Елена Каламашвили
Дыхательная гимнастика в логопедической коррекции заикания у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Одним из постоянных признаков заикания является нарушение речевого дыхания. Для такого дыхания при заикании характерны дыхательные судороги, которые могут возникать в фазе вдоха (инспираторные) или при резком внезапном выдохе (экспираторные). Нарушение речевого дыхания у детей с заиканием выражается в недостаточном объеме вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, в укороченном речевом выдохе, а также в несформированности взаимосвязанных механизмов между речевым дыханием и голосообразованием. Часто объема выдыхаемого воздуха не хватает на произношение целой фразы, речь прерывается, а в середине слова делается судорожный вдох. Часто дети с заиканием говорят на вдохе или на задержанном дыхании. Поэтому при устранении заикания возникает необходимость специально организовывать и развивать речевое дыхание.
Публикация «Дыхательная гимнастика в логопедической коррекции заикания у дошкольников» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Дыхательная гимнастика
Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция — это единые взаимообусловленные процессы, тренировка дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: тренировка длительного речевого выдоха сначала проводится на отдельных звуках, потом — на словах, затем — на короткой фразе, при чтении стихов. Комплекс упражнений для воспитания навыков речевого дыхания рекомендуется выполнять в состоянии покоя (лежа, сидя, стоя) и во время движения. Задачи гимнастики — освоить технику смешанно-диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса; сознательно регулировать его ритм, а также правильное соотношение вдоха и выдоха, распределение выдоха на определенные речевые отрезки, диктуемые логикой. Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания реализуется через систему целенаправленных тренировок. Темп и ритм дыхания формируется в процессе упражнений (статических и динамических, которые выполняют сначала без речи, затем с вербальным сопровождением (при произнесении изолированных звуков, звукосочетаний, слов, фраз). Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине речевых отрезков.
Внимание!
При занятиях дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие условия:
- не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате;
- не заниматься после еды;
- занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений;
- не переутомляться, при недомогании отложить занятия;
- дозировать количество и темп проведения упражнений.
Статические упражнения
Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха
Упражнение 1.
Лечь на спину, положить ладонь одной руки на грудь, а ладонь другой руки на подвздошную область живота между пупком и нижней границей грудной клетки.
Сделав предварительно глубокий выдох, плавно и неторопливо вдохнуть носом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперед, поднимая вашу руку. Грудная клетка при этом, контролируемая другой рукой, должна оставаться в покое. Выдох производить плавно, через рот и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается.
Проделать 3—5 таких плавных ритмических дыханий.
Научитесь произвольно владеть этим типом вдоха и выдоха.
Впоследствии необходимо делать упражнение сидя и стоя.
Упражнение 2.
Упражнение следует делать в исходном положении лежа 3 – 5 раз подряд.
Для выполнения упражнения использовать игрушку, мешочек с песком. Мешочек (игрушку) положить на живот. Сделать глубокий вдох носом. Движением передней стенки живота необходимо поднять мешочек (игрушку) как можно выше. На медленном выдохе мешочек (игрушку) опустить.
Упражнения для воспитания навыков правильного выдоха
Упражнение 1. Фиксированный выдох.
После спокойного вдоха сделать плавный и длительный выдох через рот.
Упражнение 2. Форсированный выдох.
Вдохнуть носом, сделать быстрый, резкий выдох через рот.
Следить за тем, чтобы во время выдоха передняя стенка живота быстро подбиралась по направлению внутрь и вверх, как это делается при кашлевом толчке. Повторить 5-7 раз.
Упражнение 3. Теплый выдох.
Сделать вдох через нос, поднести руки ко рту, медленно выдохнуть через открытый рот. Проделать упражнение 5—6 раз подряд, непрерывно ощущая на руках тепло выдыхаемого воздуха.
Упражнение 4. Задуть воображаемую свечу.
Сделать вдох через нос и «подуть на свечу» плавно и постепенно.
Упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом
Упражнение 1.
Проделать упражнение «фиксированный выдох», сочетая с произнесением звуков с-с-с, х-х-х, ф-ф-ф, ш-ш-ш. Необходимо протянуть звук как можно дольше.
Упражнение 2.
Проделать упражнение 1, произнося гласные: а, о, у, ы. Делать это не торопясь, распределить произнесение этих гласных на всю длину выдоха.
Упражнение 3.
Вдохнув носом, на выдохе протяжно произносить звук м, негромко, на удобной высоте звучания голоса. Следить за тем, чтобы выдох был плавным, звук не «качался» (не изменялся ни по высоте, ни по силе). При этом исключить мышечное напряжение в области плеч, шеи, гортани, глотки, языка и нижней челюсти. Ощущение легкости, свободы, приятности и «удобности» звучания — один из основных показателей правильности выполнения упражнения.
Проделать подобное упражнение со звуками н, л, р, з, ж, в. Необходимо протянуть произносимый звук как можно дольше, не изменяя при этом качества звучания. То же самое делать, чередуя на выдохе звуки с-з, ш-ж, ф-в.
Упражнение 4.
Вдохнув ртом и носом, на выдохе протяжно произносить слоговые цепочки сначала с глухими звуками, затем со звонкими. Для удлинения выдоха постепенно увеличить количество слогов на выдохе.
