1неделя
октябрь Состав числа 3 из двух меньших. Совершенствовать навыки счёта в пределах 10. Закреплять умение уменьшать и увеличивать число 3 на 1. Игра с мячом «Считай дальше, считай от…». Работа с прописями. Д/и «Автобус», «Какое число я задумала».
6. 2неделя
октябрь Состав числа 4 из двух меньших. Совершенствовать навыки счёта в пределах 10. Закреплять умение увеличивать и уменьшать число 4 на 1. Работа с прописями.
Д/и «Делаем молча».
7. 3неделя
октябрь Состав числа 4 из двух меньших. Закреплять знания детей о составе числа 4 из двух меньших и составлять из двух большее число. Работа с прописями.
Д/и «Каких чисел не достаёт?», «Какое число я задумала?», «Сколько я спрятала предметов?».
8. 4неделя
октябрь Состав числа 5 из двух меньших. Познакомить с составом числа 5 из двух меньших. Закреплять умение увеличивать число 4 на 1.
Работа с прописями.
Д/и «Поселим числа в домик».
9. 1неделя
ноябрь Состав числа 5 из двух меньших. Учить называть предыдущее и последующее число к названному или обозначенному цифрой. Закреплять знания детей о составе числа 5 из двух меньших и составлять из двух большее число.
Работа с прописями.
Д/и «Назови соседей», «Зайчик и огород».
10. 2неделя
ноябрь Состав числа 6 из двух меньших. Познакомить с составом числа 6 из двух меньших. Закреплять умение увеличивать число 6 на 1.
Работа с прописями.
Д/и «Поселим числа в домик».
11. 3неделя
ноябрь Состав числа 6 из двух меньших. Учить называть предыдущее и последующее число к названному или обозначенному цифрой. Закреплять знания детей о составе числа 6 из двух меньших и составлять из двух большее число.
Работа с прописями.
Д/и «Какой цифры не достаёт?»
12. 4ноябрь Состав числа 7 из двух меньших. Закреплять умение увеличивать число 6 на 1.
Познакомить с составом числа 7 из двух меньших. Работа с прописями.
Д/и «Поселим числа в домик».
13. 1неделя
декабрь Состав числа 7 из двух меньших. Учить называть предыдущее и последующее число к названному или обозначенному цифрой. Закреплять знания детей о составе числа 7 из двух меньших и составлять из двух большее число.
Работа с прописями.
Д/и «Дополни», «Белочка и грибы», «Поселим числа в домик».
14. 2неделя
декабрь Состав числа 8 из двух меньших. Закреплять умение увеличивать и число 7 на 1.
Познакомить с составом числа 8 из двух меньших. Работа с прописями.
Д/и «Математическая дорожка»
15. 3неделя
декабрь Состав числа 8 из двух меньших. Закреплять умение увеличивать и уменьшать число 7 на 1.
Работа с прописями.
Д/и «Что изменилось?», «Математический цветок+1».
16. 4неделя
декабрь Состав числа 9 из двух меньших. Закреплять умение увеличивать число 8 на 1.
Познакомить с составом числа 9 из двух меньших. Работа с прописями.
Д/и «Угадай, сколько здесь грибочков, желудочков», «Меморина».
17. 1неделя
январь Состав числа 9 из двух меньших. Закреплять умение увеличивать и уменьшать число 8 на 1.
Работа с прописями.
Д/и «Математический цветок-1,+1».
18. 2неделя
январь Состав числа 10 из двух меньших. Закреплять умение увеличивать число 9 на 1.
Познакомить с составом числа 10 из двух меньших. Совершенствовать навыки счёта в прямом и обратном порядке. Работа с прописями.
Д/и «Считай дальше», «Считай от …», «Считай от 3 до 5, от 9 до3…».
19. 3неделя
январь Состав числа 10 из двух меньших. Закреплять умение увеличивать и уменьшать число 9 на 1. Закреплять понятие отношений между числами натурального ряда.
Работа с прописями.
Д/и «Математический цветок-1,+1», «Найди пару».
20. 4неделя
январь Повторение. Закреплять умение увеличивать и уменьшать названные числа 1.
Закреплять знания детей о составе названных чисел из двух меньших. Работа с прописями.
Д/и «Найди пару».
21. 1неделя
февраль КВН Закреплять умение увеличивать и уменьшать названные числа 1.
Закреплять знания детей о составе названных чисел из двух меньших. Работа с прописями.
Д/и «Автобус»
22. 2неделя
февраль Логические задачи. Учить решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации. Работа с прописями.
Логические задачи.
23. 3неделя
февраль «Чёт-нечёт». Познакомить детей с чётными и нечётными числами. Работа с прописями.
Д/и «Чёт-нечёт».
24. 4неделя
февраль Счёт двойками. Учить считать двойками. Работа с прописями.
Д/и «Составь группу предметов», «Математические бусы».
25. 1неделя
март Математические задачи Учить отгадывать математические загадки. Закреплять умение решать простые примеры на сложение и вычитание. Работа с прописями.
Математические загадки.
Решение арифметических примеров.
26. 2неделя
март Счёт в пределах 20. Познакомить с составом и образованием каждого из чисел второго десятка Работа с прописями.
Математические загадки.
27. 3неделя
март Счёт в пределах 20. Учить сравнивать группы предметов по количеству, пользоваться математическими знаками =, Работа с прописями.
Математические загадки.
28. 4неделя
март Счёт в пределах 20. Закреплять навыки объединения предметов в группу по общему счёту. Работа с прописями.
Д/и «Составь группу предметов».
29. 1неделя
апрель Решение задач. Учить составлять и решать простые арифметические задачи. Учить записывать используя знаки =,+,-. Работа с прописями.
Решение логических задач.
30. 2неделя
апрель Решение задач. Учить составлять и решать простые арифметические задачи. Учить записывать используя знаки =,+,-. Работа с прописями.
Решение логических задач.
31. 3неделя
апрель Структура задачи. Познакомить детей со структурой задачи Работа с прописями.
Решение логических задач.
32. 4неделя
апрель Счёт двойками. Упражнять в счёте двойками. Работа с прописями.
Решение логических задач.
33. 1неделя
май Составление задач. Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи. Учить записывать используя знаки =,+,-. Работа с прописями.
Решение арифметических задач. Д/и «Какой цифры не стало», «Чёт-нечёт».
34. 2неделя
май Счёт в пределах 20. Учить понимать, что числа от 11 до 20 состоят из одного десятка и разного количества единиц. Работа с прописями.
Д/и «Чёт-нечёт», «Считай не ошибись», «Какой цифры не стало».
35. 3неделя
май Логические задачи «Танграм». Учить составлять модели фигур по образцу. Работа с прописями.
ИГРА «Танграм»,
36.
4неделя
май Математический ринг. Упражнять в счёте по заданию, развивать внимание, наблюдательность, учить различать чётные и нечётные числа. Продолжать учить отгадывать математические загадки. Игры, логические задачи, математические загадки.