Папки-передвижки

Дыхательная гимнастика для детей

Светлана Калинина
Дыхательная гимнастика для детей
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольникам с речевой патологией необходимо развивать физиологическое дыхание, увеличивать объем легких, формировать груднобрюшной тип дыхания, а в дальнейшем речевое дыхание с помощью специальных коррекционных упражнений.

Работа по формированию правильного дыхания может проводиться в следующей последовательности.

Развитие груднобрюшного типа дыхания.

Обучение длительному целенаправленному ротовому выдоху.

Формирование таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность:

Публикация «Дыхательная гимнастика для детей» размещена в разделах

— добиваться умения длительно или многократно произносить звук на одном выдохе;

— на одном выдохе произносить 3—4 слога;

— правильно произносить фразу из 2—3 слов;

— слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 4 слов;

— слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 5—6 слов;

— слитно, на одном выдохе, произносить 1—2 стихотворные фразы;

— сочетать дыхание с проговариванием стихотворных текстов.

Дыхательно-гимнастические комплексы

для развития физиологического дыхания

При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать правила:

— не переутомлять ребенка, т. е. строго дозировать количество и темп проведения упражнений;

— следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом;

— чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота;

— движения ребенок должен проводить плавно, под счет, тихо, в проветренном помещении, до еды.

Цели:

— активизировать мускулатуру шеи, наружные и внутренние мышцы гортани;

— укреплять мышцы брюшной полости;

— осуществлять вентиляцию легких для подготовки голосового аппарата к фонации.

1-й комплекс

Дышим попеременно

И. п. : стоя (сидя на стуле). 1 — вдох и выдох через нос; 2 — вдох через нос, выдох через рот; 3 — вдох через рот, выдох через нос; 4 — вдох и выдох через левую половину носа, затем через правую (попеременно); 5 вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно); 6 — вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением в конце; 7 — вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы; 8 — вдох через нос, выдох через нос толчками (диафрагмальный).

Послушаем свое дыхание

И. п. : стоя (сидя, лежа). Мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют :

— куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;

— какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе;

— какое дыхание : поверхностное или глубокое;

— какова частота дыхания : часто происходит вдох-выдох или спокойно, с определенным интервалом (паузой);

дыхание тихое, неслышное или шумное.

Дышим тихо, спокойно и плавно

И. п. : стоя (сидя, лежа). Если сидя, спина ровная, глаза закрыты. 1 — медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет; 2 — плавный выдох через нос. Повторить 5—10 раз. Упражнение выполнять бесшумно, плавно, так, чтобы подставленная ладонь не ощущала струю воздуха.

Подыши одной ноздрей

И. п. : сидя (стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено). 1 — правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки; 2 — левой ноздрей сделать тихий продолжительный вдох; 3 — как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки — через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка». Повторить 3—4 раза.

Воздушный шар

И. п. : лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. 1 — ладони лежат на животе; 2 — медленный плавный вдох, без каких-либо усилий живот медленно поднимается вверх и раздувается, как воздушный шар; 3 — медленный плавный выдох, живот медленно втягивается к спине. Повторить 4—10 раз.

Воздушный шар поднимается вверх

И. п. : лежа (сидя, стоя). 1 — одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах; 2 — выполнить вдох и выдох со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей. Повторить 4—8 раз.

Ветер

И. п. : лежа (сидя, стоя). Туловище расслаблено. 1 — сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки; 2 — задержать дыхание на 3—4 с; 3 — сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3—4 раза.

2-й комплекс

(профилактические упражнения

для верхних дыхательных путей)

Погладить крылья носа от кончика к переносице (вдох). На выдохе постучать 5—6 раз по крыльям носа указательным пальцем.

Сделать 8—10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук [м], одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.

Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести «ба-бо-бу» и «гм-м-м».

Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3—4 раза).

Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка, произнести «а-а-а» (5—6 раз).

3-й комплекс

И. п. : руки в «замке» на затылке. Отклонить голову назад с сопротивлением рук.

И. п. : сжатые в кулак кисти подпирают подбородок. Наклоны головы вперед с сопротивлением рук.

И. п. : ладони к ушам. Наклоны головы в стороны с сопротивлением рук.

И. п. : движение нижней челюсти вниз, в стороны, вперед. Сжимать челюсти.

Надувать щеки.

Доставать кончиком языка мягкое нёбо.

Поднимать мягкое нёбо при зевке.

4-й комплекс

И. п. : стоя, руки опущены вдоль туловища. Ходьба обычная, на носочках, в полуприседе. Корпус держать прямо. Дыхание свободное (3 мин).

И. п. : стоя, руки опущены вдоль туловища. Поднять руки через стороны вверх, потянуться (вдох, опустить руки (выдох) (4 раза). Темп медленный.

