Ксения Дементьева
Дыхательная гимнастика на музыкальных занятиях в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. На дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т. д. Процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: вдоха, паузы, выдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.
Темочки:
Дыхательная система детей несовершенна. Чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под воздействием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы делаются еще уже, и ребенку становится трудно дышать. Поэтому помещение, в котором находится ребенок, всегда должно быть хорошо проветрено. В чистом воздухе меньше микробов, снижается риск заболевания.
Жизненная емкость легких у ребенка маленькая, а потребность в кислороде велика, поэтому он дышит часто и поверхностно.
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Стоит обратить внимание на часто болеющих, имеющих различные речевые нарушения детей. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходиться вдыхать воздух чаще.
На музыкальных занятиях я использую наряду с другими и несложные упражнения А. Н. Стрельниковой. Александра Николаевна Стрельникова - оперная певица, театральный педагог. Совместно со своей матерью она разработала принципы дыхательной гимнастики для расширения диапазона голоса, улучшения тембра, а в последствии и для оздоровления. В 1972 году было зарегистрировано авторское право на «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса»,
Принцип гимнастики А. Н. Стрельниковой – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую широкий спектр позитивного воздействия.
При выполнении упражнений необходимо соблюдать определё нные правила:
Вдох – громкий, короткий, активный (просто шумно на всю комнату шмыгать носом, как бы нюхая).
Выдох – абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот (кому как удобно). О выдохе думать запрещено. Воздух должен сам уходить после каждого вдоха.
Каждое упражнение должно разучиваться детьми до автоматизма (около месяца)
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия голоса
«Игрушки сели на качели»
Дети лежат на спине – на животе у них игрушки. Вдох через нос – живот надуть максимально.
«Снегопад»
Сделать снежинки из ваты. Предложите ребенку устроить снегопад. Положите снежинку на ладошку ребенку. Пусть сдует ее.
Снег, снег кружится, белая вся улица!
Собрались мы в объем кружок, хворост завертелись, как форпост снежок.
Дыхательно-голосовые объем упражнения и хворост игры на форпост материале вдовица гласных и исполин согласных цветной звуков
«Гудок объем паровоза»
Через нос с объем шумом хворост дети форпост набирают вдовица воздух; исполин задержав цветной дыхание на 1-2 химикат секунды, с добрать шумом щепяной выдыхают гладкий воздух щебенка через юстиция губы, подъезд сложенные юрисдикция трубочкой, со подъезд звуком “у” хворост (выдох организованного удлинен). цветной Упражнение щебенка учит экватор дышать в жительство темпе 3-6 щебенка раз. форпост Вдох шелест короче, цветной задержка юрисдикция дыхания, беднеть выдох честный длинный.
«Полет объем самолета»
Дети-самолеты объем “летают”, хворост произнося форпост звук вдовица “У”. При исполин выполнении цветной пилотажа химикат взлет – добрать звук щепяной направляется к гладкий голове, при щебенка посадке – юстиция звук подъезд направляется к юрисдикция туловищу. подъезд Упражнение хворост регулирует организованного кровяное цветной давление щебенка ребенка, экватор учит жительство дыханию в щебенка заданном форпост темпе по шелест представлению.
«Считалочка»
Произносим объем считалку. хворост Контроль над форпост дыханием : вдовица вдох исполин расходуется не в цветной паузах, а химикат только на добрать очередное щепяной сочетание гладкий слов.
Как за объем нашим за хворост двором форпост (Вдох.)
Стоит объем чашка с хворост творогом, форпост (Вдох.)
Прилетели две объем тетери, хворост (Вдох.)
Поклевали, объем улетели. хворост (Вдох.)
Поклевали, улетели, (Вдох.)
На лугу зеленом сели. (Вдох.)