Нина Смыкова
Ещё раз о дыхательной гимнастике.
▼ Скачать + Заказать документы
«Дышу, значит живу!» Ребёнок появляется на свет вместе с первым вздохом. Дыхание необходимо каждому из нас для того, чтобы жить, оно осуществляется непроизвольно. Но обычное дыхание отличается от речевого. Если при физиологическом дыхании вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени, то в речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний гораздо длиннее вдоха. Мы разговариваем и читаем на выдохе и это требует большого количества воздуха, экономичного расходования и постоянного его возобновления. Для этого необходима тренировка мышц, участвующих в процессе дыхания. Тренировка речевого дыхания особенно необходима детям с различными речевыми нарушениями и является одним из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия.
Публикация «Ещё раз о дыхательной гимнастике,» размещена в разделах
Вот один из вариантов дыхательной разминки:
1. Вдох и выдох носом.
2. Вдох и выдох ртом.
3. Вдох ртом - выдох носом.
4. Вдох носом - выдох ртом (если выдох совершается через рот и нос одновременно,
то нужно зажать нос пальцами).
5. Сдувание с ладони комков ваты, бумаги.
6. Сдувание со стола комков ваты или бумаги, увеличивая расстояние.
7. Поддувание пушинок, перышек, кусочков ваты и воздуха.
8. Дутье на полоски бумаги.
9. Поддувание плавающих по воде пластмассовых игрушек, корабликов бумажных или сделанных из пенопласта.
10. Пускание мыльных пузырей.
11. Вращение вертушек выдыхаемой струей.
Ещё хотелось бы представить комплекс дыхательных упражнения по программе М. Л. Лазарева «Здравствуй», который не только тренирует речевое дыхание, но и является действенным способом лечения заболеваний верхних дыхательных путей (насморк, ларингит, фарингит, бронхит, бронхиальной астмы, неврозов.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
ПО ПРОГРАММЕ М. Л. ЛАЗАРЕВА «ЗДРАВСТВУЙ»[/b]
«НАКАЧКА»
(Постепенное наполнение воздухом всего бронхиального дерева.)
И. П. - стоя. Полный выдох. Рот закрыт. Нос зажмите пальцами. Медленный вдох. Одна ноздря постепенно приоткрывается для короткого вдоха и зажимается снова. Воздух поступает мелкими порциями, как будто накачивается резиновая камера. Когда легкие полностью заполнены воздухом, нос затыкается. Дыхание задерживается на 2-3 секунды. Выдох через неплотно сжатые губы. Тоже самое повторить другой ноздрёй (1 раз)
.
«ПЫЛЕСОС»
(Тренировка мышц, участвующих во вдохе)
И. П. - стоя. Глубокий выдох. Нос и рот плотно закрыты. Производятся попытки вдохнуть через нос воздух. При этом предельно втягиваются все межреберные промежутки, подключичные впадины (1 раз)
«СОЛНЫШКО И ТУЧКА»
(На напряжение и расслабление мышц туловища)
Солнце зашло за тучку, стало свежо - сжаться в комок, чтобы согреться (задержка дыхания). Солнце вышло из-за тучки, жарко, разморило - расслабиться.
«ПОТЯГПВАНИЕ»
(Энергетическая подзарядка клеток)
И. П. - стоя. Сделать зевок, потягиваясь всем телом, разведя руки в стороны. В конце зевка на задержке дыхания предельно напрячь все мышцы, и постараться добиться вибрации всего тела.
«МАШИНА»
(Обучение постепенно выдыхать воздух)
Дети становятся на одной линии, делают вдох, «наливают бензин» и начинают движение вперёд, при этом делая губами: «бр-р-р». Победил тот, кто дальше всех уехал на одном дыхании.
«СОБАЧКА»
(Закаливание зева)
И. П. - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрее дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева (как этот делает собачка).
«МЕДУЗА»
(Упражнение на релаксацию)
И. П. - стоя, глаза закрыты. Тело максимально расслабленно, до полного «размягчения» мышц. Дыхание очень медленное.
«ТРЯСУЧКА»
(Стимулирует обменные процессы)
И. П. - стоя. Полностью расслабить тело и потрясти всеми его частями, стараясь, чтобы вибрировали даже внутренние органы (1 раз).
«ИГРА С ПЕСКОМ»
(На напряжение и расслабление мышц)
На вдохе - песок в руки, сжать (задержка дыхания). На выдохе посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела
«АРОМАТЫ ПРИРОДЫ».
(Восстанавливает обонятельный компонент дыхания, носовое и кожное дыхания)
И. П. - стоя. После выдоха медленно втягивается воздух. Делается попытка уловить тончайшие ароматы природы, Тело предельно расслабляется. Ребенок добивается ощущения, что он дышит.
«СЕНЬОР ПОМИДОР»
(Способствует улучшению микроциркуляции в ткани лёгких, раскрытию спавшихся альвеол)
И. П. - стоя. Рот плотно закрыт. Нос зажат пальцами. Делается попытка выдохнуть воздух.
Щеки при этом раздуваются, создается максимальное напряжение мышц, участвующих в выдохе (1 раз).
«ШАРИК»
Выдох, на вдохе животик надувается, как шарик. На выдохе поджимается назад.
«ВОЗДУШНЫЙ БОЙ»
Летают бомбардировщики («В», истребители («И», бомбардировщики сбрасывают бомбы(«В», взрыв «Г-Г-Г», истребители стреляют из пулемётов(«ТР», идут на таран(«В»). Орудия с земли стреляют залпами «КХ».
«КТО БЫСТРЕЕ?»
Дети соревнуются, кто быстрее всех на одном выдохе произнесёт «ДА-ДА-ДА…».
«ПЕТУШОК»
Петушок машет крыльями, на одном выдохе произносит: «КУ-КА-РЕ-КУ».
«ЛЕВ»
Дети растопыривают пальцы (когти) и изображают рычание льва, готового к нападению.
«НЫРЯНИЕ»
И. П. - стоя. Резкий выдох ртом одновременно с быстрым приседанием на корточки, нос зажимается пальцами. На сколько возможно задерживается дыхание.
«ВЬЮГА»
Учить детей на одном вдохе менять силу голоса от тихого к громкому и наоборот.
«КТО ЛУЧШЕ НАДУЕТ ИГРУШКУ?»
Учить делать вдох носом, а выдох - ртом, выработка дифференциального дыхания»