Райля Дерюгина
Единственный ребёнок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании
▼ Скачать + Заказать документы
Жертвой жестокого обращения в детской среде может оказаться любой ребёнок. Однако наиболее уязвимы дети, отличающиеся от ровесников внешними особенностями, как физическими, так и психическими, дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, родители, которых имеют низкий интеллектуально-педагогический уровень, не работают, ведут аморальный образ жизни.
Публикация «Единственный ребёнок в семье, Пути преодоления трудностей в воспитании» размещена в разделах
Ребенок из неблагополучной семьи отличается своим внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции. Учитывая эту закономерность, встает задача изучения детско-родительских отношений, наличие насильственных ситуаций в семьях, а также в детском коллективе.
Несмотря на то, что стать объектом насильственных действий потенциально может любой ребенок, выделяют определенную группу детей, которые в силу внутренних или внешних обстоятельств имеют повышенный риск подвергнуться насилию со стороны членов семьи.
«Неблагополучная семья» - семья, в которой обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные» дети. Неблагополучная семья порождает насилие (физическое, психическое или эмоциональное, сексуальное).
Психическое (эмоциональное) насилие -постоянные или периодические словесные оскорбления ребенка, угроза со стороны родителя, опекунов, учителей, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относится также постоянная ложь, обман ребенка, в результате чего он теряет доверие к взрослым, а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.
Для нормального развития ребенку необходимо получать достаточно эмоционального тепла, нежности и ласки от тех, кто его растит.
Семья - один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение, которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения.
Без учета семейного фактора невозможно решить многие социальные вопросы, связанные с воспитанием подрастающего поколения и устранением таких негативных явлений, как рост преступности в современном обществе, наркомании и алкоголизма. Преодоление данных проблем во многом зависит от семьи, которая, по общему признанию большинства специалистов, не справляется со своими социальными функциями. Исследователи, занимающиеся изучением проблем современной семьи, отмечают падение ее педагогического потенциала, престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений и увеличение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисе современного этапа ее развития и увеличении количества неблагополучных семейных союзов.
В различных источниках, наряду с понятием «неблагополучная семья», встречаются такие как: «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семьи группы риска», «негармоничная семья» и др. Проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон жизни. В неблагополучной семье, нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания. Главной ее особенностью является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений.
Исследования В. С. Мухиной, Т. А. Репиной, М. С. Лисиной указывают, что причиной формирования негативного отношения родителей к ребёнку является незнание психологических особенностей возраста, и соответствующих возрасту форм, методов воспитания ребёнка.
Для обозначения способов воздействия, учитывающих возрастные особенности ребенка и направленных на расширение его возможностей, используется термин «амплификация», введенный А. В. Запорожцем.
Младший школьный возраст сензитивен для становления личностных новообразований, структуру которых составляют представления о собственном «Я». Важным условием развития личностных образований ребёнка выступает родительская любовь, участие родителей в переживаниях и интересах детей. Если таких условий нет, то неминуемо возникают нарушения, касающиеся преимущественно личностной сферы ребёнка.
Дефицит времени на общение с ребёнком (время общения в будние дни длится, в среднем, около 4 – х часов) по причине занятости или нежелания, непонимания важности проблемы – составляет основу педагогической некомпетентности родителей. Которая, в свою очередь, является одной из причин деформации психического и личностного развития детей. Большую помощь в решении данной проблемы оказывает психолого–педагогическое сопровождение ребёнка в отделение социальной помощи семье и детям (далее ОСПСД).
Невозможно отделять проблемы ребёнка и работать только с ним, не изучая семью, стиль семейного воспитания и особенности детско-родительских взаимоотношений. Работа коллектива ОСПСД наиболее эффективна при условии включения родителей в воспитательный процесс.
Особенность работы «Клуба заботливых родителей» заключается в том, что в ходе совместной общения, родители учатся эффективному взаимодействию с ребёнком (детьми, используя наиболее значимые для данного возраста формы и способы деятельности.
Сложная, комплексная проблема оказания помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, должна выстраиваться как взаимодополняющая цепочка от экстренной социальной помощи, педагогической поддержки и сопровождения на уровне массового учреждения, в профильных центрах и службах города.
Одним из способов решения проблемы сохранения и укрепления здоровья детей, укрепления семейных ценностей, развитие физического и психического здоровья может стать подпрограмма «Отдыхаем всей семьей».
Необходимость разработки данной подпрограммы обусловлена проявлением нового социального и государственного заказа, направленного на удовлетворение социального сопровождения граждан нуждающихся в социальном обслуживании. Одним из целей - повышение качества жизни семей, сохранение правового и физического здоровья несовершеннолетних, а так же обеспечения необходимых психолого-педагогических и социально-педагогических условий полноценной жизнедеятельности родителей и ребенка.
Педагогическая помощь рассматривается в следующих направлениях:
- организация участия родителей и детей в работе родительско-детских клубов, объединениях, досуговых мероприятиях;
- содействие в организации семейного досуга (экскурсии, поездки, праздники)
Психологическая помощь предусматривает следующие виды услуг:
- работа с социальным окружением семьи;
- содействие в проведении индивидуальной (групповой) терапии и др.
Досуговая деятельность является весьма действенным методом воспитания. В процессе досуговой деятельности развивается коммуникативные навыки, расширяется кругозор, формируется и развивается личность.
Через досуговую деятельность происходит эмоциональное раскрепощение детей, снятие напряжения, обучения чувствованию и художественному воображению. Это путь через игру, фантазированию, развлечение, путешествие, экскурсию.
Культурно - досуговая деятельность является частью социально - культурно - образовательного пространства и предполагает создание благоприятного эмоционально - психологического климата в коллективе. Кроме того, нам важно научить детей соединять развлечения с воспитанием и саморазвитием, делать свой досуг развлекательным. Поэтому практически все наши досуговые мероприятия имеют воспитательно - образовательный компонент.
Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей, подростков:
- имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;
- формирует потребность детей в свободе и независимости; социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;
- способствует формированию ценностных ориентаций; объективной самооценке детей; самовоспитанию личности;
- обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие.
При разработке программ психолого-педагогической коррекции важно выделить трудности, возникшие, в связи с различного рода нарушениями и отклонениями в воспитании с детьми и поэтому подлежат коррекции, от проблем связанных с жестоким обращением родителей в семье.
Основные задачи, направленные на коррекцию детско-родительских отношений, можно выделить следующие:
- коррекция детско-родительских отношений;
- повышение веры родителей в возможность достижения позитивных результатов психокоррекции;
-развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения;
-создание комфортных эмоционально-психологических условий;
-выработка навыков и умений детско-родительских отношений в процессе воспитания детей и общения;
-изменение отношения к собственной семейной жизни и задачам воспитания;
-расширение знаний и способов педагогических приемов воздействия на ребенка.
На сегодняшний день значение полноценного общения взрослого и ребенка велико. Одним из существенных аспектов психологического просвещения родителей является оказание им психологической поддержки в вопросах формирования благоприятного психологического климата в семье.