И. п. : стоя, руки опущены вдоль туловища. Развести руки в стороны (вдох, наклонить туловище (выдох, выпрямиться (4—5 раз). Вдох обычный, на выдохе имитировать свист.

И. п. : стоя, руки на поясе. Повороты туловища в стороны (5—6 раз в каждую сторону). Темп средний.

И. п. : стоя, руки на поясе. Подниматься на носки, опускаться на пятки — «перекатываться» (8—10 раз). Корпус держать прямо.

И. п. : стоя, руки опущены вдоль туловища. На вдохе развести руки в стороны, на выдохе — поднять правую ногу и сделать хлопок под коленом (4—5 раз каждой ногой). Темп средний.

И. п. : стоя, руки опущены вдоль туловища. Наклоны туловища в стороны — «насос» (5—6 раз в каждую сторону). Темп средний.

И. п. : стоя, руки опущены вдоль туловища. Спокойно вдохнуть, на выдохе произносить медленно: «Ж-жук» (4—5 раз).

И. п. : стоя, руки на поясе. Спокойно вдохнуть, на выдохе присесть 5—6 раз с вытянутыми вперед руками. Темп медленный, выдох удлиненный.

И. п. : стоя, руки на поясе. Ходьба на месте с высоким подниманием коленей (1—2 мин). Следить за дыханием.

И. п. : стоя, руки на поясе. Легкие, ритмичные прыжки на месте (10—15 раз). Дыхание свободное, темп средний.

И. п. : стоя, руки опущены вдоль туловища. Поднять руки вверх (вдох). Наклонить туловище вперед, опустить руки, потрясти кистями (выдох) (5—6 раз). Темп средний.

И. п. : стоя, руки к плечам. Совершать круговые движения локтями по 4 раза в каждую сторону. Дыхание свободное.

И. п. : стоя, руки опущены вдоль туловища. Ходьба с движениями рук к плечам, в стороны, вниз; с подниманием рук вверх, опусканием и расслаблением (1—2 мин). Темп медленный, дыхание глубокое, выдох продолжительный.

5-й комплекс

(с мячом)

И. п. : стоя, мяч в опущенных руках. Поднять руки вверх, потянуться (вдох, опустить руки (выдох). Выполнять в медленном темпе 4 раза.

И. п. : стоя, мяч в опущенных руках. Поднять мяч над головой в вытянутых руках (вдох, наклонить туловище вправо (выдох). Выпрямиться (вдох, наклон влево (выдох). Выполнить по 2 раза в каждую сторону, руки опустить вниз. Темп средний.

И. п. : сидя на мяче, ноги на ширине плеч. Развести руки в стороны (вдох, наклонить туловище вниз (выдох, выпрямиться. Вдох обычный, на выдохе имитировать «стон».

И. п. : стоя, мяч на полу. Потянуться вверх, поднять мяч над головой (длинный вдох, резкий присед с опорой руками на мяч, колени в стороны (короткий выдох, выпрямиться. Выполнять 4—5 раз. При вдохе движения мягкие, при выдохе — резкие, динамичные.

И. п. : сидя на мяче. Имитировать ходьбу с высоким подниманием коленей, сидя на мяче (1—2 мин). Дыхание свободное, темп средний.

И. п. : лежа на спине, мяч перед собой на груди. Поднять руки вверх (вдох). Задержать дыхание, опустить мяч на грудь (выдох, задержать дыхание. Выполнять упражнение 2 раза, постепенно увеличивая паузы с задержкой дыхания.

И. п. : сидя на мяче. Ритмично прыгать, сидя на мяче (10—15 раз). Дыхание свободное, темп средний.

И. п. : стоя, мяч перед грудью в согнутых руках. Ходьба на носках, в полуприседе, обычная с постепенным замедлением (3 мин). Спину держать прямо, дыхание свободное.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой!

Еще со времен древних йогов считалось, что правильное дыхание способно избавить человека от многих болезней. Предложенные ими упражнения весьма эффективны, однако из-за неточностей перевода некоторых «пранаям», порой становится сложно правильно выполнять упражнения и добиться нужного эффекта. Альтернативным вариантом может служить методика, предложенная русской преподавательницей пения А. Н. Стрельниковой.

Александра Николаевна Стрельникова – автор ряда дыхательных упражнений для борьбы с болезнями дыхательных путей, сердечно-сосудистой системы, неврозами, диабетом и многими другими. Обладательница патента "Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса".

Публикации по теме:

Игры для развития дыханияИгры для развития дыхания Дыхание - одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека. Наряду с основной функцией газообмена, органы дыхания осуществляют также.

Развитие речевого дыхания (младшая группа)Развитие речевого дыхания (младшая группа) Мы дышим постоянно, дыхание жизненно необходимо человеку. Но есть еще дыхание речевое, которое появляется в момент говорения, когда на выдохе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дыхательная гимнастика для детей
Опубликовано: 9 декабря 2014 в 09:09
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дыхательная гимнастика для детей» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Калинина (УИ 233356) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД