Юлия Михеенко
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой - как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
Многочисленные исследования в последнее десятилетие свидетельствует о том, что в российском обществе отмечается существенное ухудшение состояния здоровья детей, посещающих дошкольные образовательные организации. Число детей с хроническими заболеваниями увеличилось по данным Центра здоровья детей РАМН в два раза (с 11.8% до 21.3-26.9%, а число детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья снизилось в три раза (до 5-6%).
Публикация «Дыхательная гимнастика А, Н, Стрельниковой как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Работа в данном направлении ложится на плечи педагогов, так как более 70% времени ребенок проводит в стенах дошкольного учреждения.
Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста становится самой главной задачей взрослых. В связи с этим актуальным становится не просто организация физкультурно – оздоровительной работы в ДОО, а внедрение здоровьесберегающих технологий, новых нестандартных подходов к оздоровлению детей, так как прежние формы и методы не могут в должной мере противостоять ухудшению здоровья подрастающего поколения.
Оздоровительная работа нашего дошкольного образовательного учреждения разнообразна. Мы реализуем различные технологии в режиме дня:
- пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
- подвижные и спортивные игры;
- гимнастика бодрящая (утренняя, после сна);
- различные формы закаливания;
- гимнастика на фитболах, на степах;
- физкультурные занятия;
- занятия в бассейне;
- различные виды самомассажа.
Целью моей работы по здоровьесбережению является оздоровление детей, особенно имеющих ограниченные возможности здоровья, а также создание таких условий, которые помогут каждому ребенку укрепить физическое и психическое здоровье, обеспечить эмоциональное благополучие.
Работая инструктором по физическому развитию, при проведении занятий по адаптивной физической культуре, использую дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой как для детей старших и подготовительных групп, так и для детей, имеющих ограниченные возможности организма.
Дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой я освоила в 2010 году и активно применяла ее в своей деятельности инструктора лечебной физкультуры.
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – это оздоровительный метод, созданный на рубеже 30-40-х годов в качестве восстановления певческого голоса. (Щетинин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. Методическое пособие. Москва. Айрис пресс 2007г.)
Главной особенностью дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой является особая техника дыхания – энергичный вдох и пассивный выдох в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку.
Упражнения стрельниковской дыхательной гимнастики активно включает в работу все части тела: руки, ноги, голову, тазовый пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т. д. – и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма. И так как в этой гимнастике все упражнения выполняется одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе, в результате усиливается внутреннее тканевое дыхание и повышается усвояемость кислорода тканями. Систематическое выполнение гимнастики оказывает комплексное воздействие на организм:
- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
- способствует восстановлению нарушенных нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
- улучшает дренажную функцию бронхов;
- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
- устраняет некоторые морфологические изменения в бронхолегочной системе;
- способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению сморщенных участков легочной ткани, восстановлению нормального крово- и лимфоснабжения, устранению местных застойных явлений;
- налаживает нарушенные функции сердечно-сосудистой системы. Укрепляет весь аппарат кровообращения;
- исправляет развившие различные деформации грудной клетки и позвоночника;
- активизирует иммунную систему и защитно-приспособленческие механизмы организма.
Эта гимнастика настолько результативна, что ее внедрение в ДОО, а также в жизнь семьи дает возможность всем ее членам не терять бодрости и жизнерадостности, сохранять высокую работоспособность, противостоять болезням. Она хорошо запоминается и после некоторой тренировки выполняется легко и свободно. Эта гимнастика универсальна. Она не имеет противопоказаний. Она может быть лечебной и профилактической, оздоровительной и развивающей, восстанавливающей силы и улучшающей настроение. Ее можно делать дома и на улице, стоя, сидя и лежа, всю сразу или по частям.
Гимнастика позволяет направить энергию детей «в мирное русло» и полнее удовлетворить потребность в двигательной активности, а проведение ее на прогулке в теплое время года дополняет арсенал подвижных игр.
Гимнастику также можно использовать во время разных режимных моментов. Это и время, предназначенное для утренней гимнастики, и динамические паузы во время занятий, время после дневного сна, и время ожидания при смене режимных моментов. Так, перед музыкальными и физкультурными занятиями в зале дети иногда должны подождать, пока закончится занятие предыдущей группы. Именно эти несколько минут можно провести с пользой: сделать несколько упражнений.
На логопедических занятиях стрельниковская дыхательная гимнастика в сочетании со специальными звуковыми упражнениями применяется как один из успешных методов работы коррекции логоневрозов у детей. При других речевых нарушениях, особенно связанных с нарушением голоса, эта гимнастика позволяет работать с просодической стороной речи на новом качественном уровне, улучшая речевое дыхание и звучность речи, помогая устранять гнусавость и нарушения темпа и ритма речи. Организационно она имеет ряд практических преимуществ перед другими методами. Прежде всего, это возможность занятий как в спортивном зале или в группе, так и небольшом пространстве кабинета. Дыхательная гимнастика Стрельниковой не требует специальных условий и материальных затрат. Все вышесказанное доказывает ее универсальность.
Занятия по адаптивной физкультуре, с элементами дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой, для воспитанников проводятся два раза в неделю, а для детей с ограниченными возможностями здоровья одно занятие в неделю включает в себя весь комплекс дыхательной гимнастики, второе - основные упражнения дыхательного комплекса и комплекс адаптивной физкультуры. Занятия проходят в спортивном зале, оснащенным спортивным оборудованием.
В процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья дыхательной гимнастике А. Н. Стрельниковой потребовалось больше времени, чем планировалось. Необходимо иметь в виду, что качественное выполнение движений получится не сразу, а вырабатывается по мере тренировки. Поэтому обучение я разделила на две части: первая часть освоение первых трех разминочных упражнений – «Ладошки», «Погончики», «Насос». Длительность занятия составила 15 минут. Проведение первой части показало, что упражнения детям были интересны и выполняли они их с бодрым настроением. Эти упражнения просты и понятны и процесс обучения прошел без особых проблем в течении двух недель.
Вторая часть – постепенное освоение остальных упражнений дыхательного комплекса. По плану каждую неделю должно добавляться одно новое упражнение, а повторы уже освоенных упражнений постепенно увеличиваются.
После завершения обучения всего комплекса дети научились владеть своим телом, больше его расслаблять, меньше допускали ошибок, вдох совпадал с движением. Следует учитывать на занятиях, чтобы нагрузка строго дозировалась, в зависимости от физического состояния детей.
Самое сложное было обеспечить ежедневное проведение дыхательной гимнастики, поскольку на занятия по физическому развитию дети приходили 2-3 раза в неделю. Чтобы обеспечить выполнение дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой в остальные дни я обучила педагогический состав на семинарах-практикумах выполнению трех основных упражнений комплекса. Эти упражнения воспитатели проводили в разные режимные моменты: это утренняя гимнастика, гимнастика после сна, динамическая пауза, на прогулке в теплое время года. Для малышей я предложила вариант обучения вдохов (шмыгать носиком, шумно нюхать разные запахи, что позволило уменьшить показатели по заболеваемости верхних дыхательных путей на 5% (по данным мониторинга заболеваемости, проводимые медработниками нашего сада). Особое внимание уделяю работе с родителями. Важнейшим условием является установление доверительных отношений между семьей и детским учреждением. Ни одна даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьей.
Работу с родителями провожу в виде различных традиционных и нетрадиционных форм: это индивидуальные беседы, консультации, проведение родительских собраний, практикумов.
Цель этих мероприятий:
- привлечь родителей к воспитательно - образовательному процессу;
- формировать знания родителей по применению здоровьесберегающих технологий;
- воспитывать у родителей и детей желание вести здоровый образ жизни.
На родительских собраниях веду разъяснительную работу о пользе дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой, о положительном влиянии в целом на организм не только ребенка, но и на организм взрослого человека. Поэтому большое значение я уделяю обучению родителей воспитанников дыхательной гимнастике А. Н. Стрельниковой, ведь совместная работа: семья – детский сад принесет гораздо лучший результат по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.
Проводя сравнительную диагностику и сравнительный анализ функциональных исследований (спирометрия, динамометрия, силовая выносливость мышц) детей в начале и в конце учебного года улучшились такие показатели как:
- силовая выносливость мышц спины и брюшного пресса;
- объем жизненной емкости легких (показатели спирометрии);
- мышечная сила рук (показатели динамометрии).
Систематическое использование дыхательной гимнастики Александры Николаевны Стрельниковой создает возможность для улучшения работы всех систем организма, а именно: основных видов движений и физических качеств, повышается умственная работоспособность, улучшаются все показатели физического развития и общее состояние здоровья, происходит совершенствование функций ведущих физиологических систем организма, ведет к положительной динамике в развитии и физическая работоспособность, повышается сопротивляемость организма, снижается заболеваемость.
Можно сделать вывод, что применение в деятельности ДОО дыхательной гимнастики позволили улучшить состояние здоровья детей, посещающих дошкольное учреждение, снизилась заболеваемость на 10%, повысилась посещаемость на 15% (по данным мониторинга заболеваемости и посещаемости, проводимые медработниками нашего сада).
Таким образом, внедрение в деятельность ДОО дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой как средства оздоровления в работе с детьми дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, доказала свою эффективность и результативность, что позволяет решать задачу по сохранению и укреплению здоровья воспитанников детского сада.