Нефотенко Диляра
Факторы влияющие на состояние здоровья детей-сирот дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование здоровья детей - проблема, нетеряющая свою актуальность. На сегодняшний день в нашей стране прослеживается тенденция к ухудшению здоровья граждан, которая может существенно дестабилизировать демографическую ситуацию в стране, поэтому государство уделяет много внимания здоровью населения, в том числе детей-сирот.
К тому, что дети-сироты требуют к себе особого внимания при воспитании и развитии впервые обратил внимание американский ученый Дж. Боулби, отметивший трудности в развитии эмоциональной сферы, когнитивного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей. В трудах ученого было отмечено, что сиротские учреждения не выполняют полноценную роль идеальной модели воспитания, так как большая часть детей-сирот имеют проблемы развития, переживают сложные травмы, нуждаются в существенном внимании со стороны специалистов [2].
Темочки:
К. Д. Чермит отмечает значительное влияние депривации на состояние здоровья и уровень развития детей, находящихся на попечении у государства [10]. В. П. Власова и соавторы отмечают, что среди детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей практически не наблюдаются дети с нормальным уровнем развития и функционирования организма [4]. Л. В. Радионова констатирует, что уже на дошкольном этапе практически здоровые дети составляют не более 10% от общего числа [9].
В исследовании С. П. Дуварова показано, что у большинства детей-сирот раннего возраста уже при поступлении в дом ребенка физическое и нервно-психическое развитие отстает от нормативов здоровых детей [6].
Анализ данных здоровья детей дошкольного возраста, воспитывающихся в детском доме г. Красноярска, показал, что из двадцати двух детей в возрасте от трех до семи лет (на 01.01.2020 г.) двадцать детей имеют заболевания связанные с осложнениями в перинатальном периоде. Нарушение функций опорно-двигательного аппарата наблюдается у 20 воспитанников, также выявлены такие заболевания, как ДЦП, плоскостопие, рахит, недоразвитые конечности, ретинопатия (патология недоношенных детей). Имеются такие нарушения зрения, как косоглазие, миопия (близорукость, нарушения слуха: нейросенсорная тугоухость (слабослышащие, есть неврологические заболевания. У одного ребенка наблюдается эпилепсия, а расстройство аутистического спектра выявлено у двоих детей. У 16 детей выявлены задержка речевого развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Анализ литературы позволил нам выделить три группы факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья детей-сирот : биологические (генетические, психологические и социальные. Рассмотрим их подробнее.
К биологическим факторам относят : наличие наследственных заболеваний, патологии при беременности, ее неправильное течение, угроза выкидыша во время беременности, патологии при родах. К этой же группе можно отнести влияние экологических характеристик окружающей среды, качества питания, в том числе грудного вскармливания, медицинской помощи.
Е. А. Стребелева отмечает, что генетическими факторами обусловлены такие заболевания, как умственная отсталость, нарушения слуха и зрения. Такие заболевания, как правило, являются причинами отказа родителей от детей и помещение их в интернатное учреждение. К нарушению развития ребенка на внутриутробном этапе приводит также инфекционные, токсические, травматические факторы : инфекционные заболевания, перенесенным матерью во время беременности, алкогольная и наркотическая интоксикация являются причинами болезней органов зрения, слуха, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, черепно-лицевых аномалий, возникновения неврозов и нарушений поведения [3, с. 15].
Особо следует остановиться на таком факторе, как употребление матерью алкоголя, наркотических средств. По данным А. Н. Магомедовой, большинство детей, находящихся в интернатных учреждениях, имеет негативную наследственность, в частности, алкоголизм, наркоманию. Именно дети матерей, употреблявших алкоголь во время беременности, имеют такие врожденные физические и психические аномалии, как умственная отсталость, шизофрения [6, с. 45].
В особенно тяжелом положении в детских домах оказываются дети-сироты с такими заболеваниями как аутизм. Они не обеспечены необходимой медико-психологической помощью, зачастую не могут сами себя обслужить, позвать на помочь. В то же время выборочные обследования показывают, что неверная оценка интеллектуальных отклонений у этих детей достигает 50-90% [6, с. 45].
Психологические факторы, такие как наличие эмоциональной и других деприваций (материнской, сенсорной, двигательной и т. д.) могут вызвать задержку умственного и недостаточность эмоционального развития ребенка. Психика ребенка подвергается тяжелому испытанию при разлуке с матерью, когда ее лишают родительских прав, при переводе из привычного учреждения в другое, особенно если это связано с отрывом от братьев и сестер. Основным приобретенным дефектом оказывается задержка и искажение интеллектуального и личностного развития.
У детей, воспитывающихся вне семьи с самого рождения, наблюдаются глубокие личностные отклонения и психологические проблемы. В результате частой смены взрослых, родителей, опекунов, педагогов, ребенок не успевает к ним привязаться, и поэтому у него развивается незаинтересованность в социальных взаимоотношениях. Образ взрослого не ассоциируется у него ни с теплом, ни с любовью. У ребенка в этом случае не формируется доверие к окружающему миру. И. В. Дубровина, проводившая сравнительное исследование детей, воспитывающихся в семье и вне семьи, выяснила, что дети, воспитывающиеся в детских домах, отстают в физическом и психическом развитии [8, с. 16].