Образец:
а) фаф
фаф фоф
фаф фоф фуф
фаф фоф фуф фыф
фаф фоф фуф фыф фиф
фаф фоф фуф фыф фиф феф
Варианты сочетаний: фас, фаш, фах, саф, шах, шас, хах, рам, рур, мом, лам и т. д. ;
б) полунапевно произносить на выдохе:
ммаммоммуммэммиммымм
ннанноннуннэнниннынн
ллаллоллуллэллиллылл
лляллеллюллеллилль
ммнаммноммнуммнэммнуммниммны
в) разговорно произносить на выдохе:
мму! ммо! мма!
ммэ! мми! ммы!
Упражнение 5
Положите ладони на область диафрагмы (для контроля за движениями мышц брюшного пресса, вдохнув носом, на выдохе произносите текст, имитируя смех:
ХА-ХА-ХА
ХИ-ХИ-ХИ
ХО-ХО-ХО
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали —
ха-ха-ха
хо-хо-хо
хи-хи-хи
хэ-хэ-хэ.
Дыхательные упражнения с движениями
Упражнение 1.
Быстрым, плавным движением развести прямые руки в стороны, развернув их ладонями вверх на уровне плеч, слегка прогнувшись назад. Одновременно сделать быстрый глубокий вдох носом.
Медленно и плавно выдохнуть через рот. На выдохе сдавить ладонями грудную клетку в среднем и нижнем отделе, одновременно опустить голову вниз, слегка наклонить туловище вперед. Произносить с-с-с.
Упражнение 2.
Сделать вдох носом, как в предыдущем упражнении, разводя руки в стороны и прогибаясь немного назад.
Наклонить туловище вперед, стараясь достать руками пальцы ног. На медленном выдохе через рот произносить ф-ф-ф-у-у-у.
Упражнение 3.
Исходное положение — основная стойка. Вдохнуть. На выдохе ходьба на месте с фиксированным выдохом через сближенные губы (мысленно считать до 10).
Упражнение 4. Насос.
Упражнение выполнять стоя. Ноги на ширине плеч. Мысленно смоделировать рукоятку насоса и, резко наклоняясь, нажимать на нее, как при накачивании шины. На выдохе произносить звук с (ш, ф). Каждый звук соответствует одному вдоху и выдоху:
с-с-с-с-с-с.
Выполнить упражнение 5 раз.
Упражнение 5. Лыжник.
Встать в позу бегущего лыжника, имитировать движения лыжника, отталкивающегося палками. Это упражнение выполнять более интенсивно, чем «насос». Каждый следующий слог должен соответствовать одному вдоху и выдоху:
са-со-су-сы.
Выполнить упражнение 5 раз.
Упражнения для удлинения продолжительности
фонационного (речевого) выдоха
Упражнение 1.
Обучитесь умению делать добор дыхания (неполный вдох). Добор воздуха важно производить быстро и незаметно, он ощущается лишь говорящим.
Произнесите небольшие речевые отрезки на выдохе:
На дворе трава (добор, на траве дрова (добор, раз дрова (добор, два дрова (добор, три дрова (добор) — не вместит дров двор (добор, дрова выдворить.
Черемуха душистая (добор)
С весною расцвела (добор)
И ветки золотистые (добор)
Что кудри завила.
(С. Есенин)
В дальнейшем произносите возрастающее количество слов на одном выдохе.
Упражнение 2. Трубач.
Глубоко вдохнуть и прижать к губам воображаемый мундштук горна или трубы. Без звука одним воздухом нужно «выдышать» мелодию на одном выдохе:
Закаляйся! Если хочешь быть здоров,
Постарайся обойтись без докторов,
Водой холодной обливайся,
Если хочешь быть здоров!
Упражнение 3.
Произносить скороговорку-считалку «Тридцать три Егорки» в умеренном темпе, равномерно распределяя выдох на 3—4 слова:
Как на горке, на пригорке (вдох)
Стоят тридцать три Егорки:
(сделать вдох и продолжить)
Раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка и т. д.
Для упражнений используйте долгоговорку:
Шли семеро стариков,
Говорили старики про горох,
Первый говорит: «Горох хорош!»
Второй говорит: «Горох хорош!»
Третий говорит: «Горох хорош!» и т. д.
Упражнение 4.
Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счет прямой, обратный, порядковый, десятками и т. д.
Числовые последовательности тщательно проговаривать, следить за равномерностью и длительностью выдоха. По аналогии: перечисление дней недели, названий месяцев.
Приложение
Тренинговые тексты для удлинения продолжительности речевого выдоха
Ж
Жжжжжжжжж
Жжжжжж
Жжжжжжжжжжж
Бац!
Ж… Ж…
Жжжж
Жжжжжжжжжжжжж
Бац! Бац!
Жжжжж
Бац! Бум! Дзинь.
Жжжжжж
Топ.
Жжжж
Топ — топ.
Жжжжжжж
Топ — топ — топ.
Жжжжжжжжжжж
Шлеп!
Шмяк.
И стало тихо.
(Т. Собакин)
Жил-был царь,
У царя был двор,
На дворе был кол.
На колу мочало,
Его ветром качало.
Не начать ли сказочку сначала?
Тетушка Арина
Кашу варила.
Егор да Борис
Из-за каши подрались.
Мочало, мочало,
Начинай сначала!
(О. Бундур)
Как за тридевять земель
Жили тридевять Емель:
Три Емели все умели,
Три Емели так сидели,
Три Емели спать хотели,
Три Емели заболели,
Три стелили им постели,
Три Емели пили-ели,
Три Емели песни пели,
Три играли на свирели,
Три Емели мыли мели,
Мыли мели на мели.
Вы бы дома не сидели —
Помогать бы им пошли!
(О. Бундур)