ольга литвиненко
Консультация для родителей «Если ребёнок левша?»
▼ Скачать + Заказать документы
13 августа, отмечается Международный день левши. Это неофициальный праздник людей, которые предпочтительно пользуются левой рукой.
Традиционно левшой называют человека, у которого активность левой руки преобладает над правой, соответственно, в процессе использования он отдает ей предпочтение.
Левши составляют 5–15% населения планеты Земля. В нашей стране по разным данным их насчитывается порядка 15–18 миллионов человек. Есть мнение, что увеличиваться это число стало после 1985 года. До этого времени детей упорно переучивали, заставляя писать и рисовать правой рукой, использовать столовый прибор и заниматься спортом, используя правую руку. Большинство старшего поколения левшей испытали это на себе.
Публикация «Консультация для родителей „Если ребёнок левша?“» размещена в разделах
Сегодня можно сказать, что причина рождения левшей- генетическая предрасположенность. Как правило, если ребенок левша, значит, и кто-то из родителей или бабушек (дедушек) тоже левша. Но это не обязательно. Подтвержденных факторов леворукости выделяют три:
• генетический;
• травматический;
• фактор среды (подражание, вынужденность, переученность и др.)
В литературе приводят данные, что у праворуких родителей рождаются порядка 2% детей-левшей, если один родитель праворук — 17%, у двух левшей — 46%
Кстати, наблюдения за новорожденными детьми показывают, что чаще всего они хватают всё левой рукой. Интересен и факт, что правши могут что-то выполнять и левой рукой.
Как правило, к 5 годам большинство детей уже определяются с ведущей рукой. Раньше этого возраста делать выводы не стоит. Достаточно понаблюдать за ребенком: какой рукой он чаще всего берет кубики, катает машинку или держит ложку. Но стоит помнить, что есть дети, которые одинаково успешно пользуются обеими руками.
С 1 года до 1,5 лет обычный здоровый ребенок не обращает внимания на то, какая рука у него является ведущей, когда берет ложку, чашку или игрушку. Между тем если измерить их силовые показатели, то у правшей в правой руке они будут выше, чем в левой. Если не акцентировать внимание крохи на том, какой рукой он ест, рисует, играет, то вполне может получиться так, что малыш, когда вырастет, с одинаковым успехом сможет управлять как левой, так и правой рукой.
Рекомендации родителям
В воспитании ребенка-левши необходимо придерживаться нескольких принципиальных позиций:
• не заостряйте его внимание на том, что он левша;
• приучайте ребенка пользоваться обеими руками, это можно сделать с помощью развлечений с мячом, лепки, игры на музыкальных инструментах;
• правильно обустройте рабочий уголок ребенка — свет должен падать справа; в школе попросите учительницу посадить малыша слева за партой, чтобы ему не мешала правая рука соседа;
• учитывайте, что левша мыслит образно, во время подготовки ребенка к школе для облегчения запоминания материала используйте наглядные пособия;
• во время чтения предложите ребенку воспользоваться закладкой, линейкой или просто листком бумаги: левше бывает сложно уследить за строчками в тексте, и линейка поможет не теряться и не перескакивать через строку;
• предупреждайте всех специалистов, работающих с малышом, — воспитатели детского сада, педагоги дополнительного образования, тренеры и школьные учителя должны с пониманием и вниманием относиться к левше, не выделяя его в коллективе;
• следите, чтобы никто из окружения не высказывал сожаления или раздражения по поводу нестандартных «привычек» ребенка;
• помните о медлительности в обучении левшей чтению и письму — не стоит выбирать группы и классы с интенсивной программой;
• будьте лояльными к проявлениям особенностей формирования памяти, мышления, внимания и речи.
Главное, что надо понимать родителям и объяснять ребенку : левша — это не патология!
Переучивать или нет?
Родителям, которые стоят перед таким выбором, необходимо понять, что ведущая рука (если это не следствие какой-то травмы) закладывается еще при рождении и обусловлена функционированием головного мозга.
Если вы принимаете решение переучить ребенка, необходимо понимать, что вы вмешиваетесь в работу головного мозга. Ярким примером является часовой механизм, где все шестеренки связаны между собой и обеспечивают синхронную работу. Если одну шестеренку попробовать провернуть в обратном направлении, работа всего механизма разладится. Так и с левшой. Если у малыша ведущая рука левая и, выполняя действия правой рукой, он делает это медленнее и менее успешно, нужно понимать, что его организм (весь организм) успешно функционирует, когда действия совершаются левой рукой.
Переучивая ребенка, мы нарушаем работу головного мозга. Последствия этого, как правило, достаточно неприятные. В первую очередь это может затормозить нормальный процесс развития. Огромные ресурсы ребенка будут потрачены на адаптацию к ситуации, которая противоречит логике его развития. Основные нарушения, которые появляются у переученных левшей, связаны с нарушениями развития когнитивных процессов, нарушением речи, моторики и нервной системы. В когнитивной сфере нарушаются процессы обработки и запоминания информации. В развитии речи появляются логопедические проблемы. Появляются более устойчивые и выраженные трудности, по сравнению с «обычными» левшами, в ориентации в пространстве и на листе бумаги. Переучивание практически всегда влечет за собой нервные тики и заикание