По данным А. Н. Магомедовой, во многих случаях (85-92%) дети детских домов не способны к обучению по программе общеобразовательной школы [8, с. 16].
Также сюда относится негативный опыт семейного воспитания, отсутствие возможности усвоения социального опыта родителей, что влечет а собой потенциальные проблемы в построении семейной жизни и отношениях с собственными детьми. Ограниченность социальных контактов, отсутствие всей гаммы социально-ролевых отношений не даёт в полной мере ребенку опробовать свои возможности для адекватного выбора жизненного пути, профессии. Формирование особой ролевой позиции сироты, затруднение процессов саморегуляции и самоконтроля, неразвитость эмоциональной сферы развития, отсутствие способности к эмпатии негативно влияет на отношение общества к детям-сиротам.
Среди социальных факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья детей-сирот социального сиротства типичны безнадзорность и гипоопека. Остро стоит проблема жестокого обращения с детьми (физическое, сексуальное, эмоциональное насилие). Так, анализ внутренних отчетов сотрудников Красноярского детского дома показал, что из 22 детей проживающих в учреждении на данный момент, 17 детей систематически страдали от действий насильственного характера.
По данным А. Н. Магомедовой, отсутствие родительской любви, недоедание, истязания приводят к сенсорной и социальной депривации, отставанию в развитии. У детей-сирот выявляются признаки мозговой дисфункции, энурез, нарушениями познавательной деятельности, эмоциональной неустойчивость [8, с. 16].
Патогенным фактором является отсутствие родительской семьи с благополучной организацией жизни. Отрыв ребенка от матери способствует развитию депривационных психических расстройств. Разлука с матерью, ведет к результатам, трагическим для личности ребенка. Это связано с тем, что привязанность к взрослому человеку является биологической необходимостью и психологическим условием для нормального развития ребенка [8, с. 16]. Между тем, попав в благоприятные условия, ребенок способен догнать сверстников, воспитывающихся в семье.
Влияние социальных факторов выражается в отсутствие стабильного поддерживающего окружения, эмоционально насыщенных длительных и непрерывных связей ребенка с другими людьми, а также отсутствие эмоциональной теплоты со стороны родителей. Также в эту группу факторов входят внешние факторы такие как состояние инфраструктуры учреждения, в котором содержаться дети-сироты, качество воды и пищи, уровень физической активности, вредные привычки, пропаганда ЗОЖ, уровень учебной и общественной нагрузки, уровень медицинского сопровождения, наличие прививок и т. д. Данная группа факторов прямо влияет на состояние здоровья детей : отсутствие прививок провоцирует развитие инфекционных заболеваний, недостаток физической активности провоцирует недостаток развития физической формы и снижение иммунитета, уровень учебной нагрузки влияет на интеллектуальное развитие.
Среди социальных факторов следует назвать и низкое качество воспитательного процесса. В частности, во многих учреждениях интернатского типа не учитываются психические особенности детей; нет понимания того, что здоровье и развитие ребенка зависит не только от правильного питания, режима дня и т. п., но и психологического комфорта; в детских домах сохраняется четкий и регламентированный порядок дня, не дающий возможности для творчества и развития, монотонность жизни, отсутствие свободы выбора в поведении, играх, занятиях и пр.
Для успешной работы в сфере здоровьесбережения детей-сирот, необходимо учитывать данные группы факторов, которые способны оказать существенное влияние на состояние здоровья детей.
Библиографический список
1. Аксенов А. М. Обеспечение психологического здоровья у детей-сирот в условиях образовательного, воспитательного, реабилитационного пространства школы-интерната // Современные проблемы науки и образования, 2014. № 3. С. 636.
2. Антопольская Т. А. Опыт создания развивающей среды и оказания психологической помощи детям-сиротам // Мат. научно-практ. конф. «Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технология, эксперимент». Курск, 2001. С. 22-24.
3. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М. : Просвещение, 2005.
4. Власова В. П. Здоровье детей-сирот в контексте гуманизации современного общества / В. П. Власова, М. В. Куянова // Гуманитарные науки и образование, 2015. № 1 (21). С. 36-40.
5. Вахидова Б. Р. ЗОЖ и детские дома / Б. Р. Вахидова, А. М. Толстых // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий, 2013. № 3 (19). С. 32 -36.
6. Дуваров С. П. Особенности оценки нервно-психического развития детей раннего возраста в условиях Дома ребенка / С. П. Дуваров // Защити меня, 2001. №4. С. 32-37.
7. Лаврентьева З. И., Фуряева Т. В. Технологии социальной работы с детьми-сиротами. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2018 г. 176 с.
8. Магомедова А. Н. Психологические особенности детей-сирот. Мир науки, культуры, образования, 2014. № 3 (46). С. 16-20.
9. Родионова Н. Л. О роли органов управления образованием в работе по социализации воспитанников детских домов//Проблемы школьного воспитания. -2010.-№3.- С. 21-25.
10. Чермит К. Д. Влияние депривации на качество общения ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками и со старшими в процессе игры / К. Д. Чермит, О. А. Исаков, Н. Х. Хакунов // Физическая культура, спорт – наука и практика, 2016. №1. С. 56-62.