Эльвира Лиховских
Дыхательные упражнения с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхательные упражнения с детьми раннего возраста
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптивные возможности, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Вырабатываются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Публикация «Дыхательные упражнения с детьми раннего возраста» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
Дыхательные упражнения относятся к содержанию образовательной области «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА». Невозможно формирование здорового образа жизни без гармоничного физического развития. (Образ «Петушок». Ходит, ножки высоко поднимает, крылышками машет – имитационные движения; дыхательное упражнение «ПЕТУШОК», кричит КУ-КА- РЕ-КУ) Целесообразна интеграция «ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» с другими образовательными областями. «ПОЗНАНИЕ» - развитие познавательного интереса, формирование целостной картины мира; (в образовательной деятельности, Какой петушок, зернышки клюет, крылышками машет) «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» - развитие речи, игровая деятельность, общение со сверстниками и взрослыми, приобщение к словесному искусству. (Потешки) Петушок, петушок, Золотой гребешок, Что ты рано встаешь, Деткам спать не даешь «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ» - развитие спо собно сти эмоционально воспринимать музыку, развитие музыкальных способностей детей на занятиях, физкультурных праздниках, развлечениях; «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» - формирование целостной картины мира, приобщение к словесному искусству. (Потешки) Петушок, петушок, Золотой гребешок, Что ты рано встаешь, Деткам спать не даешь Особое место в системе физического воспитания занимают дыхательные упражнения. На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. ОРЗ, ОРВИ занимают ведущее место в структуре общей заболеваемости дошкольников. Это связано как с анатомо-физиологическими
Дыхание носом тренирует диафрагму,приучает дыхательный центр к излишкам углекислоты, защищает трахею и бронхи от холодного воздуха особенностями, так и низким уровнем общей сопротивляемости организма ребенка, его иммунобиологических свойств. Поэтому необходимо с раннего возраста уделять должное внимание формированию, развитию и укреплению дыхательной системы.
Дыхание
– это один из важнейших физиологических процессов. Справедливость этого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут.
Особенности дыхательной системы детей раннего возраста
Дыхательная система - несовершенна, и чем меньше ребенок, тем уже дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли, при этом и без того узкие ходы становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать. Поэтому помещение, в котором находится ребенок, всегда должно быть хорошо проветрено (в чистом воздухе меньше микробов - уменьшается риск заболевания). Жизненная емкость легких тем меньше, чем меньше ребенок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребенок часто и поверхностно дышит. Прежде чем приступить к выполнению ДУ, нужно убедиться, что нос ребенка чистый.
Отрицательные воздействия на организм ребенка при несоблюдении правил гигиены и профилактики.
Неухоженный нос затруднение носового дыхания прямая угроза развитию и здоровью ребенка раннего возраста
Дыхание ртом :
рассеянность, подавленность, раздражительность, плаксивость, плохое настроение, слабая память малокровие деформация лица (узкое, зубы кривые, несимметричные
понижение слуха недоразвитие грудной клетки неполный объем вдыхаемого воздуха (75% необходимого воздуха) замедление роста, умственного и физического развития частые простудные заболевания, туберкулез застой крови в верхушках легких
дыхательные упражнения просто необходимы детям, часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое, развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. На дыхание можно влиять. Насколько легкие наполнились воздухом, определяет глубина вдоха и выдоха: при поверхностном дыхании используется только дыхательный объем воздуха; при глубоком — помимо дыхательного, используются дополнительный объем и резервный. В зависимости от этого меняется частота дыхания.
Цель дыхательной гимнастики :
научить ребенка правильному носовому дыханию.
Задачи:
повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы; развитие дыхательной мускулатуры. Методы и приемы обучения дыхательным упражнениям : игровые, практические, словесные (показ, имитационные движения, повторение, упражнение, словесные указания, объяснения, использование дидактических пособий, ярких игрушек, прием удивления, неожиданности). В работе с детьми раннего возраста дыхательная гимнастика может быть использована в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения на физкультурном и музыкальном занятиях после нагрузки; в утренней гимнастике; после дневного сна в сочетании с физическими упражнениями; в любой двигательной деятельности детей (между подвижными играми на прогулке в зависимости от ситуации, времени года, состояния детей); в домашних условиях. Главное закаливающее средство при дыхательной гимнастике – это воздух. Воздух должен быть чистым и иметь определённую температуру. Рекомендуется проводить дыхательную гимнастику при открытой форточке в небольшом помещении, натощак или через час – полтора после еды.
Необходимые условия для проведения дыхательных упражнений с детьми
раннего возраста :
соблюдение санитарно-гигиенических норм; привитие детям культурно-гигиенических навыков; постепенное увеличение нагрузки; не допускать длительных, непосильных нагрузок и утомления; учет индивидуальных возможностей детей;
доступность и эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления малышей; проведение дыхательных упражнений в форме увлекательной игры;
обязательный показ техники выполнения дыхательных упражнений
Суть правильного дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Нужно научить ребенка хорошо очищать легкие. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух. Если малыш полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, мы поможем ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т. п. Учитывая несовершенство дыхательной и нервной системы детей раннего возраста, дыхательные упражнения выполняются в медленном и среднем темпе с небольшим количеством (3-5) повторений. Нельзя допускать непосильных нагрузок и утомления. В структуру дыхательной гимнастики
положено применение статических дыхательных упражнений (без движения конечностями и туловищем) («Понюхай как вкусно пахнет», динамических (с движением туловища и конечностей при полной согласованности амплитуды и темпа движений с ритмом и глубиной дыхания) («Мы растем»). Они также могут быть применены на фоне общеразвивающих физических упражнений. Виды дыхательных упражнений : «Профилактические» - «на вдох» (способствуют увеличению объема вдыхаемого воздуха); - «на выдох» (способствуют более полному удалению из легких продуктов газообмена, предупреждению застоя в легких); «Артикуляционные» (способствуют развитию артикуляционного аппарата и овладению речью). Для формирования и поддержания интереса к дыхательным упражнениям создаю разнообразные игровые ситуации. Использую художественное слово, яркие образные игрушки, атрибуты и нестандартные пособия, изготовленные своими руками. Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие основные
правила:
1. Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.
2. Необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие.
3. Дышать медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом. 4. Выполнять каждое упражнение нужно не дольше, чем оно доставляет удовольствие.
5. Дышать надо носом.
Результат
Регулярное проведение и чередование профилактических и артикуляционных дыхательных упражнений с детьми раннего возраста способствует : тренировке дыхательной системы, улучшению вентиляции легких, переходу от поверхностного дыхания к более глубокому (вырабатывается правильное носовое дыхание, развивается артикуляционный аппарат, укрепляется иммунитет, закаляется организм, происходит адаптация дыхания и организма в целом к физическим нагрузкам. Надо помнить, что положительные результаты возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости дыхательной гимнастики в работе с детьми