Наталья Теплых
Дыхательная гимнастика как один из элементов здоровьесберегающих технологий в практической деятельности ДОУ
«Дыхательная гимнастика как один из элементов здоровьесберегающих технологий в практической деятельности ДОУ»
В современной действительности наблюдается снижение основных показателей здоровья детей. Среди детей дошкольного возраста возросло количество детей с тяжелыми нарушениями речи, соматически — ослабленных, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Дыхательная гимнастика как один из элементов здоровьесберегающих технологий в практической деятельности ДОУ» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
Поэтому на сегодняшний день в образовательном процессе так актуальна потребность в интеграции здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Эти технологии отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:
-закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
-повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
-проведение профилактической оздоровительной работы;
-ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
-мотивация детей на здоровый образ жизни;
-формирование полезных привычек;
-формирование валеологических навыков;
-формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
-воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий.
Изучение опыта работы дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.
Существуют различные комплексы дыхательной гимнастики – гимнастика по Стрельниковой, гимнастика по Бутейко, гимнастика, заимствованная из хатха-йоги, и другие. Все они построены на упражнениях, главными элементами которых являются : глубокое дыхание, искусственное затруднение дыхания, задержка дыхания, замедление дыхания, а также поверхностное дыхание.
Использование дыхательной гимнастики помогает :
-улучшить работу внутренних органов;
-активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
-тренировать дыхательный аппарата;
-осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
-повысить защитные механизмы организма;
-восстановить душевное равновесие, успокоиться;
-развивать речевое дыхание.
Правила проведения дыхательной гимнастики
Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут.
Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.
В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов.
Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими, а выдыхать через рот (выдох долгий).
Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания.
Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.
Стоит не забывать, что проводить занятия нужно в игровой форме. Также малыши будут выполнять все требования с большим удовольствием, если каждое упражнение будет иметь свое «детское» название.
Комплекс дыхательных упражнений в гимнастике включает в себя самые разнообразные упражнения.
Рассмотрим некоторые из них.
«Водолаз». Малыши должны представить, что находятся в море и опускаются под воду. Теперь нужно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на максимально долгое время.
«Часики». Ручки вниз, ножки на ширине плеч. Малыши изображают часы, размахивая прямыми руками вперед и назад, произнося при этом «тик-так».
«Вырасту большой-большой». Ноги вместе, дети стоят ровно. Нужно поднять руки в стороны, затем вверх. На вдохе подняться на носочки и хорошенько потянуться вверх. Далее дети опускают руки вниз, становятся на ступни, произнося на выдохе «ууххх».
«Паровозик едет». Дети идут, делая движения руками и произнося «чух-чух». Затем - останавливаются и на выдохе издают звук «ту-туууу».
«Бросаем мячик». Дети становятся в кружок. Один из них держит мяч в поднятых руках. Вдыхает, а на выдохе бросает мяч своему другу, произнося длительное «уухх».
«Как говорит ворона». Дети расставляют ноги на ширине плечи, руки опускают вниз. На вдохе нужно развести руки в стороны, как крылья у вороны, а на выдохе медленно опустить руки, говоря «кааррр».
«Ненасытный хомячок». Дети должны надуть щеки и медленно ходить по кругу. Далее нужно хлопнуть по щечкам, выпустив воздух. Затем пройти пару шагов, хорошенько дыша носом, как хомячок, который вынюхивает еду, чтобы наполнить щечки снова.
«Веселый футбол». Сделайте ворота из кубиков и маленький мяч из ваты. Задача детей – дуть на мяч, чтобы он закатился в ворота. А сколько веселья начнется, когда дошкольники станут дуть на мячик через трубочку для сока!
«Маленькие художники». Малыши должны выдыхать на стекло так, чтобы можно было нарисовать фигурку, которую Вы скажете.
«Бабочки». Нарежьте из бумаги бабочек, затем подвесьте их на нитки. Дети должны дуть так, чтобы бабочки летали.
Кроме предложенных специальных упражнений некоторые привычные детские развлечения тоже являются хорошими упражнениями, укрепляющими органы дыхания. Это такие интересные занятия, как надувание воздушных шариков, выдувание мыльных пузырей, «бульканье» в стакане с водой через соломинку, свист в свисток, игра на дудочке, трубе, губной гармошке.
Пример интеграции здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, на примере итогового занятия по теме "Транспорт"
Программное содержание: Закреплять с детьми название видов транспорта (машина - грузовая, легковая; поезд; самолет; корабль).Развивать умение детей устанавливать связи между строением и функциями транспорта (у машин колеса - она едет, у самолета крылья - он летает, у лодки широкое дно - она плавает). Развивать двигательные навыки, координацию движений. Способствовать развитию дыхательного речевого выдоха, способствовать формированию элементарных знаний правил дорожного движения, совершенствовать игровые навыки детей, воспитывать умение играть в коллективе.
детей дошкольного возраста рассчитаны не только на укрепление иммунитета. Сейчас существует много малышей, которые страдают нарушением звукопроизношения. Речевое дыхание формируется только при постоянной работе над звуковой культурой речи и выполнении упражнений для дыхания.
Подобные упражнения постоянно практикуются при работе над коррекцией речевых нарушений, на занятиях логоритмики, АФК, на ежедневных занятиях в группах компенсирующей направленности.
Но стоит помнить о том что эти самые простые занятия и упражнения пойдут на пользу любому ребенку. А благодаря игровой форме, дети даже не заметят, что серьезно потрудились и сделали шаг к крепкому здоровью.
Подобные упражнения постоянно практикуются при работе над коррекцией речевых нарушений, на занятиях логоритмики, АФК, на ежедневных занятиях в группах компенсирующей направленности.
Но стоит помнить о том что эти самые простые занятия и упражнения пойдут на пользу любому ребенку. А благодаря игровой форме, дети даже не заметят, что серьезно потрудились и сделали шаг к крепкому здоровью.