Нина Смыкова
Ещё раз о дыхательной гимнастике.
«Дышу, значит живу!» Ребёнок появляется на свет вместе с первым вздохом. Дыхание необходимо каждому из нас для того, чтобы жить, оно осуществляется непроизвольно. Но обычное дыхание отличается от речевого. Если при физиологическом дыхании вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени, то в речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний гораздо длиннее вдоха. Мы разговариваем и читаем на выдохе и это требует большого количества воздуха, экономичного расходования и постоянного его возобновления. Для этого необходима тренировка мышц, участвующих в процессе дыхания. Тренировка речевого дыхания особенно необходима детям с различными речевыми нарушениями и является одним из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия.
Публикация «Ещё раз о дыхательной гимнастике,» размещена в разделах
Вот один из вариантов дыхательной разминки:
1. Вдох и выдох носом.
2. Вдох и выдох ртом.
3. Вдох ртом - выдох носом.
4. Вдох носом - выдох ртом (если выдох совершается через рот и нос одновременно,
то нужно зажать нос пальцами).
5. Сдувание с ладони комков ваты, бумаги.
6. Сдувание со стола комков ваты или бумаги, увеличивая расстояние.
7. Поддувание пушинок, перышек, кусочков ваты и воздуха.
8. Дутье на полоски бумаги.
9. Поддувание плавающих по воде пластмассовых игрушек, корабликов бумажных или сделанных из пенопласта.
10. Пускание мыльных пузырей.
11. Вращение вертушек выдыхаемой струей.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Дышу значит живу Ребёнок появляется на свет вместе с первым вздохом](https://www.maam.ru/upload/blogs/d2593fddd579e25e9f7fd2817f5ccc06.jpg.jpg)
Ещё хотелось бы представить комплекс дыхательных упражнения по программе М. Л. Лазарева «Здравствуй», который не только тренирует речевое дыхание, но и является действенным способом лечения заболеваний верхних дыхательных путей (насморк, ларингит, фарингит, бронхит, бронхиальной астмы, неврозов.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
ПО ПРОГРАММЕ М. Л. ЛАЗАРЕВА «ЗДРАВСТВУЙ»[/b]
«НАКАЧКА»
(Постепенное наполнение воздухом всего бронхиального дерева.)
И. П. - стоя. Полный выдох. Рот закрыт. Нос зажмите пальцами. Медленный вдох. Одна ноздря постепенно приоткрывается для короткого вдоха и зажимается снова. Воздух поступает мелкими порциями, как будто накачивается резиновая камера. Когда легкие полностью заполнены воздухом, нос затыкается. Дыхание задерживается на 2-3 секунды. Выдох через неплотно сжатые губы. Тоже самое повторить другой ноздрёй (1 раз)
.
«ПЫЛЕСОС»
(Тренировка мышц, участвующих во вдохе)
И. П. - стоя. Глубокий выдох. Нос и рот плотно закрыты. Производятся попытки вдохнуть через нос воздух. При этом предельно втягиваются все межреберные промежутки, подключичные впадины (1 раз)
«СОЛНЫШКО И ТУЧКА»
(На напряжение и расслабление мышц туловища)
Солнце зашло за тучку, стало свежо - сжаться в комок, чтобы согреться (задержка дыхания). Солнце вышло из-за тучки, жарко, разморило - расслабиться.
«ПОТЯГПВАНИЕ»
(Энергетическая подзарядка клеток)
И. П. - стоя. Сделать зевок, потягиваясь всем телом, разведя руки в стороны. В конце зевка на задержке дыхания предельно напрячь все мышцы, и постараться добиться вибрации всего тела.
«МАШИНА»
(Обучение постепенно выдыхать воздух)
Дети становятся на одной линии, делают вдох, «наливают бензин» и начинают движение вперёд, при этом делая губами: «бр-р-р». Победил тот, кто дальше всех уехал на одном дыхании.
«СОБАЧКА»
(Закаливание зева)
И. П. - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрее дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева (как этот делает собачка).
«МЕДУЗА»
(Упражнение на релаксацию)
И. П. - стоя, глаза закрыты. Тело максимально расслабленно, до полного «размягчения» мышц. Дыхание очень медленное.
«ТРЯСУЧКА»
(Стимулирует обменные процессы)
И. П. - стоя. Полностью расслабить тело и потрясти всеми его частями, стараясь, чтобы вибрировали даже внутренние органы (1 раз).
«ИГРА С ПЕСКОМ»
(На напряжение и расслабление мышц)
На вдохе - песок в руки, сжать (задержка дыхания). На выдохе посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела
«АРОМАТЫ ПРИРОДЫ».
(Восстанавливает обонятельный компонент дыхания, носовое и кожное дыхания)
И. П. - стоя. После выдоха медленно втягивается воздух. Делается попытка уловить тончайшие ароматы природы, Тело предельно расслабляется. Ребенок добивается ощущения, что он дышит.
«СЕНЬОР ПОМИДОР»
(Способствует улучшению микроциркуляции в ткани лёгких, раскрытию спавшихся альвеол)
И. П. - стоя. Рот плотно закрыт. Нос зажат пальцами. Делается попытка выдохнуть воздух.
Щеки при этом раздуваются, создается максимальное напряжение мышц, участвующих в выдохе (1 раз).
«ШАРИК»
Выдох, на вдохе животик надувается, как шарик. На выдохе поджимается назад.
«ВОЗДУШНЫЙ БОЙ»
Летают бомбардировщики («В», истребители («И», бомбардировщики сбрасывают бомбы(«В», взрыв «Г-Г-Г», истребители стреляют из пулемётов(«ТР», идут на таран(«В»). Орудия с земли стреляют залпами «КХ».
«КТО БЫСТРЕЕ?»
Дети соревнуются, кто быстрее всех на одном выдохе произнесёт «ДА-ДА-ДА…».
«ПЕТУШОК»
Петушок машет крыльями, на одном выдохе произносит: «КУ-КА-РЕ-КУ».
«ЛЕВ»
Дети растопыривают пальцы (когти) и изображают рычание льва, готового к нападению.
«НЫРЯНИЕ»
И. П. - стоя. Резкий выдох ртом одновременно с быстрым приседанием на корточки, нос зажимается пальцами. На сколько возможно задерживается дыхание.
«ВЬЮГА»
Учить детей на одном вдохе менять силу голоса от тихого к громкому и наоборот.
«КТО ЛУЧШЕ НАДУЕТ ИГРУШКУ?»
Учить делать вдох носом, а выдох - ртом, выработка дифференциального дыхания»